"Sapienti sat!"
В последнее время в России участились критические высказывания в адрес "не в меру разросшейся" наружной рекламы, заполонившей собой архитектурные ансамбли и першпективы наших городов. И вот, в связи с этим "массовым явлением", ответственные чиновники наметили ряд "характерных мер" по "нормализации" существующего положения вещей. О "мерах" я говорить не стану, это не интересно. Интересно, объективно обозначив общую ситуацию, поговорить о механизме этого явления, о критериях, о перспективах и последствиях реальных решений этой Проблемы.
Настоящая ситуация.
Рынок Наружной рекламы, объективно, находится в агонизирующем состоянии.
Такое плачевное положение дел сложилось не в миг и не в последние годы.
Рынок Наружной рекламы России, как и большинство других Рынков, развивался спонтанно и длительное время вообще почти никак и ничем не регулировался. Вернее Рынок регулировался любым и всяким условно ответственным чиновником, по своему усмотрению. Единой же "регулирующей политики" не было.
Попытка придать процессу регулирования некоторый порядок, была предпринята Государством, посредством создания приснопамятного, ныне формально существующего, "Закона о Рекламе". Призванный такое положение дел исправить, "Закон", придавал всему "процессу регулирования", определенный условно компетентным законодателем порядок. Однако при этом Рынок не только не сформировался, но пришел в совершенный упадок и расстройство.
Вероятно, виной тому стали позиции, занятые заинтересованными в таком "регулировании" сторон.
Так, позиция Государства была целиком и полностью обусловлена единым желанием собрать, как можно больший урожай с этого давно не плодоносящего и захиревшего сада (что косвенно подтверждается ныне предложенными мерами воздействия на "нерадивые" Р.А., а именно увеличение штрафов (!)). В то время, как позиция Р.А., была продиктована желанием выжить в созданной Государством противоестественной "рыночной" среде. По этому Р.А. подстраивали собственные бизнес – технологии под складывающееся положение дел, а именно, разрабатывали и ставили только то и в том виде, кое удобно было Государству, в лице условно ответственных чиновников и поддерживающих их условно компетентных законодателей.
Наверное, не стоит говорить о том, что мнение и позиция Рекламодателя и Потребителя, Государство и Р.А. никак не интересовали. Хотя именно Рекламодатель непосредственно и Потребитель косвенно являлись условно "добровольными" инвесторами этих проектов и начинаний.
В результате, мы получили:
- "Закон о Рекламе" и его подзаконные Акты. Отражающие позицию Государства, защищающие и выражающие интересы его чиновников (действия которых этот "Закон" и подзаконные Акты, к стати не регулируют). Где, "специалисты", разработавшие, написавшие и утвердившие этот "Закон" и эти подзаконные Акты, в Рекламе ничего не понимали, не понимают, и вряд ли когда ни будь, что ни будь, поймут. "Закон" и Акты фактически действующие (и то частично), только в крупных городах. И совершенно, и в серьез не воспринимаются (весьма заслуженно, надо сказать) в далях и весях, в т.ч., на территориях, непосредственно, к таковым городам примыкающих.
- Р.А., по сути, совершенно бесправные. Зажатые рамками надуманных нереальных правил. Правил сформулированных Государством, в лице условно компетентных "специалистов", реализуемых через условно ответственных чиновников. И как следствие, тотальную безграмотность сотрудников Р.А. не разбирающихся в предмете и принципах действия продуктов и процессов их деятельности (которые когда-то были компетентными, но компетентность, которых, со временем, отрафировалась, за ненадобностью).
- Рекламодателей и Потребителей, поставленных в совершенно идиотское положение. Весьма наглядно этот идиотизм отразился в ныне сформировавшихся бизнес - технологиях Р.А. Примитивные и односложные. Все разнообразие рекламоносителей, которых втиснуто в чрезвычайно узкие рамки убого представления чиновников допускающих тот или иной рекламоноситель к существованию. Когда, буквально, Р.А. отказывают Рекламодателю в изготовлении и регистрации уникального рекламоносителя, в виду малой вероятности его одобрения условно компетентным чиновником и как следствия, значительного увеличений операционных издержек Р.А. при процедуре его согласования (и снижению собственной прибыли Р.А.). Отчасти такой беспредел, компенсируется дизайном рекламы, но и на эту нишу деятельности Р.А. накладывает свой неизгладимый след, складывающееся пренебрежительное, циничное, формальное отношение, как к самому Рекламодателю, так и к Потребителю этой рекламы.
Однако, похоже, такое положение дел, на Рынке Наружной Рекламы, никого из его участников, кроме Рекламодателя и Потребителя, разумеется, не волнует и не беспокоит. А все настоящие протесты ответственных чиновников, скорее связаны не с желанием восстановить полноправие участников, но с меркантильным вопросом распределения получаемых от Р.А. средств – иначе Р.А., с их точки зрения, платят мало, не туда и не тем.
Механизм.
Как странно устроен Мир.
Пред нами совершается очевидное профессиональное, этическое, культурологическое, социальное, экономическое преступление, когда горстка немногих во имя выгоды единиц, не скрывая своих намерений, открыто и публично, в столь своеобразной форме, грабит и насилует миллионы…
Но, строгие научные дисциплины, не принимающие в расчет нормы морали и права, выдуманные людьми, твердо указывают, что эти разбойники и мошенники, вершат свое гнусное дело, будучи всего лишь исполнителями. Что получается у них по разному, у каждого, в меру его способностей. Но действительно Важным является Вопрос того, кто (?) дал им эту роль, кто (?) Автор этого сценария.
Впрочем, Ответ на этот Важный Вопрос давно и хорошо известен.
Автор - Природа. Состоящая из двух компонент:
- Природы, естественной, образующей;
- Природы, искусственной образуемой.
Двух компонент, взаимно дополняющих и взаимно исключающих друг друга, образующих таким образом третьего - исполнителя - собственно Природу самого Рекламного Продукта или Процесса. Который, так же выражается в нашем социуме в виде конкретного человека, группы людей с конкретным поведением, целями и инструментами их достижения.
Понятно, что равного участия естественных и искусственных составляющих Природы в Продукте или Процессе быть не может. Что ни будь, будет преобладать. Изучением таких преобладаний, выражающихся в изменении конечных свойств Продукта или Процесса, занимается целая наука, вернее отрасль наук называемая Теорией Систем Распределения. Пересказывать ее постулаты и принципы дело долгое, да и неблагодарное. Как бы не были Вы способны к восприятию Знаний, на это уйдет не одна сотня листов и часов. К тому же формат статьи не позволяет рассказывать об этом подробно, по этому если нельзя как следует, то лучше никак. Соответственно перехожу сразу, бездоказательно, к принципам, упростив их до безобразия. Уж простите, не моя в том вина.
И так, мы непременно столкнемся с преобладаниями.
Возьмем две крайности:
- Искусственная Природа преобладает над Природой Естественной;
- Естественная Природа преобладает над Природой Искусственной.
Начнем с крупных участников рынка (что в прочем будет подобно и для всех прочих).
Государство.
Одна из них, первая (Искусственная Природа преобладает над Природой Естественной), будет тем, что представляет из себя Россия. По этому у нас с Процессом, формальным действием, "Продуктом" Искусственной составляющей Природы все в порядке, но вот с "Продуктом" Естественной составляющей Природы, очевидно, что нет.
Во второй из них, наоборот, Искусственная составляющая уступает первенство Естественной компоненте Природы. И тут мы имеем порядок с Продуктом и бардак с Процессом, но пока это не важно.
Как и почему Государство ведет себя таким образом объяснять нет ни времени ни места. Главное, всякое Государство стремится стандартизировать – каждое своим образом, Россия свой Продукт, "второе" свой Процесс.
И так, в России стандартизируется Продукт.
В контексте свойств, нашей Господствующей Системы Распределения Продуктов/Процессов обмена, это означает, что разнообразие Продуктов сокращается и их свойства, сводятся к определенным Государством пакетам, минимизирующим его Государства издержки, по их Продуктов распределению.
Дальше все тривиально.
Государство не заинтересованно в разнообразии Рекламоносителей, как Продуктов. Оно рассматривает их, как Дуримар "Золотой ключик", не по потенциалу, а по весу и пробе золота из которого он отлит. Театр, наше Государство не привлекает. Единственно, что Государство интересует это выгода и желательно выгода мгновенная. Ибо ждать, это Процесс. Процесс для нашего Государства это дорого. Процесс для нашего Государства, это всегда опасно.
Короче Государство, по Природе своей:
- не может написать иного "Закона о Рекламе", кроме данного;
- не может изменить своего отношения к рекламоносителям и к воспроизводящим,
обслуживающим и утилизирующих их Р.А.;
- не станет Государство менять своего вероломного и потребительского отношения, в худшем смысле этих понятий, к Рекламодателю и Потребителю.
Р.А..
Ну от Р.А., разумеется, почти ничего не зависит. "Закон" неизменим, условия предлагаемые Государством в лице условно компетентных и так же условно ответственных чиновников, формирования парка рекламоносителей схож с условиями формирования пакетов свойств распределяемых Государством Продуктов и не располагает к разнообразию. В общем, все направлено на формализацию Рынка и приданию ему статуса механизма "сравнительно – честного" отъема ресурсов у населения. При таком положении дел, знания о предмете деятельности как минимум, неуместны.
Рекламодатели и Потребители.
Если у Вас есть что сказать - промолчите, это будет самое честное, что Вы сможете для них сделать.
Альтернатива.
Не слишком оптимистично, за то честно.
Действительно, в условиях созданных нашим Государством, поддерживаемых нашими Р.А. и принимаемых Рекламодателями и Потребителями, ничего хорошего "нам не светит".
Однако так ли всеобъемлющи эти условия.
Так ли далеко дотягиваются загребущие лапы нашего Государства, простираются алчные взоры Р.А., распространяются скромные возможности Рекламодателей и Потребителей?
И вот тут выясняется, что не все так плохо, как кажется.
Сначала покажем границы реального влияния двух "страждущих" – Государства и Р.А..
К Их сожалению, Естественные и Искусственные Среды, вкупе с Продуктом/Процессом содержат в себе, по очень грубой оценке, 24 ниши – Среды разных участников разных Продуктов и Процессов, участвующих в этом взаимодействии. Из них к Социуму, вообще, относятся только 12. Только 6 ниш вбирают в себя все известные Вам и осознанно идентифицируемые полноценные рекламоносители. И только 3 ниши "подпадают" под "власть" Государства и Р.А.. Хотя, строго говоря, у Государства и Р.А. нет даже 3, есть от 2 до 1.5, точнее до 1 ниши, в зависимости от самочувствия Государства. Сейчас как раз от 1.5 до 1. Но давайте не будем уподобляться Государству и Р.А., пусть будет 3.
Таким образом, 3 из 24.
Не так плохо для начала, а?!
Теперь, о критериях отбора, попытках и примерах.
Как Вам уже известно, в России, где Искусственная Природа преобладает над Природой Естественной, рекламоносители отбирают по набору свойств соответствующих параметрам пакетов, минимизируя, таким образом, его Государства издержки, по их рекламоносителей, как Продуктов, распределению.
Иначе интересы, потребности, нужды и чаяния Р.А., Рекламодателей и Потребителей, никого реального значения для Государства не имеют, тем более, чем в более худшем положении оно, Государство, пребывает. А пребывает оно у нас, сами знаете где.
Однако есть и иной способ отбора.
И этот способ непременно возобладает, по умолчанию, ибо ничего пусто в Природе не бывает, как только ныне осуществляемый критерий отбора сойдет на нет.
Что же это за критерий.
Очевидно, что этот критерий присущ Государствам, где Естественная Природа преобладает над Природой Искусственной. От ныне существующего, его отличает то, что уже известный Вам пакет формируется не столько из свойств самого рекламоносителя, как Продукта, но из свойств ниши, в которой он существует, как Процесс.
Это принципиально иной способ взаимоотношений участников рынка. Здесь роли Государства, Р.А., Рекламодателя и Потребителя меняются местами. Доказательства и вкусные подробности за неимением места опускаю и сообщаю, что, к сожалению и этот метод, как бы не был он на первый взгляд хорош, имеет тот же конец, что и наш местный, Российский.
Соответственно, разумно было бы эти два разнонаправленных метода объединить, скомпенсировав их недостатки и усилив их достоинства.
Такую попытку, лично я предпринимал, лет восемь тому назад, когда в Ленинградской Области формировался свой ЦРР и соответственно Правительство Области хотело избежать проблем ГЦРР Санкт – Петербурга. Сразу скажу, что Проект был успешно провален, в следствии возобладавшей Природы нашего Государства. Их закрыли через полтора месяца, как нерентабельную структуру (хотя они "честно" продавали бесплатные правила ОЦРР, большего сделать они просто не успели, у Государства кончились деньги и терпение, или только деньги, а терпения вовсе не было – сейчас это уже не важно).
А какие были возможности!
Ленинградская Область, территория сопоставимая с территорией Венгрии. Практически не имеет инфраструктуры. Среда с явными Регрессивными тенденциями. Болото – болотом. Никакая платежеспособность населения. Почти полная деградация Социума. При наличии огромного потенциала этно-культурных ресурсов. Идеальная среда для развития рынка Наружной рекламы второго типа в частном и восстановления целостности информационной среды в общем. Там бы пару лет поработать и Область бы себя не узнала. И никакого контроля со стороны Государства. Государство бы вообще ничего не заметило. А когда заметило бы, было бы уже поздно.
Так что собственно было предложено.
Очень кратко.
Вся территория Области разделялась по этническому, культурному, историческому и т.п. признакам на регионы. В каждом регионе существовало до 24 ниш. В зависимости от реальных нужд и чаяний Потребителей и Рекламодателей устанавливался порог – пара ниш (24 ниши всего, но это процесс не последовательный, а циклический, т.е. по 12 ниш с каждой "стороны", по этому уровень можно установить только парой ниш обслуживающих определенный уровень, каждая со своей стороны – прогрессивной и регрессивной). Все, что было ниже этого порога, ни стоило ничего или финансировалось из бюджета. Все, что было выше, стоило или стоило очень дорого.
Например.
Обустройство территории и разбивка садово-парковой зоны отдыха, паспортизировалась специалистами – биологами, историками, краеведами, медиками и в последнюю очередь чиновниками. В некоторых случаях, для определенных уровней, Область обязывалась выделить землю и посадочный и строительный материалы. Такой рекламоноситель наружной рекламы не стоил Рекламодателю ничего, кроме стоимости самих работ и то частично погашенной местной властью. Уровень ниш – 6-18. Если бы позже, кто либо, пожелал поставить в этой зоне новый рекламоноситель ниже этого порога, например новые скамьи, урны, фонари, он не заплатил бы ничего. А если бы это был щит, рекламоноситель, очевидно, выше порога 6-18, то с Р.А. попросили немалую сумму. При этом рекламоносители в этой системе оценивались по множеству свойств ниш, ограничивавших их габариты, стиль, дизайн рекламы и т.п. параметры. К слову, к габаритам рекламоносителя относилось не только площадь его информационной части, как сейчас, но весь объем, включая общий периметр несущих конструкций, объем опоры (кубатура земли и армированного бетона), территория отчуждения (в круг, зона безопасности, где радиус зоны равнялся высоте рекламоносителя плюс один метр). Причем и поверхность и объем земли, фиксировалась, разумеется по рыночным ценам. И т.д. Так что прими администрация Санкт Петербурга эти правила размещения сейчас, через месяц в центральной части города не осталось бы почти ни одного крупногабаритного рекламоносителя.
При этом сама процедура паспортизации была не запретительного, но разрешительного, рекомендательного плана. Рекламоноситель регистрировался Р.А. добровольно, в течении месяца, для конкретного места и под конкретные условия, силами местных муниципалитетов. Отчисления же в бюджет были частичными. Большая часть средств оставалась в регионе размещения данного рекламоносителя. Если обнаруживался незарегистрированный рекламоноситель выше установленного порога, на Р.А. накладывался штраф, размеры которого исчислялись из пунктов несоответствия параметров рекламононосителя свойствам ниши, в которой он располагался и в большинстве случаев мог такое ушлое Р.А. разорить. В случае же отсутствия Р.А. – вариант "однодневок", частичную ответственность нес Рекламодатель. Если ответчика не было, рекламоноситель конфисковывался в собственность муниципалитета и мог быть использован им по прямому назначению, в строго отведенных для этого местах. Но рекламоноситель в любом случае, демонтировался немедленно за счет Р.А., Рекламодателя или муниципалитета. Это то, что относилось к 3 нишам Социума.
Что касается 4 остальных ниш, то регистрация их рекламоносителей носила условно-добровольный характер. Дело в том, что многие из них вообще не могли быть обнаружены обычным образом.
К сожалению, Вы этого не знаете, но поверьте, те формы рекламоносителей, которые Вам осознанно знакомы, есть ничтожно малая часть, даже тех рекламоносителей 4 оставшихся ниш, которые наравне с 3 обслуживают наш Социум.
Например. В 1998 я предложил "пленочный дезинтегратор". Один из таких рекламоносителей. Так вот он малоразмерен – 60х60х0.1 мм. Существует в фиксированной материальной форме всего несколько часов. После чего рекламоноситель - Продукт становится рекламоносителем – Процессом, периодически, по циклу принимая разнообразные материальные формы. В конечном счете, он опять становится Продуктом, но никто не может сказать каким именно (это все равно, как в начале 90-х, первые отделы приставали к "системщикам", сдать образцы гранок получаемых ими принтеров, а потом жаловались по начальству, что те над ними издеваются выдавая рулоны испещренные всеми доступными на тот момент видами шрифтов). У него огромная эффективность и территория охвата. Но его почти невозможно зарегистрировать, если я этого не захочу. Он осознанно невидим. Я выставляю его на пару часов в людном месте, а потом снимаю. Далее процесс развивается автоматически. Как Вы его обнаружите? Только, если я добровольно сообщу о месте и времени загрузки информации. Иначе, никак!
И это только в отношении 6 ниш из 24.
Очевидно, что остальные 18 ниш и их рекламоносители будут свободны от вопросов Государства и его условно ответственных и условно компетентных чиновников.
К слову, среди прочих, на рынке Наружной Рекламы есть носители, которые существуют в материальном виде всего доли секунд и при этом обладают силой воздействия сопоставимой с целевым применением С.М.И.! Которые, при всем этом, никак и никогда не смогут быть зарегистрированы, какими бы то ни было органами и структурами нашего и не нашего Государства, до своей конечной реализации, когда уже не о чем будет говорить. Единственно, такие рекламоносители и использующие их технологии имеют собственную защиту "от дурака". Такие технологии работают вне времени и вне пространства и доступны весьма ограниченному кругу лиц, хорошо понимающему, "что можно, а чего нельзя" и отвечающему за такое деяние не перед продажным Социумом, но перед неподкупной Природой, за все последствия, своими собственными, а не чужими здоровьем и жизнью. И наконец, люди такие технологии могут инициировать, но в реализации самих технологий участвуют в самой ничтожной степени.
Вообще, конечной целью этой программы было восстановление дискретизированного информационного пространства. Так что бы Рекламодатель понимал, что и в какой нише ему нужно ставить. Ведь правильно ставить рекламоносители во всех 24 нишах. А не волочь все в 3 известных ниши, из 24 возможных. К слову, в принципе, Рекламодатель, может ограничить количество ниш 12. И все 12 могут находится вне Социума, и все равно этого будет достаточно. И ему, Рекламодателю, это ничего, в понятии Социума стоить не будет, но будет ему доплачено инвестициями Сред Естественных... Хотя, пожалуй, пока, Рекламодателю еще рано думать о большем. Добро бы осилить малое. А его настоящее поведение никто, их понимающих, не считает ошибочным. Разумеется, подобная дискретизация информационного пространства не случайность, но продуманный, отработанный веками, механизм защиты от произвола Государства и Р.А., в какой бы причудливой форме они не выражались. Однако, учитывая их нынешнее состояние, на некоторых парах ниш, такую дискретизацию можно попробовать притормозить.
В пределе, планировалось создание Интегрированных Информационных сред разного уровня, обслуживающих разные ниши.
И даже создание т.н. трансформаторов потребностей – специальных сред позволяющих за счет принципов действия Систем Распределения создавать условия для естественного роста уровня цивилизованности потребностей по фиксированным группам Продуктов и Процессов. Такой механизм планировалось опробывать в С.Пб., еще в середине 90-х., но в силу критиничной позиции занятой одной из фирм, продукты которой должны были использоваться для обмена информации, проект не состоялся. Теперь эта фирма медленно умирает, а могла бы занять свое место. Однако особой уверенности в том, что ее "мобильные" коллеги окажутся более разумными, нет. Такие же глупцы и самоуверенные олухи.
Хотя создание таких Сред выгодно весьма многим Рынкам, особого интереса со стороны скажем Рынка Туристических Услуг или Рынка Услуг(?) Мобильной связи и еще многих других, не просматривается. И этому то же есть объяснение. Самое простая интерпретация такового объяснения – они буквально не Ведают, что Творят. Ну не Понимают они, что такое, у них, Продукт и что такое, у них, Процесс. Да и не хотят. У них ведь совсем иное на уме! Дети Герострата Российского...
В завершении.
Слишком оптимистично, за то честно.
Однако, кто сказал, что все будет именно так. Возможно,. Ну, если все будет иначе, тогда:
- Серые Рекламисты. Небольшие группы продвинутых рекламистов, разобравшихся и разбирающихся в реальном положении дел. Работа на полулегальном положении, в основном в областях Скрытой и Политической Реклам. Ограниченное, но лично преданное число Рекламодателей, осознавших все преимущества таких, относительно независимых рекламных технологий. Конечно никакой регистрации. Само собой теневой оборот ресурсов. Высокая степень взаимной ответственности. Но все равно, по соотношению цена/эффективность их услуги будут всегда предпочтительнее услуг легальный, официальных и бесполезных Р.А..
- Социальные Хакеры. Одиночки. Всегда. Работа за идею. Очень высокий класс. Технологии только двойного назначения. Если и будут выполнять Р.К., то бескорыстно. Максимум один Рекламодатель. Отношения родственные. Отец и Сын/Дочь или Мать и Дочь/Сын.
- Схемы "стихийного" деклонирования. Это от Природы. Там людей нет. То есть они появляются, но творят такое, что сами потом объяснить не в состоянии. Примите, как данность. Случится, не с чем не перепутаете. Считайте это стихийным явлением. "Чеховские" гайки, например.
Итого.
Мы всегда хотим, как лучше, а получается, как процитировал известную радийную байку Виктор Степанович. К стати, там еще много подобных баек, но вот эта как раз в тему:
"СЛОВО не воробей, поймают, вылетишь!"
специально для Advertology.ru
26.09.2005
Комментарии
Написать комментарий