Российские пивовары удвоят мощности
ОАО "Вена" на сегодняшний день является одним из крупнейших в России производителей пива, слабоалкогольных и безалкогольных напитков. Помимо Челябинска, компания имеет также завод в Санкт-Петербурге, а также филиалы в Москве, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Новосибирске. Мощности заводов компании позволяют выпускать сейчас 500 млн литров продукции в год. Основным акционером "Вены" является шведский холдинг Baltic Beverages Holding (BBH), которому принадлежит 92,6% акций. Объем продаж "Вены" в первом полугодии 2005 г. вырос на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года и составил 199 млн л, в том числе объем продаж пива за это время вырос также на 21% и достиг 187 млн л. При этом, по оценкам аналитиков группы BBH, объем российского рынка пива в первом полугодии увеличился всего на 3,7%.
В "Вене" планируют уже к весне нарастить объемы производства на челябинском заводе с 220 до 450 млн литров в год. Инвестиции в размере 30 млн евро пойдут на постройку и пуск в эксплуатацию дополнительных варочных и бродильных отделений, оборудования для фильтрации, цеха розлива. Кроме "Вены" о намерении заняться модернизацией заводов объявила и компания Heineken, которая в 2005-2006 гг. собирается вложить более 60 млн евро в модернизацию своего нижегородского завода "Волга". Как и "Вена", Heineken хочет увеличить объемы производства этого завода более чем в два раза – до 2,2 млн гектолитров в год. Плюс ко всему, по словам руководителя PR-отдела Heineken Анны Милешиной, на тех заводах, что компания приобрела в этом году, в дальнейшем также планируется увеличение мощностей производства. "Для нас стратегически важно занять лидирующее положение на пивном рынке в России", – заявила г-жа Милешина. По мнению аналитика ИГ "АТОН" Алексея Языкова, вторая по величине компания в России Sun Interbrew также может объявить об увеличении своих мощностей. Сегодня же президент МПБК "Очаково" Алексей Кочетов сообщил, что его компания собирается вложить 40-45 млн долл. в строительство еще одного завода в Сибири.
Эксперты рынка отмечают, что сообщения пивоваров об увеличении мощностей имеющихся заводов стоит рассматривать как новую стратегию борьбы за рынок. По мнению эксперта Российской ассоциации маркетинга (РАМ) Владислава Цветкова, это связано с тем, что в какой-то степени на крупнейших рынках (например, в Москве) становится все меньше возможностей для роста, притом рынок в целом сейчас растет меньше, чем за последние годы. "Подобные действия пивоваренных компаний, на мой взгляд, связаны с тем, что основная борьба компаний за расширение своей доли рынка переносится сейчас в регионы", – заявил г-н Цветков. Алексей Языков из "АТОНа" считает, что на той производственной базе, которую крупные пивные компании создали в России, теперь можно органически расти дальше. "Теперь вопрос состоит не в том, как угнаться за ростом потребления на рынке, а в том, как получить его большую долю", – сказал г-н Языков.
По различным оценкам, уровень потребления пива в России существенно различается по регионам. Так, например, потребление пива в Западной Сибири сегодня составляет около 45 л на человека в год, что ниже среднероссийского уровня на 17% (54 л). В то же время имеются данные, что сейчас есть большой спрос на пиво в южных регионах страны, но там пока явно не хватает производственных мощностей, из-за чего потребительский спрос остается неудовлетворенным. Недостаток пивных заводов ощущается сейчас в сибирских регионах. Таким образом, можно говорить о том, что в России пока достаточно мест, интересных для развития пивоваренного бизнеса.
Возможно, именно поэтому крупнейшие пивные компании сейчас наращивают объемы производства на имеющихся мощностях, с тем чтобы более выгодно для себя продвигать в том числе и свои национальные бренды в регионах. Так, "Балтика" вчера заявила, что будет выпускать свои основные марки ("Балтика", "Арсенальное" и "Жигулевское") на заводе "Вены" в Челябинске, а Heineken ранее сообщала, что на нижегородском заводе "Волга", помимо всего прочего, будет производиться пиво "Охота" и "Бочкарев". "Производственные мощности в регионах, с учетом их расширения, дадут пивоварам возможность нести меньшие издержки и, соответственно, иметь большую рентабельность, – отмечает Владислав Цветков. – С другой стороны, это соображения логистики, с точки зрения которой будет удобнее вести работу в соответствующих территориальных зонах".
РосБизнесКонсалтинг
14.09.2005
Комментарии
Написать комментарий