Статьи

Королева Рекламного Зазеркалья

Быль о применении визуальной метафоры в рекламном изображении. Сидя на лекции без всякого дела (ну, если, конечно, не считать необходимости слушать хотя бы в пол уха), постепенно начинаешь чувствовать, как тебя неумолимо клонит в сон. В этот момент, преподаватель – а это не кто иной как господин Ульяновский – достает карманные часы, ужасается: "Ай-я-яй! Припоздал!" и выбегает из аудитории. Не заинтересоваться таким поведением посреди лекции просто невозможно. Я не задумываясь ныряю следом, но среди пестрой толпы студентов, его уже не видно.

Ой! Кажется, я куда-то лечу. Падаю… падаю… упс! Приземлилась. Под ногами листья. Оглядевшись, понимаю, что нахожусь в огромной зале, окруженная множеством людей и все они – персонажи рекламы!
Откуда-то из зала раздается голос: "Ее Величество Метафора! Внезапное Озарение, заставляющее аудиторию замереть, смотреть и слушать!" . Толпа расступается.
В проходе появился Ульяновский под руку с Ее Величеством. Оказывается, это очаровательная дама, которая держится с ним раскованно и непринужденно.
Не мешало бы осмотреться. Однако чудные гости на этом балу. Везде шушуканье, шепот… почтительные поклоны… видимо, характер у венценосной особы довольно сложный, что впрочем, дружескому отношению с Рекламой никак не мешает.
Все говорят, говорят… Прислушиваюсь.
Кажется, я здесь уже вечность… Информация не помещается в голове. Отхожу в дальний угол залы. Нужно быстренько все повторить, чтобы ничего не забыть, ведь если сразу забудешь, потом уже точно нечего не вспомниться. Ерунду какую-то несу!

Итак, Госпожа Метафора – яркий художественный рекламный образ. Загадка, которая делает рекламу такой увлекательной.

Бабочка "Apple", разрывающая цепи убогого железа – настоящая поэма, услада программиста… (при этом ее создатели наверняка думали, что Билли – жук-навозник, обреченный вечно продвигать свои неподъемные "Окна").

рекламареклама

По словам одного из придворных Ее Величества – Дитмара Розенталя, когда говорят об области текста, то под метафорой подразумевают слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов и явлений.
В области рекламного изображения метафора полностью сохраняет все свои родовые черты.

Метафора и Сравнение

Больше всего венценосную особу раздражает, когда ее путают с сестрой – мадам Сравнением. Последняя очень разговорчива и в тексте всегда содержит в своем составе "как". В рекламном изображении сравнение предполагает включение самого рекламируемого предмета в рекламный образ.
Например, мы хотим сравнить широкополосный цветной принтер с павлином, широко развернувшим красочный хвост и изображаем принтер в качестве птичьего тельца с приделанным к нему хвостом и павлиньими худыми ляжками.
Метафора же дама капризная и отвлеченная от предмета рекламы. Она вообще не любит болтовни.
В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что заметно увеличивает и емкость и выразительность образа. Этакий гордый образ-аналогия, который связывается с рекламируемым предметом с помощью текста.
В случае с широкополосным принтером визуальная метафора выглядела бы как цельный павлин, стоящий на столе в офисе. Причем какой-нибудь особенно "отвязный" дизайнер непременно подмонтировал бы к птичке сетевой шнур…

Да что там принтер, вот Вам абсолютная королева "Абсолюта" – величественная текстовая метафора, а от визуального сравнения осталась лишь корона…

рекламареклама

Слоган в роли смыслового ключа

Текст заполняет смысловой вакуум и способствует достижению понимания.

Метафора водки "Абсолют" тяготеет к подписи, а иначе может быть воспринята просто как новая форма бутылки или даже фотографическое искажение. На визуальном уровне данное изображение является сравнением (бутылка стройная как модель). Чтобы превратить его в метафору требовалось бы изобразить маленькую супермодель на столе среди рюмок.

При использовании Метафоры, в рекламе появляются два блока: художественный (сама Венценосная Особа) и рациональный (информация о Фирме). У каждого из блоков свой характер и свой смысл. А слоган их связывает воедино, наделяя общим смыслом. Для визуальной метафоры слоган очень важен и играет роль смыслового ключа для правильной интерпертации изображения. Причем, чем пространственно ближе к рациональному блоку расположен слоган, тем меньше связь с первым (визуальным) смыслом, и наоборот.

реклама

Текст в рекламе геля "Fa" – просто необходим – метафора душа Киви весьма груба, прямолинейна и тяжеловесна. А ведь речь идет об ароматах и свежести – пример не совcем удачного выбора основы для метафоры.

В общем, текст отвлекает внимание поклонников от Метафоры и приковывает к самому предмету рекламы, что ей, как истинной женщине, не особенно приятно, но ведь мы рекламисты и рекламный образ требует утилитарной эффективности!
Мадам Метафора рассказывает аудитории все, что знает о достоинствах предмета рекламы через визуальный образ. Вся накопленная информация о технических характеристиках продукта и философии фирмы превращается в одну или несколько идей с помощью изобретательной Метафоры.

Как ее сделать:

Госпожа Метафора всегда старается стать в чем-то очень похожей на предмет рекламы. Причем, вид сходства выбирает обычно в процессе творчества. Это могут быть сходства:

  • По функциональному признаку;
  • По графической форме выражения динамики движения, циклов и развития;
  • По назначению;
  • По форме;
  • По цвету;
  • По размерам.

рекламаНапример, Метафора решила быть похожей на функцию четкости и прозрачности: … и вот уже вращаются прозрачные шестеренки Автобанка.

Но Ее Величество или ее придворные креаторы (ведь королеву играют придворные?) зачастую увлекаются творчеством и забывают, что у каждой функции рекламируемого предмета существует несколько смысловых нагрузок, зафиксированных в языке, и что неплохо бы выяснить наполнение, то есть уловить именно то значение, которое необходимо для отражения функции предмета. Допустим, захочется Метафоре передать функцию силы… Возьмем для примера рекламу шампуня "ProV". В данном контексте (реклама шампуня) – сила волос – это гибкость, блеск и прочность. Для мышц сила – это способность преодолевать земное тяготение. А вот, например, для геля – сила действительно в придании прическе свойства сохранять свою форму вне зависимости от внешнего воздействия – хоть яблоко на голове носи… Сила силе рознь! Здесь нужно найти тот смысловой оттенок функции силы, который выгоднее всего оттенит достоинства продукта.

Иногда Метафора выбирает сходство по назначению.

(Вспомним Generation "П" Пелевина, у которого образы водки чередуются с образами мухоморов. Образы разные, а назначение и суть одна. Вот если какой читатель "сидит" на водочном креативе то пусть попробует в рекламе поместить вместо водочной бутылки – мухомор… Вот сбыту будет! Тут главное вовремя пояснить потребителю, что в качестве общего назначения выбирается измененное состояние сознания, а не радикальное пищевое отравление). Создатель метафоры и целевая аудитория должны одинаково представлять себе назначения метафорического образа и рекламируемого товара.

рекламаСложная метафора фруктового воска "WELLA" ассоциирует защитные жесты девушки и защиту волос. Изысканность креатива в том, что девушка защищает фруктовый воск, а тот, в свою очередь – волосы девушки.

Метафора может прибегнуть и к такому сходству как циклы и графики.

Помнится, А. Пушкин печалился: "Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья…" – употребляя слово "весна", в значении "юность". Весна как зарождение и расцвет природы, сравнивается с юностью, как жизненной порой. Красивая Метафора.
Был такой ролик "Old spice", где сравнивался график физической активности обладателя данного дезодоранта и циклы действия последнего. Не столь изящно как у солнца русской поэзии, да ведь и предмет рекламы не такой уж и изысканный! (Солнце русской поэзии – тоже метафора.)
В зависимости от настроения Ее Величество Метафора может выбрать сходство по цвету, сходство с размером рекламного объекта или предпочесть "скопировать" форму.

рекламаЭлегантные квадраты телевизоров "SONY" – c истинно японской изощренностью встраивают плоские мониторы в саму предметную среду целевой аудитории.

Трансформацию начинают с Отправной Точки

Для Визуальной Метафоры главное – это удачная трансформация художественного образа – в образ рекламный:

Первый этап этой трансформации Метафоры, начинается с анализа информации о предмете, а также о предпочтениях будущих поклонников. Надо ли говорить что Отправной точкой для создания настоящей рекламной Метафоры являются задачи рекламы (и… любимые вещи Заказчика – как подправит иной циничный эккаунт-менеджер).

Нужно быть хорошим мастером своего дела, чтобы пройти все творческие испытания Ее Величества Метафоры:

  1. Выписать все параметры рекламируемого объекта, то есть к чему можно "привязать" Метафору.
  2. По каждому параметру разработать метафорические образы.
  3. Отобрать подходящие метафоры на основании таких критериев как узнаваемая и наиболее выразительная связь ассоциации с объектом и отсутствие противоречия ассоциации образу. Проще говоря, негативные ассоциации, в аспекте достижения задач рекламы, вялые метафоры – безжалостно отбрасываются.
    рекламаВот у косметики Аstor, например, маленькие феи как метафоры легкости и загадочности – весьма недурно, но случайная ассоциация с герпесом на губе – весьма некстати.
  4. Выбирать тот образ Мадам (Мадмуазель) Метафоры, который имеет большее значение для целевой аудитории.
  5. Ближе к реальности! Это сравнение идеи с возможностями (бюджетом). И вот здесь-то у творца должно открыться "второе дыхание", чтобы втиснуть все великолепие Ее Величества в узкие рамки бюджета рекламы. Метафора, построенная на нюансах блеска золота, звона хрусталя и прохладной воды будет убита черно-белым крупным растром провинциальной газеты.
  6. Итоговая поуровневая проверка рекламного изображения… на предмет соблюдения целедостижения, недопущения личных тараканов рекламиста на рекламное полотно, наличия реального понимания и наслаждения потребителей, хорошей работы образа в рекламном контексте, необходимой лаконичности и скорости восприятия идеи и т.д. … "Но уровни рекламного изображения – это – уже совсем другая история!"

– Уф! Кажется, все вспомнила! И как только у человека в голове помещается столько мыслей? Что за странный звук? Как будто кто-то ударяет в гонг. Придворные начинают шуметь все громче и громче, а их королева почему-то выкрикивает мое имя (хотя я отчетливо помню, что нас никто не знакомил). Теперь уже все так кричат, что просто невозможно… не открыть глаза… Господи, да я ж уснула на лекции!
Видимо, уже прозвенел звонок и сокурсники дружными рядами покидали аудиторию, а меня (о ужас!) пытается разбудить преподаватель…
Выходя из университетской аудитории класса, я бросила взгляд на доску, где размашистым почерком была написана тема занятия: "Технология использования метафоры в рекламе", и на какой-то момент мне показалось, что в дверях мелькнула Ее Величество Метафора – Королева Выразительности Рекламного Зазеркалья.

Кристина Муравьева

17.10.2005

на печать


Комментарии

Гость
17.10.2005 7:33 | сообщение #1
 

Предлагаю специально для таких статей создать рубрику "Мне напомнил старый патефон": этому материалу уже сто лет, он насквозь пропах нафталином. Что, г-н Ульяновский и его ученица Муравьева за все это время ничего нового не сделали?! Хотя бы переосмыслили свой материал с точки зрения свежих рекламных принтов, а то просто стыдно за вас.

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.11.2024 - 23:39
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация