Статьи

Честная конкуренция

Российский пивной рынок сегодня, как никогда, близок к насыщению. Конкуренция обостряется, и теперь производители смогут увеличивать свою долю не благодаря росту объемов в целом, а за счет вытеснения друг друга. Выиграет тот, кто сможет грамотно выстроить маркетинговую и торговую политику.

Российский пивной рынок отличается своей неоднородностью. Фактически у нас два рынка - московский и региональный. Начать хотя бы с того, что москвичи пьют пива больше, чем жители регионов. По оценкам исследовательской компании "Бизнес Аналитика", каждый москвич в среднем выпивает 75 - 76 литров пива в год, тогда как в среднем по России этот показатель составляет 57 - 58 литров. На долю столицы приходится 14 - 15% продаж (в стоимостном выражении).

Но, несмотря на серьезные пивные аппетиты москвичей, конкурировать в столичном регионе с каждым днем становится труднее. Три года назад явными лидерами продаж в Москве были крупнейшая в стране пивоваренная компания Baltic Beverages Holding (BBH), SUN Interbrew и Efes Beverages Group. Сегодня соотношения сил изменились. BBH, сохраняя свои позиции в России, сдает их в Москве. Вместе с тем летом этого года в явные фавориты рынка по объемам продаж в столичном регионе вышла компания SABMiller. По данным "Бизнес Аналитики", в стоимостном выражении доля продукции компании в первом полугодии составила 14,7 %. Таким образом, за два последних года SABMiller прибавила в весе более 4%, а BBH потеряла порядка 3%. SUN Interbrew и Efes Beverages Group за тот же период также сдали свои позиции. Представители компании SABMiller, ссылаясь на данные собственных исследований, оценивают свою долю в московском регионе в 15% и утверждают, что за последние три года она выросла вдвое (а доля BBH за аналогичный период упала на 4 - 5%).

Любопытно, что за указанный период компания SABMiller не увеличивала в России свои мощности: ей по-прежнему принадлежит один завод в Калуге производительностью свыше 40 млн декалитров в год. Кроме того, компания продвигает в России только семь брендов и в ее ассортименте лишь 18 видов упаковок, то есть емкостей бутылок и банок (это самый маленький портфель среди других производителей).

Вместе с тем выход SABMiller в лидеры московского рынка только на первый взгляд кажется сенсацией. Одно из важных преимуществ компании в том, что ее ассортимент состоит преимущественно из пива класса премиум (цена от 16 руб. за бутылку): марок "Золотая бочка", Miller, Pilsner Urguell, Kozel, Holsten, Redd's и "Три Богатыря". Спрос на дешевое пиво в столице сокращается. Не случайно стоимостная доля "Очакова" за прошедшие три года, по оценкам аналитиков, снизилась примерно в два раза. Потребность в премиумном пиве, напротив, растет. По оценкам "Бизнес Аналитики", в целом по России на долю пива премиум (местные и лицензионные марки) в стоимостном выражении приходится чуть более 40%, а в Москве этот показатель уже превышает 63%. Так что продукция SABMiller очень хорошо вписывается в пивные потребности москвичей.

Большинство других игроков производят и дорогие, и дешевые сорта. Компания SABMiller, напротив, сделала ставку не на количество, а на качество. "В некоторых городах SABMiller не стремилась продвигать свою продукцию, ведь наша целевая аудитория - жители больших городов. И столица для нас один из самых важных рынков", - говорит Денис Лысак, дивизиональный менеджер по продажам компании "Трансмарк" (подразделение международной корпорации SABMiller).

Тем не менее даже самый лучший товар не продается сам собой. Реклама способна повлиять на продажи лишь косвенно, поэтому главная причина успеха компании в том, что ей удалось выстроить эффективную систему дистрибуции. До 2001 - 2002 года пивовары никак не участвовали в продажах, этим занимались только дистрибуторы. Первой к построению системы, когда торговые агенты разъезжают по магазинам и продвигают товар, приступила компания SUN Interbrew.

Сегодня распространены две модели продвижения товара. Первая, когда торговые представители пивоваренных компаний собирают в магазинах заявки и передают их дистрибуторам. Дистрибуторы на следующий день доставляют товар в магазин, не делая упор на продвижение пива какого-либо конкретного производителя. Компания SABMiller, начав выстраивать систему дистрибуции в 2002 году, первой среди других предложила российскому рынку модель альтернативных поставок. Торговые представители сразу приезжают в магазины на автомобилях, загруженных продукцией SABMiller (фактически продажами занимаются торговые представители пивоваренных компаний, но на базе дистрибуторов, за которыми остается финансовая сторона вопроса).

"Продажи "с колес" оказались очень эффективными в тот период. Даже при гораздо больших стартовых инвестициях такая модель себя окупает: товар гарантированно попадает в магазин, причем в самый кратчайший срок. И, что самое главное, торговый представитель участвует в выкладке товара на полках", - поясняет Денис Лысак. Этим опытом сразу же воспользовались и другие пивовары. Однако у компании SABMiller сегодня самый большой штат "прямых" агентов: по городу разъезжают более 150 фирменных автомобилей с товаром. В том же 2002 году опять же первой среди других пивоваренных компаний SABMiller инвестировала солидные средства в фирменные холодильники (их отдают торговой точке в бесплатную аренду). И это положительно сказалось на продажах. Сегодня в московских магазинах установлено несколько тысяч холодильников SABMiller с фирменной продукцией.

Продвижению товара в "Трансмарке" уделяют огромное внимание. "Менеджеры компании следят за тем, чтобы товар максимально доступно присутствовал на полках магазинов. Приведу такой пример: у SABMiller всего 18 видов упаковок, и на полках постоянно присутствует 14. У другого известного производителя более 70 видов, а постоянно присутствует только 21", - говорит глава дистрибуторской фирмы "Беллиген" Сергей Растегаев.

Менеджеры по продажам SABMiller одними из первых поняли, что в условиях жесткой конкуренции дистрибутор должен быть заинтересован в продвижении продукции. "Сегодня на пиве от SABMiller дистрибуторы и розница зарабатывают больше, чем на продукции других производителей. В ассортименте нашей компании они занимают не лидирующую позицию, но приносят самый большой доход", - отмечает руководитель дистрибуторской компании "Пивдом" Армен Симонян. По его словам, сегодня пиво SABMiller - самое востребованное на московском рынке.

Стоит отметить, что конкуренты компании SABMiller, конечно, не дремлют. В ближайшем будущем предстоит серьезная борьба за лидерство на московском пивном рынке. Удержать позиции можно только с помощью оригинальных маркетинговых идей. По словам Дениса Лысака, компания SABMiller ведет работу в этом направлении.

Марина Сергеева
"Компания"

14.09.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.11.2024 - 05:30
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация