Игровые приставки и смена поколений
О популярности игровых телеприставок говорит, например, тот факт, что очереди за Xbox 360 начали образовываться в американских магазинах за день до ее официального релиза 22 ноября. Американские геймеры (любители компьютерных игр), среди которых, конечно же, основную часть составляют подростки, ждали этого часа очень долго - первая Xbox была представлена в 2000 году, символизировав выход Microsoft на новый для нее рынок игровых консолей. Информационные агентства сообщают о "лагерях" подростков, образованных у торговых центров, некоторые фанаты провели там более суток, несмотря на имеющиеся в наличии в некоторых регионах дождь и холод.
За день до начала продаж прошла грандиозная презентация нового продукта, устроенная Microsoft в американской пустыне Мохаве. Ранее опытные образцы уже представлялись на различных мировых компьютерных выставках, и почти всегда они вызывали ажиотаж. Это относится и к первоначальной презентации Xbox 360 в мае на музыкальном телеканале MTV, когда Microsoft впервые показала корпус консоли. Поклонники жанра были страшно рады узнать любую информацию о консоли как можно раньше, поэтому допущенная за три дня до презентации на MTV утечка информации о том, что корпус Xbox 360 не черный, как в оригинальной Xbox, а белый, что он может ставиться как вертикально, так и горизонтально, и что в форме корпуса уже нет намека на букву "X", в честь которой платформа названа, вызвала фурор.
Страсти
Собственно, по последней информации, завезенные в американские магазины первые партии Xbox 360 разошлись в первые же часы, и теперь те, кому не хватило, ждут новых партий, которые неизвестно когда будут. Это при том, что пока для вновь представленной платформы существует всего 18 игр, выпущенных одновременно с приставкой. Также выпущен набор аксессуаров (наподобие вебкамеры), а еще начал свою работу игровой интернет-портал Xbox Live Arcade, предназначенный для многопользовательских игр через Сеть. Приставка имеет широкий спектр возможностей для работы с Интернетом, в том числе по беспроводной связи Wi-Fi, да и джойстик у нее тоже, как и положено, беспроводной. Еще она может работать с внушительного вида пультом дистанционного управления, так как по доброй исторической традиции приставка может выполнять роль домашнего медиацентра - проигрывать музыку и видео с помощью встроенного DVD-привода, а еще она оборудована съемным жестким диском емкостью 20 гигабайт.
Xbox 360 поставляется в двух модификациях - базовой за 299 долларов и расширенной за 399. Основу приставки составляют трехъядерный процессор на базе IBM PowerPC (частота каждого ядра 3,2 гигагерца), общая производительность системы составляет 1 терафлопс (триллион операций с плавающей запятой в секунду), что сравнимо с небольшим суперкомпьютером. Все уже свыклись с мыслью, что приставки третьего поколения оперируют именно суперкомпьютерными вычислительными характеристиками, так как им приходится работать с невиданным количеством графических данных, ибо современные компьютерные игры все более напоминают "реальные" кинофильмы - настолько правдоподобна графика.
Здесь, безусловно, стоит вспомнить о том, что ветераны геймерства давно намекают на то, что с увеличением зрелищности соременных игр у них уже нет того "шарма", что у игр старых, классических. В последние года ширится движение любителей эмуляторов устаревших компьютеров наподобие ZX-Spectrum или программ для запуска в современных ОС игр для MS-DOS. Этих людей, безусловно, можно понять - с такими играми связаны годы их жизни, и этот опыт нельзя просто так отбросить только из-за того, что техническая и маркетинговая мысль производителей игровых приставок шагнула далеко вперед. Однако уже сформировалось целое поколение новых геймеров, которые выросли на новых типах игр, и те самые старые игры для них имеют лишь номинальную значимость. Хотя нельзя не отметить, что иногда аргументы про то, что нынешние "красивые" игры проигрывают старым "некрасивым" в "играбельности" (gameplay) подчас основания не лишены.
На 2 декабря намечен европейский релиз Xbox 360, на 10 - японский. Xbox официально продается только в так называемых цивилизованных странах, ибо бизнес-модель ее такова, что сама приставка продается ниже себестоимости, а прибыльность достигается за счет продаж дорогих лицензионных игр. Для столь мощного вычислительного устройства, как Xbox 360, цена в 299 действительно выглядит неестественной. Официальная стоимость одной игры - около 50 долларов США. По причине того, что за такие деньги, например, в России игры покупать вряд ли кто будет в массовом порядке, Xbox официально в Россию не поставляется. Однако известно, что купить эту приставку и игры к ней у нас вполне реально, но - неофициально, конечно же.
Эта "неофициальность" подразумевает то, что приставка и игры насквозь взломаны местными пиратами, чтобы преодолеть встроенные тут и там средства защиты. Подобные методы применяются не только в России или, скажем, в Китае, но и в упомянутых цивилизованных странах, где умельцы производят так называемый моддинг, например, чтобы преодолеть т.н. региональную защиту, которая не позволяет запускать более дешевые копии игр для одной страны в стране, где те же самые игры стоят дороже (это относится не только к Xbox). Кроме того, ведется усиленная борьба с "модификаторами", стремящимися поиграть с помощью нелицензионных копий игр на легальных серверах для многопользовательских интернет-баталий.
Начались показательные процессы против пойманных отдельно взятых модификаторов - их признают виновными в нарушении авторских прав производителей консолей и заставляют платить штрафы. Отдельно можно выделить эпизод с изъятием в минувшем июне в Солнечногорском районе Московской области партии "чипованных" приставок, "предназначенных для использования нелицензионного программного обеспечения". Согласно соответствующему сообщению РИА Новости, по данному факту следственным отделом при ОВД города Солнечногорска возбуждено уголовное дело по статье 273 УК РФ - "создание и использование вредоносных программ" - "экспертиза установила, что в изъятых игровых приставках изменены технические характеристики в электронной схеме".
Это, как водится, происходит на фоне массовых повсеместных продаж модифицированных приставок или комплектов для модификации как у нас, так и в США или в Европе - на американских или британских сайтах можно найти изрядное количество инструкций по самовольной модификации той же Xbox или же коммерческих предложений услуг по модификации. Налицо аналогия с файлообменными сетями и контрафактной медиапродукцией, за которую тоже, вроде как, выборочно судят, но "делают это" чуть ли не все.
Особняком в случае с приставками стоит Австралия, где в минувшем октябре суд высшей инстанции оправдал кустарного модификатора, занимавшегося "правкой" PlayStation, так как счел, что модификация приставки не является нарушением австралийских законов об авторских правах, ибо этот процесс не относится, с австралийской точки зрения, к незаконному копированию интеллектуальной собственности, о чем говорилось в иске Sony. Суд посчитал неоправданной ценовую политику компании, которая сделала диски для Австралии дороже, чем для США.
Поколения
К настоящему моменту по итогам пятилетней битвы на рынке консолей второго поколения безоговорочное лидерство удерживают приставки серии Sony PlayStation 2, чья рыночная доля составляет чуть меньше половины. Следом с большим отрывом идет первая версия Xbox, и здесь прорыв Microsoft в сфере приставок третьего поколения способен сыграть ключевую роль - выход PlayStation 3 намечен на неопределенное время весны 2006 года. Она обещает быть устройством невиданной мощности - заявлена производительность в 1,8 терафлопс, которую будет обеспечивать многоядерный процессор Cell, совместно разрабатываемый уже много лет компаниями Sony, IBM и Toshiba и позиционируемый как "революционный" (начав с PS3, его впоследствии обещают встраивать во все подряд вплоть до наручных часов). PS3, как ожидается, будет стоить дороже Xbox 360 (но все равно ниже себестоимости), хотя о ценовой политике еще официально не объявлялось.
Третье место на рынке игровых телеприставок занимает платформа Nintendo GameCube, находящаяся от Xbox в не очень большом отрыве. В неопределенное время 2006 года эта компания также намеревается свою версию консоли третьего поколения, уже безапелляционно названную словом Revolution. Кроме того, по-новой разгораются страсти на рынке портативных игровых платформ - весной Sony обнародовала портативную PlayStation Portable (PSP), которая вступила в конкурентную борьбу с Nintendo DS (последняя версия культовой серии карманных игр GameBoy), для новых моделей которой была в срочном порядке добавлена интернет- и Wi-Fi функциональность.
Мировой оборот рынка приставочных игр сейчас составляет около 25 миллиардов долларов - это примерно вдвое превышает объем рынка американской киноиндустрии, а у многопользовательских интернет-игр вообще большое экономическое будущее. Американские подростки, как и было сказано, сходят с ума. Рекламодатели спешат застолбить места в виртуальных интерьерах (подписываются миллионные контракты). Мировые информационные агентства и другие СМИ громко и наперебой сообщают о каждом чихе консольных производителей, эту информацию с радостью ретранслируют СМИ отечественные. Вместе с тем, на настоящий момент мировой рынок лицензионных консольных игр имеет к России отношение, еще более отдаленное, чем рынок лицензионного ПО для персональных компьютерных платформ (Россия, по данным BSA, занимает шестое в мире место по уровню пиратства). Здравомыслящему россиянину понятно, что для него куда более эффективно и выгодно играть на нормальном и универсальном персональном компьютере, не покупая для этого никаких приставок к телевизору или монитору. Портативные игры хороши на КПК или мобильных телефонах, а эти все PSP и DS - баловство, на самом деле. Поэтому информация о мелких подробностях личной жизни мировых грандов приставочной индустрии является для россиянина, в основном, информационным шумом.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что российская молодежь компьютерные игры любит. И за последние годы это ее хобби заметно распространилось за пределы грязных компьютерных клубах на задворках спальных районов и трансформировалось в так называемый киберспорт. Сейчас существует Федерация компьютерного спорта России (ФКС), которая добилась признания киберспорта официальным видом спорта на уровне Росспорта (бывшего Госкомспорта). Российские команды регулярно принимают участие в различных чемпионатах российского и мирового уровня. В минувшее воскресенье в Сингапуре завершился главный мировой чемпионат по компьютерным играм World Cyber Games, который с 2000 года проводится ежегодно во многих странах мира. Команда РФ, отбиравшаяся по результатам отборочных игр в 18 российских городах, заняла 7 место. Учитывая богатые традиции отечественного геймерства, могли сыграть и получше, но тоже неплохо.
Lenta.ru
24.11.2005
Комментарии
Написать комментарий