Статьи

Валентина Матвиенко и русская водка

Государство любит подкидывать россиянам подарки "под елочку". В 2005-м была монетизация. Со следующего года вступает в силу закон, революционно меняющий правила игры на алкогольном рынке. Самую пьющую страну зальют под завязку - в Россию хлынет река заграничного спиртного, национальное производство водки будет уменьшаться. Наших производителей давит импорт.

"Яркий пример: в 2004 году Украина ввезла к нам в 4 раза больше горилки, чем годом ранее. По итогам 10 месяцев нынешнего года поставки выросли еще на 86% по сравнению с прошлым периодом. Так что ничего удивительного в 8-процентном падении производства российской водки нет. Винодельческая отрасль вообще находится в состоянии глубокого кризиса - падение на 30%. Теснят Молдавия, Грузия, Болгария. Помогают Испания, Франция, Аргентина", - рассказывает глава Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин.

За январь-октябрь 2005-го в России произведено 99,5 млн. дал водки и ликероводочной продукции (93,6% от уровня аналогичного периода прошлого года), 25,2 млн. дал виноградных вин (79,1%), 10 млн. дал шампанского (117,1%), 3,1 млн. дал коньяка (102,5%).

Доля импортного спиртного на рынке составляет 17%. Импорт водки в Россию быстро увеличивается.

Особые нормы ВТО

С нового года полностью отменяется лицензирование импорта. "Это требования Всемирной торговой организации, в которую мы хотим вступить. В международной практике ВТО еще никому подобных предписаний не давала. Та же Украина - она тоже ведет переговоры по вступлению - лицензирование импорта сохранила. И лицензия у них стоит $400 тыс.", - говорит Шапкин. Для сравнения, в России сейчас лицензия стоит всего $50 тыс.

Национальная алкогольная ассоциация написала письмо премьеру Михаилу Фрадкову с просьбой отстоять своих производителей в торговых межправительственных переговорах. "Иначе и одна, и другая страна могут забыть вкус русской водки", - говорится в документе. Судя по всему, впоследствии такие письма станут регулярными, но будут касаться других видов импортного алкоголя. Как прогнозируют специалисты, с нового года заниматься поставками спиртного в Россию сможет любой желающий, везти станут все, что горит. Причем товар будет востребован: россияне потребляют огромное количество того же импортного вина. Проконтролировать качество будет крайне сложно. Так что если раньше травились своей "сивухой", скоро к ней добавится значительное количество заграничной.

Больнее всего такой поворот ударит по производителям вина. "Российские вина не отличаются высоким качеством. Есть, конечно, несколько производителей, которые выбиваются из этой картины, но они выдают не более тысячи бутылок в квартал. Так что их доля на рынке будет уменьшаться, и в результате российское вино станет таким же эксклюзивом, как и южно-австралийское", - считает Шапкин.

Производители более оптимистичны. По их версии, доля некачественного импортного спиртного возрастет, но с другой стороны импорт с нового года будет маркироваться не дома, а в России. А это значит, что правила игры для всех будут почти одинаковы. "Отмена лицензирования импорта, на мой взгляд, особого влияния на расклад на водочном рынке не окажет. Импортеры водки, в первую очередь с Украины, работают легально, в хорошей ценовой нише, и, если они на сегодня где-то обыгрывают нас в маркетинге - это честная конкуренция. Новые правила уравнивают импортеров и российских производителей", - говорит председатель правления ОАО "Синергия" (холдинг, владеющий активами предприятий пищевой и алкогольной промышленности) Александр Мечетин.

"Любая отмена барьеров - это всегда благо. Почему все кричат, что на рынок хлынет волна непонятно чего? Мое мнение - хуже, чем есть, уже не будет. Думаю, появятся наконец компании, которые привезут качественное вино из Европы. Ну не может бутылка французского вина стоить 70 рублей. А вот дело контролирующих служб отслеживать качество ввозимого спиртного", - уверен глава винодельческой компании "Винэкспорт" Отари Балинов. Представитель "Союзпромимпекса" Галина Чижова заявила "Профилю", что российские вина тоже никуда не денутся: "Наши вина занимают определенную нишу, и на каждый вид продукции есть свой покупатель".

Со своих спрос больше

Отечественные производители к лету следующего года должны будут получить новые лицензии. Выпускать этиловый спирт смогут лишь предприятия, имеющие не менее 10 млн. рублей уставного капитала, а водку - не менее 50 млн. рублей. В качестве бонусов они получили более либеральный рынок: отменены квоты на закупку спирта (производители будут просто уведомлять Минсельхоз) и обязательная регистрация наименований алкогольной продукции.

Кроме того, упраздняется система акцизных складов. Сейчас производители платят 20% акциза в федеральный бюджет, остальное - регионам, где продают спиртное. Вместо региональной акцизной марки будет введена единая маркировка по всей стране, а акциз станет полностью уходить "федералам". Таким образом, регионы лишаются возможности давить на иногородних производителей в пользу местных. Что, собственно, и пытались сделать на прошлой неделе в Орловской области, нарушая законы. Другие регионы обычно делали это по-тихому, а орловцы поспешили и, не успев заявить о запрете ввоза спиртного, вынуждены были его снять.

Регионы, естественно, недовольны. Четче всех позицию озвучила в Думе губернатор Петербурга Валентина Матвиенко: "Если закон будет принят в такой редакции - это будет катастрофа". Но, как уже известно, депутаты уговорам не вняли. Впрочем, региональные власти теперь переключатся на розницу. Именно местным администрациям поручено определить минимальные требования к уставному капиталу торговых точек (предположительно он будет не ниже 250 тыс. рублей) при перерегистрации и получении новой лицензии. Кстати, для укрупнения торгового звена лицензионный сбор тоже увеличили до 20-30 тыс. рублей. А предпринимателям без образования юридического лица и вовсе запретили продавать спиртное. "Розница, как известно, сидит на товарном кредите. По новым правилам поставщик должен будет выплачивать НДС при отгрузке, а это значит, что с торговых сетей начнут требовать предоплату, которую мелкие магазины заплатить не в состоянии. Получается, что со временем купить спиртное можно будет только в крупных торговых точках", - говорит Галина Чижова.

Властям на местах придется принимать решение - вводить в регионе систему декларирования розницы или пока подождать. При положительном решении торговые объекты должны будут купить еще и специальное оборудование для считывания штрихкода с тела бутылки (марку теперь решено не клеить на горлышко). Данные о продажах в итоге будут обрабатываться в общей базе данных. И сравниваться с данными Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), с помощью которой государство собирается отслеживать каждую каплю производимого в России спиртного. Пока декларирование розницы вводить не обязательно. Однако со временем планируется оснастить спецоборудованием каждую торговую точку. "Если сейчас у нас наркологи пользуются примерными оценочными данными о том, сколько народ пьет, то скоро станет понятно, что происходит на рынке розничных продаж. Сколько у нас - 40% или 80% теневого рынка?" - говорит Шапкин.

Но понятие "скоро", как известно, в России весьма растяжимое. Обязательная для производителей система ЕГАИС (приобретение которой оплачивает государство) установлена на сегодня всего на 30% заводов. А уже с начала следующего года разливать спиртное без этого оборудования будет невозможно. Так что в первом квартале 2006 года на алкогольном рынке специалисты предрекают полнейший хаос.

Посторонним вход запрещен

Новый закон принимался не в пользу бедных. Алкогольный рынок в долгосрочной перспективе ждет серьезный передел, который начнется уже в следующем году. "Новая редакция отраслевого закона в первую очередь выгодна производителям, имеющим федеральную дистрибуцию. Отмена института акцизных складов и использования региональных специальных марок упростит для них движение продукции по стране. Но при этом нарушается сложившаяся система контроля качества алкоголя, а создание и отладка новой системы фактически ложится на плечи региональных властей. Им приходится в срочном порядке запускать местные системы контроля оборота алкогольной продукции и внедрять механизм проверки качества алкогольной продукции, завозимой из других регионов. Иначе вал контрафактной кавказской водки будет просто не остановить", - считает Александр Мечетин.

Убрав с поля регионы, крупные федеральные производители начнут перестраивать рынок под себя. Новым лицензионным требованиям по размеру уставного капитала не соответствует более половины ликероводочных заводов страны. Более того, у многих из них серьезная задолженность перед бюджетом, не погасив которую они не получат лицензию ни при каких условиях. По экспертным оценкам, из 2,5 тыс. оптовиков, работающих на сегодня, останется не более 1,5 тыс. А из 186 российских спиртзаводов и 400 ликероводочных выживет в среднем половина. Под угрозой мелкие региональные производители, у которых только два выхода - либо сливаться с крупными федеральными воротилами (или выходить на федеральный рынок с новым брендом спиртного), либо закрываться, банкротиться, продаваться. Уже сейчас Интернет завален предложениями продажи готового водочного бизнеса. Через несколько лет рынок будут контролировать несколько крупных производителей.

"Федеральные бренды продаются в среднем и высшем ценовых сегментах (от 80 рублей), но в деревнях эта водка считается запредельно дорогой. В сегменте недорогой ликероводочной продукции, на который приходится большая часть региональных рынков сбыта, акциз с НДС составляет более половины розничной стоимости бутылки водки. Нелегальные производители не платят акциз и имеют неограниченные ресурсы для снижения цен на свою продукцию и привлечения потенциальных покупателей. При этом в сбыте контрафактной продукции может быть заинтересована вся цепочка дистрибуции - от производителя до розничного продавца. Добросовестные производители, являющиеся плательщиками налогов и акцизов, имеют мало шансов выжить в условиях ценовой конкуренции, которая неизбежно будет развязана", - уверен Мечетин.

В Москве все видится по-другому: ассортимент изменится в пользу крупных производителей, некачественное и левое спиртное исчезнет с прилавков, потому как его просто не смогут продавать. Впрочем, и те, и другие признают, что полностью справиться с левым алкоголем, как и с домашним кустарным производством, невозможно. И заверяют, что все изменения никоим образом не отразятся на розничных ценах.

Алкоголь подорожает по другим причинам. С нового года на 8% снова повышаются ставки акциза. Таким образом, поллитровка водки или коньяка станет на 4-5 рублей дороже. Цены на вина не изменятся, потому как ставки акцизов на них не повышаются уже три года. "Серьезно повысятся цены на все возможные спиртосодержащие жидкости. За исключением парфюмерно-косметической продукции, разлитой в емкости не более 100 мл, - для них сохранена льгота по акцизам. Все, что касается средств для размораживания замков и тому подобных жидкостей двойного назначения, которые продаются в пятилитровых канистрах, то они с рынка исчезнут - ставка акциза будет такая же, как на водку", - говорит Павел Шапкин. Хотя остатки некоторое время еще будут реализовываться.

Народ, для которого всегда есть повод выпить, найдет себе другие дешевые альтернативы спиртному. Чем и будет травиться.

График 1

Что пьют россияне?(розничная продажа за январь-октябрь 2005 года, млн. дкл)





















Водка и ликероводочные изделия 169,2
Винные напитки крепостью до 28% 7,1
Коньяк, коньячные напитки 5,6
Винные напитки крепостью выше 28% 2,9


Источник: Национальная алкогольная ассоциация.

ЕЛЕНА ЗВЕРЕВА
"Профиль"

07.12.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

26.06.2024 - 19:28
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация