Лирика и маркетинг
Маркетинг и лирика, лирика и маркетинг… Весьма странное сочетание. На первый взгляд. Маркетинг – это, если выразить его сущность, способ удовлетворения желаний и потребностей человека. Маркетинг, если говорить совсем прямо, это способ манипулирования человеческими слабостями (физиологическими, душевными, общественными…). Маркетинг стал настоящим искусством. Шутка ли – не просто давать человеку то, чего ему хочется, но формировать потребности, навязывать товары, обуздывать человека бесконечным количеством предметов.
Но это еще не самое страшное зло, исходящее от маркетинга. Маркетинг ограничивает человека. Маркетинг ограничивает человека рамками консюмеризма. "Потребляй то, что тебе нужно, и будь счастлив!" - таким может быть девиз маркетинга. Но потребности возрастают с каждым днем, становятся более разнообразными. Счастье – совсем не маркетинговая категория – упорно связывается с удовлетворением, главным образом, физических потребностей.
Лирика – явление совсем другого рода, чем маркетинг. Я предлагаю здесь рассматривать лирику не просто как одно из направлений поэзии. Лирика для меня есть противоположность голому прагматизму, желанию что-то навязать (даже под благовидными предлогами) человеку. Лирика – это свобода от материальных ценностей, это выход за пределы того узкого мира человека, который можно назвать потребительским. Лирика – это прорыв в область фантазии, мечтаний, яркого и красочного выражения того внутреннего мира человека, который не связан с желанием что-то есть, пить, во что-то одеваться.
Философия существует несколько тысяч лет. Время жизни первого поэта, который оторвался в своих мыслях "от земли", даже трудно определить. А мировые религии, в которых воплотились опыт и чаяния множества поколений? Искусство, философия, религия, этика – во всем этом испокон веков выражался внутренний мир человека, полет его желаний, устои и привычки. В искусстве, философии, религии выражалось и выражается человеческое "Я". То, к чему ежедневно апеллирует маркетинг (которому всего-то полсотни лет), было предметом пристального внимания гуманитариев в течение тысячелетий.
Если маркетинг проникает в человеческое "Я" и стремится манипулировать им, порождая материальные ценности, то Лирика (позвольте написать это слово с большой буквы) раскрывает человека, реализует его душевные искания и притязания. Лирика импровизирует, обогащает, помогает чувствовать себя человеком в духовном смысле, выражает внутренний мир человека вовне.
Маркетинг насыщает материальный мир человека, вторгаясь в человеческое "Я", и в целом сужает мир человеческих притязаний. Именно сужает – до рамок материальных ценностей. Лирика, напротив, расширяет, помогает человеку посмотреть на себя со стороны, в рамках более широкой системы координат. Получается, что направления действия Маркетинга и Лирики противоположны.
По большому счету маркетинг – это комплекс действий в соответствии со строгим алгоритмом. Но Лирика по своей сути предшествует логике и точности. Человека выделила из природы способность себя осознавать отвлеченно – без практической нужды. И это заставляет относиться к Лирике с особенным вниманием. Ведь человек – это намного большее, чем иерархия потребностей, которые нужно удовлетворить.
На мой взгляд, маркетинг должен стать более лиричным, если можно так сказать. Более вдохновенным, более глубоким и с большим уважением относящимся к тайнам человеческой души. Маркетинг неизбежно будет раскрывать потребности, желания людей, удовлетворять их. Но это насыщение должно быть более ценностным и, я бы сказал, целостным с точки зрения бережного отношения к внутреннему миру, индивидуальным особенностям человека.
Лирика, как мне кажется, должна стать тем, с чем маркетолог имеет дело каждый день или почти каждый день. Лирика может сделать маркетолога более человечным и более профессиональным. Ошибка многих маркетологов состоит в том, что они слишком привязаны к классическим канонам маркетинга: факты, схемы, подсчеты…
Давайте поиграем в детскую игру. Возьмем любой предмет… например, книгу. Как мы ее можем использовать? Придумайте как можно больше способов применения книги, пофантазируйте… Мы можем почитать книгу, использовать ее в качестве подставки под проектор, как домик для кукол, как место для хранения денег, как пресс… Много еще способов использования книги Вы придумали? Необычных, странных? Такие игры развивают фантазии, способность мыслить неординарно, помогают видеть не только то, что лежит на поверхности.
Помните рассказ Николая Носова "Фантазеры"? Двое ребят придумывают разные небылицы – добрые, открытые, невероятные. Еще один мальчик говорит: "Это так просто и бесполезно". Но сам не может придумать ни одной такой истории. У первых двух ребят мышление, чувства – богаты, целостны, вокруг смотрящие. У другого персонажа мышление – куцое, ограниченное; он мысли только в рамках полезное/бесполезное.
Мне кажется, маркетологу во многих случаях нужно уподобиться ребенку, который, как губка, впитывает в себя самое разное – казалось бы, не нужное. Только в этом случае в его голове рождаются неординарные, сильные, правильные решения. Лирика – в том понимании, о котором я говорю, - неисчерпаемый кладезь или резервуар богатства маркетолога как человека и как профессионала.
С грустью вспоминаю, как один из известных в рекламном бизнесе человек сказал: "Зачем я буду читать эту книгу? Какая от нее польза?"…
Для того, чтобы стать настоящим маркетологом нужно выйти за пределы собственно маркетинга. Лирика создает особую ауру в профессиональной жизни маркетолога. Из этой ауры маркетолог черпает не только внутреннее спокойствие, выдержанность, дальновидность. Эта аура помогает маркетологу не превращать маркетинг в чистую манипуляцию человеческими потребностями, преодолевать ограниченность мышления, которая навязывается самой сутью маркетинга.
Философия, мораль, искусство, может, и не дают прямых ответов на маркетинговые вопросы (хотя совсем и не обязательно), но они развивают ум, учат размышлять (думать) и оценивать (разумом и чувствами).
Будем Лириками, господа Маркетологи! Жизнь станет красочнее, работа – интереснее, а Потребитель – более благодарным.
Директор компании
"Следопыт"
15.12.2005
Комментарии
Написать комментарий