Статьи

Миссия невыполнима

Часто говорят, что миссия – это некая долгосрочная цель. Которая, в общем-то, недостигаема. В терминах НЛП можно сказать, что это образ достижения. Я поясняю, почему и зачем эта цель недостигаема. Возьмем простой пример: вы собираете марки. Здесь важен не столько результат (собрать, и тогда ваше увлечение потеряет всякий смысл), сколько процесс (стремиться собрать до бесконечности).

Увы и ах, уважаемые дамы и господа. Ответ – правильный. Неверна постановка вопроса. Позвольте, я проиллюстрирую это очень простым примером.

Допустим, вы любите вкусно покушать. Если вас спросить, почему вы любите вкусно покушать? – ответить на вопрос будет трудно. А если спросить, зачем вы любите вкусно покушать? – вообще невозможно.

Задавайте правильные вопросы – и вы получите хорошие ответы. Угольникова в передаче "Доктор Угол" однажды спрашивают:

– У вас есть семья?

– Конечно! – отвечает по сюжету "случайный прохожий" Угольников.

– А зачем? – спрашивают у него.

Дальше идет минутная сцена, в которой человек буквально теряет опору под ногами. Ибо он не может найти ответ на вопрос: зачем ему семья? И какую великую цель он преследует, создавая семью и работая с утра до ночи ради её блага? Зачем? Зачем, черт возьми?!

Бизнес создают, чтобы получить прибыль

Любой бизнес создается ради прибыли. По определению. Не спорьте с этим. Вы вносите в банк под проценты некоторую сумму денег: совсем не для того, чтобы "своими вкладами укрепить и усовершенствовать банковскую систему России". Или вы торгуете пирожками: не для того, чтобы "недорого и вкусно удовлетворить голод жителей вашего района". Самый простой ответ – самый правильный ответ. Вы хотите получить прибыль. Это единственная цель вашего бизнеса, ради которой вы так стараетесь.

Вернемся к самому началу. Мы спросили: ради чего работает ваша фирма? Ради прибыли, отвечают нам. И вопрошающий потирает потные ладошки и радуется: поймал воробья на мякине, ответ неправильный! Фу, как пошло, работать ради денег! Ибо, "главная причина бизнеса – получение прибыли, считается вульгарной и даже вредной" (Е.Крюкова). Очень отрадные тезисы в контексте ЮКОСа, заметим. Больше, больше думать о государстве надобно, а не карманы свои бездонные набивать.

Но я еще раз повторю: для большинства бизнесменов прибыль является самой надежной метрикой успеха. И не только бизнесменов. Для банковских вкладчиков. Для акционеров. Для бабушек, торгующих семечками и пирожками. Нет прибыли, нет и бизнеса. Какая бы миссия при этом у вас не была. Работникам лондонского метро показалось, что им платят меньше, чем должны платить: они перестают работать и метро останавливается. При этом у них может быть самая невульгарная миссия. Например, вот такая: "Испытать радость от усовершенствования и приспособления технологии для пользы общества" (It’s a Sony).

Или другой пример: встает пресс-служба "Альфа-банка" в полном составе, да и переходит в "Менатеп" работать. Там что, миссия лучше? Нет, там лучше перспективы и денег больше платят. Там преимущества, скажем так. Которые познаются в сравнении.

Итак, резюмируем: ответ "большинства бизнесменов" о том, ради чего все они несмотря ни на что, – это правильный ответ. Нормальный ответ. А проблемы начинаются тогда, когда они не знают ответа на этот вопрос.

И совсем худо, когда они сами начинают задаваться этим вопросом. "Хорошо, будет еще одна машина, прикупим участок, расширим дачку до дачи, но глобально: зачем?" (И.Викентьев).

Нас не интересует, какой ответ на этот вопрос найдет человек (организация). Нам следует понять, почему люди и компании впадают в депрессию: и даже тогда, когда с прибылью у них все в полном порядке. Почему, как вы думаете?

Почему успешные люди и компании впадают в кризис?

В 99 процентах случаев проблема "зачем" у личности (организации) имеет две причины:

Причина первая: длительное отсутствие роста количественных показателей.

То бишь, если ваш работник Федя, который стоит на конвейере, долго получает одну и ту же зарплату, – то в его сером веществе неизбежно появится вопрос: "Зачем?". Даже если у него хорошая зарплата и "ему хватает". Добавьте ему 10 процентов, и его кризис утихнет. На некоторое время.

Или если фирма "Вкусный пирожок" продает ежедневно по 100 пирожков на протяжении нескольких лет, у нее начнутся "зачемные" проблемы. Ей следует научиться продать хотя 105 (а лучше еще больше) пирожков, и тогда кризис отступит. На некоторое время.

Причина вторая: длительное отсутствие качественных изменений.

Запомните: то, что мы делаем каждый день, не является достижением. И если наш "Вкусный пирожок" на протяжении многих лет печет пирожки, у него "зачемшется" во всех местах. И даже в том случае, если прибыль неуклонно растет. Равно, как и работник Федя: однажды он впадет в тоску, хотя зарплата его регулярно повышается.

Как только количественные показатели перестают удовлетворять (а, согласно И.Викентьеву, это происходит примерно через 5-7 лет успешной работы), нам необходимы качественные сдвиги. "Вкусные пирожки" могут начать печь торты. А Федя будет старшим мастером по конвейеру. И тогда назойливые вопросы "зачем" и "ради чего" оставят их в покое.

Так вот: необходимость в миссии появляется тогда, когда ни количественные (прибыль и другие метрики успеха), ни качественные изменения не могут вас удовлетворить. Именно тогда вам нужна миссия. Как сверхцель, к которой вы будете самозабвенно стремиться до бесконечности. И не заниматься больше "зачемничеством".

Миссию создают, чтобы никогда ее не исполнить

Часто говорят, что миссия – это некая долгосрочная цель. Которая, в общем-то, недостигаема. В терминах НЛП можно сказать, что это образ достижения. Я поясняю, почему и зачем эта цель недостигаема. Возьмем простой пример: вы собираете марки. Здесь важен не столько результат (собрать, и тогда ваше увлечение потеряет всякий смысл), сколько процесс (стремиться собрать до бесконечности). Или вы любите человека: у данного чувства не предполагается конца, достижения. Любовь – это процесс, которому можно предаваться целую вечность.

В идеале так должно быть у фирмы: она до бесконечности должна настойчиво двигаться к какой-то – априори недостижимой – цели. В противном случае, как только цель достигнута, двигаться будет некуда и незачем.

Нередко приходится слышать о том, что миссия – это некоторая долгосрочная стратегия, этакие Большие Дерзкие Мохнатые Цели. Но я не согласен с этим утверждением. В идеале, миссия – это то, что допускается лишь теоретически. Собрать самую большую в мире коллекцию марок. Или стремиться "сделать людей счастливыми" (Walt Disney). Теоретически это возможно. Практически? В общем, прекрасная цель для стремления в бесконечность.

Прибыль компании – это то, "ради чего" создается бизнес, но это не миссия. Прибыль всегда является целью, но она неспособна быть мечтой (я говорю это в контексте понятия "бизнес" – как вид деятельности с целью извлечения прибыли). А миссия – это мечта, какой она была у Мартина Лютера Кинга. О прибыли мечтают только зеленые новички. Зрелые компании ставят перед собой более сложные и неординарные цели. Сделать невозможное – вот что такое миссия фирмы.

Миссия, как справедливо заметил И.Викентьев, это удел первопроходцев. Ее берут на себя только безусловные лидеры, настоящие новаторы. Что же до большинства остальных, то для них миссия – это дань караоке-капитализму. Это красивый слоган в надежде завоевать симпатии своего потенциального клиента.

Вит Цинёв
Psyberia.ru

14.09.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.11.2024 - 00:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация