Сформировавшийся за прошедшие четыре года рынок потребления контент-услуг успел испытать взлет, но сейчас переживает стагнацию и, возможно, в недалеком будущем исчезнет под натиском возможностей новых цифровых устройств. Тем не менее, начинающих российских контент-провайдеров это не пугает. Они верят в уникальность своих продуктов и всеобщую "мобилизацию" всей страны.
Как полагает старший консультант iKS-Consulting Оксана Панкратова, количество абонентов мобильной связи в России, по последним данным, составляет 112 млн., из которых реальных людей - порядка 80 млн. Что касается пользователей мобильного контента, то они пока составляют не более 10% от этой цифры.
По операторским данным, с ними сотрудничают 120–150 контент-провайдеров, но у крупных игроков существуют свои партнерские программы, по которым они предоставляют другим компаниям доступ к операторам. Таким образом, количество игроков на рынке увеличивается в геометрической прогрессии. Тем не менее, в 2005 году на рынке контента появились новые игроки, среди которых ЗАО "ИнКор". Как сообщил корреспонденту CNews руководитель отдела маркетинга компании Дмитрий Лучкин, в качестве бизнес-идеи - некоего венчурного проекта - "ИнКор" существует уже около года. Однако с юридической точки зрения компания появилась в мае 2005 года. В отличие от Infon, первопроходца рынка, появившегося на базе бизнес-концепции, "ИнКор" родился из интересов поставщиков решений и оборудования для операторов, которые стали присматриваться к уже существующему рынку услуг. Так возникла идея стать сервис-провайдером с прицелом на MVNO.
На сегодняшний день для самостоятельного выхода на рынок мобильных услуг новой компании требуются затраты на приобретение технической платформы, привлечение высококвалифицированного персонала, ведение долгой и трудоемкой работы по заключению сотен договоров с операторами связи, правообладателями, партнерами компании, а также солидный рекламный бюджет и грамотная маркетинговая и рекламная стратегии. По мнению Оксаны Панкратовой, в отсутствие так называемых killer applications борьба за потребителя определяется затратами на рекламу. "Подключение по партнерской программе практически ничего не стоит, нужно только иметь ресурсы для рекламы. Для подключения со своей платформой нужно от $20 тыс. до нескольких сот тысяч долларов, в зависимости от производителя платформы", - считает г-жа Панкратова.
В некоторых случаях контент-провайдеры используют платформы собственной разработки. Учитывая все составляющие, генеральный директор Infon Кирилл Шрамко определяет стоимость выхода на рынок в настоящее время от $1–2 млн., в то время как в 2001 году стоимость выхода на рынок была невысокой. "Штат компании состоял всего из пяти человек, рекламный бюджет практически был нулевым. Рекламная кампания заключалась только в распространении буклетов в офисах сотовых операторов", - вспоминает председатель совета директоров компании "Рустар Холдинг" (представленной на рынке брендами Infon и "Агрегатор") Павел Колесников.
Однако существуют и менее затратные способы выхода на рынок - используя инфраструктуру компаний-агрегаторов, которые предоставляют контент-провайдерам технические решения для распространения услуг пользователям мобильных телефонов. По сути, "ИнКор" предложил себя на рынке "агрегаторства". Как полагает Дмитрий Лучкин, всю мощь конкуренции компании придется вкусить в ближайшие полгода. "ИнКор" не устраивает революцию, а, скорее дает возможность новым игроками быстро выйти на рынок, а многим другим контент-провайдерам предлагает оптимизировать взаимодействие с операторами. Это провайдеры, которые испытывают технологические трудности или растут быстрее мощностей своих платформ. Как отметил г-н Лучкин, "этой группе легче с нашей помощью решать свои организационные и технические проблемы, тем более, мы предоставляем свои услуги на базе мощнейшей и мультисервисной платформы".
В качестве инновационной услуги в начале июня 2005 года в сети "МСС-Поволжье" "ИнКор" запустил услугу RBT, которая позволяет абоненту самостоятельно установить любую мелодию или речевое сообщение, которое будет воспроизводиться вместо гудков у звонящего. Считается, что Поволжье подходит для "обкатки" новых решений и услуг. Кроме этого, там находится учебный центр компании Huawei, на платформе которой работает данная услуга, а любой новый сервис требует вовлечения высококвалифицированного персонала. "Название Pri:)Call получилось на редкость удачным и запоминающимся, - говорит Дмитрий Лучкин. - Часто технические специалисты видят в нем pre-call, т.е. „сигнал, предваряющий". Мы изменили одну букву и получили Pri:)Call. В названии хорошо задействован молодежный сленг, нацеленный на нужную целевую аудиторию. Не секрет, что молодежная аудитория крайне восприимчива к новинкам. Ее „новаторское" поведение служит образцом для других групп. Pri:)Call сам себя раскручивает через наиболее активных абонентов. Мелодию вместо заунывного гудка слышит звонящий абонент, ожидающий ответа. Таким образом, услуга находит своего потребителя". В "МСС-Поволжье" (Самарская и Саратовская область) на этапе опытно-коммерческой эксплуатации "ИнКор" оценил одну установленную абонентом мелодию в 30 рублей. Интересно, что первоначальная стоимость рингтонов (монофонических мелодий) и стоимость черно-белых картинок в 2001 году у Infon составляла $0,15 без учета налогов. Что касается популярности Pri:)Call, то за четыре с половиной месяца число подписчиков, когда-либо активизировавших услугу, составило 342 тыс. человек. Четыре года назад за почти этот же период времени услугами мобильных развлечений от Infon воспользовались около 100 тыс. человек. По мнению Дмитрия Лучкина, такой показатель дает компании возможность предположить, что Pri:)Call, возможно, станет одним из драйверов VAS-рынка в 2006 году. В то же время, руководитель отдела маркетинга "ИнКор" признает, что компании стоило выйти на рынок чуть раньше и предложить свои услуги в качестве агрегатора.
В некотором смысле, его мысль поддерживает Кирилл Шрамко, генеральный директор компании Infon, занимающей, по собственным оценкам, 15% рынка контент-услуг. "Начинать контентный бизнес заново в существующих сейчас на рынке условиях стагнации смысла, наверное, нет. Инвестиции можно направить в уже существующие компании, которые занимают свою нишу на рынке, являются рентабельными и узнаваемыми среди потребителей", - полагает г-н Шрамко.
Напомним, что предложения на рынке мобильных развлечений появились в России в 2001 году. Пионером контент-провайдинга в России по праву является компания "Рустар-Холдинг", работающая под брендами Infon и "Агрегатор". Решение о создании компании было принято в 2000 году. Как сообщил корреспонденту CNews председатель совета директоров компании Павел Колесников, о набирающем популярность проекте по продаже мобильного контента он узнал во время поездки в Финляндию. По возвращении в Россию г-н Колесников в качестве эксперимента решил освоить новое для России направление - мобильные развлечения. Первоначально партнеры отца-основателя контент-провайдинга восприняли его идею как шутку. Тем не менее, уже в январе 2001 года в Санкт-Петербурге Infon стал первым российским провайдером информационно-развлекательных услуг для абонентов сотовых сетей стандарта GSM.
Официальное заявление о выходе компании Infon на рынок было сделано в июне 2001 года. Тогда же в бесплатном тестовом режиме начала действовать услуга по загрузке картинок и мелодий для мобильных телефонов Nokia. Запросить картинку или мелодию можно было с сайта Infon.ru. На тот момент воспользоваться услугой могли только абоненты North-West GSM, сейчас это Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон". Интересы оператора и абонентов North-West GSM представлял менеджер по новым услугам Кирилл Шрамко, в дальнейшем ставший генеральным директором Infon. "Операторы отнеслись к предложению Infon с осторожностью: услуга казалась странной, совсем не соответствующей серьезному имиджу оператора, ориентированного на деловую часть населения. В то же время, стандарт GSM быстро набирал популярность в России, поэтому операторы старались наиболее полно показать его преимущества: абонентам были уже доступны такие услуги, как „Мобильный интернет", „Мобильная электронная почта", различные информационно-справочные услуги. Развлекательных же услуг явно не хватало", - отмечает Кирилл Шрамко.
В сентябре 2001 года услуги по загрузке графики и мелодий стали платными. Загрузка медиа-элементов на мобильный телефон стала возможна и без доступа в интернет. Для получения картинки или мелодии абонент мог послать ее цифровой код на сервисный номер оператора связи и в ответ получить заказанный медиа-элемент.
В течение 2002 года почти все операторы GSM создали необходимые условия для запуска развлекательных сервисов, и через некоторое время они стали сверхпопулярными среди абонентов. Вкусив ранее неизвестный плод реальных доходов от мобильных услуг, остальные игроки - операторы сотовой связи, правообладатели сотовой связи и СМИ - принялись с особым усердием делить рынок. Некоторые, как оператор "ВымпелКом", пытались играть на рынке самостоятельно, а в "Мегафоне" хотели отрегулировать отношения с контент-провайдерами с помощью новых договоров. В результате усилившегося давления в декабре 2004 года в рамках проходящего в Санкт-Петербурге форума дополнительных услуг (VAS Forum) компании i-Free, Jippii и Infon выступили с инициативой создания Ассоциации контент-провайдеров. Впоследствии к ним присоединилась компания "Никита". Объединившись, им удалось договориться о единых правилах игры как с оператором сотовой связи, так и с другими игроками. В то же время, видимый успех первопроходцев, сопровождавшийся положительными прогнозами аналитиков, воодушевил инвесторов, и на рынке возникла стагнация.
В целом же опрошенные CNews аналитики отмечают, что наиболее перспективными контент-услугами в 2006 году являются RBT, community services (услуги для сообществ пользователей), реалтоны, мобильный маркетинг, медиа-проекты и java-игры.
Комментарии
Написать комментарий