Миссия невыполнима
Увы и ах, уважаемые дамы и господа. Ответ – правильный. Неверна постановка вопроса. Позвольте, я проиллюстрирую это очень простым примером.
Допустим, вы любите вкусно покушать. Если вас спросить, почему вы любите вкусно покушать? – ответить на вопрос будет трудно. А если спросить, зачем вы любите вкусно покушать? – вообще невозможно.
Задавайте правильные вопросы – и вы получите хорошие ответы. Угольникова в передаче "Доктор Угол" однажды спрашивают:
– У вас есть семья?
– Конечно! – отвечает по сюжету "случайный прохожий" Угольников.
– А зачем? – спрашивают у него.
Дальше идет минутная сцена, в которой человек буквально теряет опору под ногами. Ибо он не может найти ответ на вопрос: зачем ему семья? И какую великую цель он преследует, создавая семью и работая с утра до ночи ради её блага? Зачем? Зачем, черт возьми?!
Бизнес создают, чтобы получить прибыль
Любой бизнес создается ради прибыли. По определению. Не спорьте с этим. Вы вносите в банк под проценты некоторую сумму денег: совсем не для того, чтобы "своими вкладами укрепить и усовершенствовать банковскую систему России". Или вы торгуете пирожками: не для того, чтобы "недорого и вкусно удовлетворить голод жителей вашего района". Самый простой ответ – самый правильный ответ. Вы хотите получить прибыль. Это единственная цель вашего бизнеса, ради которой вы так стараетесь.
Вернемся к самому началу. Мы спросили: ради чего работает ваша фирма? Ради прибыли, отвечают нам. И вопрошающий потирает потные ладошки и радуется: поймал воробья на мякине, ответ неправильный! Фу, как пошло, работать ради денег! Ибо, "главная причина бизнеса – получение прибыли, считается вульгарной и даже вредной" (Е.Крюкова). Очень отрадные тезисы в контексте ЮКОСа, заметим. Больше, больше думать о государстве надобно, а не карманы свои бездонные набивать.
Но я еще раз повторю: для большинства бизнесменов прибыль является самой надежной метрикой успеха. И не только бизнесменов. Для банковских вкладчиков. Для акционеров. Для бабушек, торгующих семечками и пирожками. Нет прибыли, нет и бизнеса. Какая бы миссия при этом у вас не была. Работникам лондонского метро показалось, что им платят меньше, чем должны платить: они перестают работать и метро останавливается. При этом у них может быть самая невульгарная миссия. Например, вот такая: "Испытать радость от усовершенствования и приспособления технологии для пользы общества" (It’s a Sony).
Или другой пример: встает пресс-служба "Альфа-банка" в полном составе, да и переходит в "Менатеп" работать. Там что, миссия лучше? Нет, там лучше перспективы и денег больше платят. Там преимущества, скажем так. Которые познаются в сравнении.
Итак, резюмируем: ответ "большинства бизнесменов" о том, ради чего все они несмотря ни на что, – это правильный ответ. Нормальный ответ. А проблемы начинаются тогда, когда они не знают ответа на этот вопрос.
И совсем худо, когда они сами начинают задаваться этим вопросом. "Хорошо, будет еще одна машина, прикупим участок, расширим дачку до дачи, но глобально: зачем?" (И.Викентьев).
Нас не интересует, какой ответ на этот вопрос найдет человек (организация). Нам следует понять, почему люди и компании впадают в депрессию: и даже тогда, когда с прибылью у них все в полном порядке. Почему, как вы думаете?
Почему успешные люди и компании впадают в кризис?
В 99 процентах случаев проблема "зачем" у личности (организации) имеет две причины:
Причина первая: длительное отсутствие роста количественных показателей.
То бишь, если ваш работник Федя, который стоит на конвейере, долго получает одну и ту же зарплату, – то в его сером веществе неизбежно появится вопрос: "Зачем?". Даже если у него хорошая зарплата и "ему хватает". Добавьте ему 10 процентов, и его кризис утихнет. На некоторое время.
Или если фирма "Вкусный пирожок" продает ежедневно по 100 пирожков на протяжении нескольких лет, у нее начнутся "зачемные" проблемы. Ей следует научиться продать хотя 105 (а лучше еще больше) пирожков, и тогда кризис отступит. На некоторое время.
Причина вторая: длительное отсутствие качественных изменений.
Запомните: то, что мы делаем каждый день, не является достижением. И если наш "Вкусный пирожок" на протяжении многих лет печет пирожки, у него "зачемшется" во всех местах. И даже в том случае, если прибыль неуклонно растет. Равно, как и работник Федя: однажды он впадет в тоску, хотя зарплата его регулярно повышается.
Как только количественные показатели перестают удовлетворять (а, согласно И.Викентьеву, это происходит примерно через 5-7 лет успешной работы), нам необходимы качественные сдвиги. "Вкусные пирожки" могут начать печь торты. А Федя будет старшим мастером по конвейеру. И тогда назойливые вопросы "зачем" и "ради чего" оставят их в покое.
Так вот: необходимость в миссии появляется тогда, когда ни количественные (прибыль и другие метрики успеха), ни качественные изменения не могут вас удовлетворить. Именно тогда вам нужна миссия. Как сверхцель, к которой вы будете самозабвенно стремиться до бесконечности. И не заниматься больше "зачемничеством".
Миссию создают, чтобы никогда ее не исполнить
Часто говорят, что миссия – это некая долгосрочная цель. Которая, в общем-то, недостигаема. В терминах НЛП можно сказать, что это образ достижения. Я поясняю, почему и зачем эта цель недостигаема. Возьмем простой пример: вы собираете марки. Здесь важен не столько результат (собрать, и тогда ваше увлечение потеряет всякий смысл), сколько процесс (стремиться собрать до бесконечности). Или вы любите человека: у данного чувства не предполагается конца, достижения. Любовь – это процесс, которому можно предаваться целую вечность.
В идеале так должно быть у фирмы: она до бесконечности должна настойчиво двигаться к какой-то – априори недостижимой – цели. В противном случае, как только цель достигнута, двигаться будет некуда и незачем.
Нередко приходится слышать о том, что миссия – это некоторая долгосрочная стратегия, этакие Большие Дерзкие Мохнатые Цели. Но я не согласен с этим утверждением. В идеале, миссия – это то, что допускается лишь теоретически. Собрать самую большую в мире коллекцию марок. Или стремиться "сделать людей счастливыми" (Walt Disney). Теоретически это возможно. Практически? В общем, прекрасная цель для стремления в бесконечность.
Прибыль компании – это то, "ради чего" создается бизнес, но это не миссия. Прибыль всегда является целью, но она неспособна быть мечтой (я говорю это в контексте понятия "бизнес" – как вид деятельности с целью извлечения прибыли). А миссия – это мечта, какой она была у Мартина Лютера Кинга. О прибыли мечтают только зеленые новички. Зрелые компании ставят перед собой более сложные и неординарные цели. Сделать невозможное – вот что такое миссия фирмы.
Миссия, как справедливо заметил И.Викентьев, это удел первопроходцев. Ее берут на себя только безусловные лидеры, настоящие новаторы. Что же до большинства остальных, то для них миссия – это дань караоке-капитализму. Это красивый слоган в надежде завоевать симпатии своего потенциального клиента.
Psyberia.ru
14.09.2005
Комментарии
Написать комментарий