Интервью

Сегодня создателю олимпийского талисмана исполняется 70 лет

Он должен был стать миллионером еще при Советском Союзе. В 1980 году олимпийские трибуны со слезами провожали взмывшего в небо Мишку. Но государство лишило художника авторских прав на спортивный талисман. Сегодня у заслуженного художника России Виктора Чижикова круглая дата - 70 лет. Мы встретились в его мастерской.

- Помните свою первую публикацию?

- Такое не забывается! В 1952 году я принес в домоуправление очередную стенгазету, и мне подсунули под нос "Жилищный работник" и сказали: "Смотри, там еще хуже тебя рисуют. Попробуй, там же деньги платят, дурак!" Главный редактор отправил меня с фельетонистом на базу Мосжилснаба, которую сплошь занесло снегом, лишь одна дверь виднелась, а из нее шел пар, как из берлоги. Это я и нарисовал. Получил тогда 40 рублей. На 39 купил маме духи "Красная Москва", а на оставшийся рубль пять раз в кино сходил.

- А как появился на свет ваш Мишка?

- Я и трое моих друзей собрались в мастерской и несколько дней искали образ. Получился ворох эскизов - около 200. В оргкомитете показали пальцем на моего медведя и попросили изобразить в цвете. Кстати, я нарисовал Мишу так, чтобы он заглянул в глаза зрителю. И его взгляд очень полюбили. Когда он улетал в последний путь, плакали все трибуны.В апреле 1977 года я сдал рисунок, а в сентябре, как раз перед днем рождения, мне позвонили и сказали: "Прошел ваш Мишка. Его вчера утвердили в ЦК партии. Завтра мы даем талисман в газетах". "Как же так? - спросил я. - А юридически оформить?" "Да-да, конечно, - пробурчали в трубке. - По всем законам". Но так ничего и не сделали. Через два года олимпийскому Мишке исполнится 30 лет. За это время мне не было ни одного отчисления от тиражей, потому что авторских прав на него у меня нет. Заплатили гонорар. Около двух тысяч рублей. Но для талисмана Олимпийских игр это было смешно, я должен был стать миллионером! Моего гонорара даже на "Запорожец" не хватило бы.

- В газетах писали, что вас насильно заставили отказаться от прав: неделю держали в тюрьме на Лубянке…

- Это чепуха, придуманная сыном моего покойного друга. Я услышал об этом из обзора прессы по телевидению. Тут же позвонил ведущему и опроверг "утку" в прямом эфире.

- В 2003 году на станциях пражского метро появилось изображение вашего Мишки, который держал в лапах автомат Калашникова. Я помню, что вы пытались его защитить. Чем закончилась история?

- Он там так и висит. Потому что у меня на него нет прав. Жаль: я создавал Мишку для мирных целей. Автомат не в те лапы попал.

- Как относитесь к тому, что символом первых Всемирных юношеских игр 1998 года, которые проводились в Москве, стал Мишутка, якобы сын вашего медведя?

- Бывший директор Московского зоопарка Игорь Сосновский по внешним параметрам определил возраст моего Миши… в три месяца. И как же у такого ребенка может быть сын? Я был председателем жюри на конкурсе детских рисунков в преддверии Игр. Один мальчишка нарисовал замечательного ежика. Его бы я и сделал символом Игр. Но меня тогда никто и слушать не стал.

- Виктор Александрович, вы счастливы?

- Да. Я осуществил свою мечту стать художником. Я не знаю, что такое скука. Я абсолютно независимый. Я никогда не прогибался из-за денег. Единственное, не могу устоять, когда люди приходят за рекомендацией в Союз художников. Смотрю некоторые рисунки - тихий ужас. Но не хочется портить кому-то судьбу. Я, кстати, дальтоник. Но это никогда не мешало мне рисовать.

Мария КУРСАКОВА
"Московский Комсомолец"

26.09.2005

на печать


Комментарии

Valeriy
26.09.2005 10:31 | сообщение #1
 

Неужели ничего нельзя сделать?
Ведь можно же сегодня доказать и авторизовать свои права
Наверно уже не хочется? Приятнее быть вот такой легендой?

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.11.2024 - 02:49
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация