"Русская водка" в одни руки
Документы о признании знака "русская водка" общеизвестным Борис Симонов подписал в прошедшую пятницу. Своей визой он утвердил решение, принятое палатой по патентным спорам еще в начале сентября этого года. Это решение автоматически вступает в силу с момента подписания и с конца прошлой недели делает ФКП "Союзплодоимпорт" владельцем исключительных прав на брэнд.
Для признания товарного знака общеизвестным в РФ соответствующий товар должен выпускаться продолжительное время, большинство потребителей должны знать его, отличать от продукции конкурентов, ассоциировать с конкретным производителем, продающим этот товар. ФКП является владельцем товарного знака "Русская водка" на территории России с 2002 года. Поэтому на территории России ситуация с использованием этого знака после принятия решения Роспатентом существенно не изменится. В то же время у ФКП, оспаривающего права на использование словосочетания Russian Vodka у группы SPI, появляются теоретические шансы лишить SPI прав на брэнд после вступления России в ВТО. По правилам ВТО ее члены обязаны признать права владельцев общеизвестных брэндов.
В ФКП утверждают, что намерены использовать полученные права исключительно в целях борьбы против группы SPI Юрия Шефлера, владеющей правами на брэнд Stolychnaya в большинстве стран мира. "Это дополнительный аргумент в нашем споре за марку,– говорит глава 'Союзплодоимпорта' Владимир Логинов,– следующим нашим шагом станет признание общеизвестной самой Stolychnaya". Мнение господина Логинова подтверждают и специалисты по патентному праву. "Как только Россия вступит в ВТО, по межгосударственным договорам водка SPI с общеизвестным брэндом, принадлежащим ФКП, будет остановлена прямо на таможне любого государства–члена ВТО",– говорит патентный поверенный Вадим Усков.
В SPI к заявлениям "Союзплодоимпорта" отнеслись скептически. "Даже после вступления в ВТО общеизвестной торговая марка признается в каждой стране отдельно,– говорит заместитель председателя совета директоров SPI Андрей Скурихин.– Если в силу административных рычагов ФКП удалось получить нужное решение, то в других странах это не пройдет. В США 'Союзплодоимпорт' никогда водку не продавал, и там его никто не знает".
Отметим, что решение господина Симонова может отразиться не только на продукция SPI, но и на любом производителе, на этикетке которого будет нанесена надпись "русская водка" или Russian Vodka. "Надпись 'русская водка' на этикетке является одним из суббрэндов наравне с названием водки,– говорит господин Усков,– а это уже вступает в противоречие с торговым знаком, принадлежащим ФКП".
В самом ФКП по этому поводу заявляют, что если надпись нанесена небольшим шрифтом, нарушением их прав это считаться не будет. "'Русская водка' – это не только товарный знак, но и обозначение места происхождения товара,– считает господин Логинов,– и преследовать российских производителей за это мы не можем".
Сами российские производители водок также считают, что ничьих прав не нарушают. "Надпись Russian Vodka на нашей бутылке подчеркивает происхождение продукта,– говорит Стэн Кауфман, генеральный брэнд-менеджер группы компаний 'Винэксим' (торговые марки 'Путинка', 'Гражданская оборона'),– это означает, что водка наделена особыми свойствами, так же как, например, французский коньяк".
"Если кто-то докажет, что я выпускаю калмыцкую водку, то я изменю надпись,– говорит глава ТПГ 'Кристалл' Сергей Зивенко,– а так пусть подают на меня в суд. Надпись менять не собираюсь".
КоммерсантЪ
30.11.2005
Комментарии
Написать комментарий