Статьи

Двигатель торговли и тормоз интереса

Скажите честно, кто любит рекламу? Оговорюсь: не ту рекламу, которую показывают на фестивале "Каннские львы" или, на худой конец, на региональном фестивале "Да…Еж!", а ту рекламу, которую бесконечно крутят в эфире российских телеканалов. Вряд ли найдется хотя бы один зритель, готовый с удовольствием посмотреть на приключения капельки Сорти в испачканной жиром тарелке или на засевший в морозилке говорящий пельмень, именующий себя Сам Самычем.
Но если бы эта реклама наносила нам только эстетический урон, ничего страшного, о вкусах к тому же спорят. Так нет, она еще и ест наше время, самое, как говорится, дорогое. Тут я предлагаю топ-менеджерам, сиделкам и девушкам легкого поведения вспомнить, сколько стоит час их времени, а всем остальным обратиться к банальной статистике. Регулярно появляются новые шокирующие факты: человек проводит двадцать два года во сне, шесть лет поглощает еду, три года жизни сидит в туалете, и это не говоря о том, сколько лет жизни мы проводим в очередях или пробках на дороге. Меня всегда завораживали эти цифры. Они заставляют думать о высоком. Это надо для того, чтобы после смерти у Жемчужных врат услышать: "Она провела десять лет в пробках, три года в туалете, шесть в разговорах ни о чем, два – ссорилась с соседкой по общежитию, но все-таки пять месяцев думала о высоком, давайте же пустим ее в рай". К моему послужному списку тут прибавят еще и лет десять, проведенных перед телевизором, в вашем среднестатистическом случае это тоже немало – целых шесть-восемь лет.

Так вот эти шесть-восемь лет мы не просто смотрим телевизор, а еще и поглощаем тонны рекламного времени. А потом сами же и платим за него, покупая в магазинах баночки со сладкими напитками, размывающими жир составами и выводящими пятна порошками. А сколько нервов ушло в тот момент, когда фильм обрывался на самом интересном месте, а потом, выйдя покурить на рекламной паузе, вы пропустили ключевой момент. Это даже ученые не берутся подсчитать. Одним словом, реклама – откровенное, но неотъемлемое социальное зло. Такое же, как портящие воздух выхлопные газы или разрушающие озоновый слой дезодоранты и лаки для волос.

Только за первую половину этого года мы посмотрели в общей сложности 2950 часов рекламы на шести национальных телеканалах. Выдержать такое может не каждый. Для ограничения рекламы есть только два пути: политический и рыночный.

Про нашу нелюбовь к рекламе давно и хорошо известно. И этим давно и успешно пользуются все, кто желает заслужить народную любовь. То есть политики. Государственная дума на днях должна вынести на рассмотрение новый закон о рекламе. Сейчас как раз собраны все поправки к нему, которые по объему в несколько раз превышают сам закон. Среди них, как всегда, есть поправки о необходимости отменить рекламу вообще, а также отменить рекламу отдельных сегментов: средства женской гигиены (по эстетическим соображениям), мобильных телефонов (они якобы вредны здоровью), пива совсем (чрезмерное употребление и т. д.). Есть и более лояльные варианты – просто ограничить такую рекламу по времени. Так же, как год назад, это произошло с пивом. Его разрешили показывать только после 22.00. И телевизор стало вечером смотреть вдвое тяжелее.

Например, мне попался один рекламный слот из 16 роликов, 15 из которых было пивных. Учитывая то, что в рекламе запретили использовать образы людей и животных, она еще стала скучной и похожей одна на другую. Я так и не вспомню, какие именно марки мне показали в том самом слоте, помню только, что было про пиво, а за кадром пустой картинки доносились голоса тех, кого снимать запрещено. Но главное даже не это, главное то, что ROMIR Monitoring в честь годовщины отмены пивной рекламы провел опрос, и выяснилось, что на предпочтения практически 90% опрошенных ограничения рекламы пива никак не сказались. Зачем, спрашивается, тогда было запрещать? И нельзя ли было найти какой-то более эффективный способ?

Еще один интересный момент – изъять рекламу из кинофильмов. То есть чтобы она была только до и после показа. Начинание, конечно, хорошее, но на украинском телевидении оно привело практически к катастрофе. Там по закону рекламу разрешили показывать только в межпрограммном пространстве. В итоге ее длина увеличилась чуть ли не до получаса. Люди успевали не то что покурить, а полноценно отобедать за это время. Итак, смотреть эти получасовые слоты никто не хотел, падал рейтинг, и рекламодатели уходили на другие носители. У телеканалов снижались рекламные доходы, резко упало качество программного продукта. Смотреть телевизор стало неинтересно. Хорошо, скажете вы, будет неинтересно смотреть – больше времени проведут за чтением книг. Хотя есть и другой вариант – за питьем пива. Никто, одним словом, не будет спорить, что все мы хотим интересного, профессионального и дорогого телевидения.

В нашем новом законе есть (уже не в поправках, а в самом законе) еще одна очень важная деталь. По теперешней редакции реклама не должна занимать больше 20% от эфирного времени в сутки. То есть вы ничего не нарушите, если целый день у вас рекламы в эфире не будет, а потом она будет идти несколько часов подряд. По нормам ВТО, к которым мы пытаемся привести свое законодательство, 20% времени должно мериться не от суток, а от каждого часа. Так и написали в новой редакции. А это значит, что если закон вступит в силу, то рекламы мы будем смотреть намного меньше. Самое активное телесмотрение приходится на вечерний прайм-тайм, с 19 до 24 часов. Что происходит сейчас? Возьмем для примера январь – месяц, когда мы априори больше времени проводим перед телевизором. Итак, "Первый канал" дает в прайм-тайм 22,4% рекламы, канал "Россия" – 20,5%, НТВ – 30,6%, СТС – 29%, Ren TV – 29%, ТНТ – 30,2%. То есть больше всех кормят своих телезрителей рекламой НТВ и ТНТ. И все каналы превышают 20-процентную планку.

Рекламные агентства перспективой почасового отсчета рекламной доли, конечно, недовольны. Они, кстати, влияют у нас на второй, рыночный путь уменьшения рекламы. В предвкушении появления нового закона, роста рынка, медиаинфляции, усиления конкуренции они решили увеличить расценки на рекламу. Новые прайс-листы выйдут на днях, но уже известно, что и "Видео Интернешнл", и "НТВ-Медиа" (вместе более 90% рынка) поднимут расценки в следующем году на 30%. И это еще один способ избавить нас от некачественной и многочисленной рекламы. Телерекламы так много именно потому, что она в России исторически очень дешевая. Один контакт со зрителем у нас стоит порядка $1,5, а в Европе – $7-8. Если бы цены подняли не на 30%, а хотя бы на 50–60%, то доходы компаний остались бы прежними, доходы рекламных агентств тоже (они сидят на определенном проценте), рекламодатели нашли бы нетрадиционные способы рекламироваться и занялись бы наконец креативом, а мы бы смотрели вдвое меньше рекламы. Для рынка это, правда, стало бы шоком, так что цены будут поднимать постепенно. А они рано или поздно все равно поднимутся и даже больше, чем в два раза. Главное – чтобы в тот самый момент телеканалы не оставили объем рекламного времени тем же. Ведь прекрасно известно, что вменят в вину многим телевизионным начальникам у Жемчужных врат. Кроме потерянного зря времени в пробках и ссорах это будет еще и один из семи смертных грехов – жадность.
Мила Кузина
"Газета.Ru"

26.09.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

13.03.2025 - 17:38
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация