Фармрынку пока не грозит экспансия
Согласно отчету PWC, в мировой фармацевтической отрасли продолжится процесс консолидации. Так, количество сделок в этой сфере (также учитывались смежные отрасли, такие как медицинское оборудование и диагностика) увеличилось в прошлом году на 20% и превысило 1800. Также увеличилась на 53% совокупная стоимость этих сделок – до 112 млрд долл. Подобные показатели, говорится в отчете PWC, обусловлены низкой результативностью в сфере научно-исследовательских разработок, окончанием сроков патентов, а также конкуренцией со стороны производителей дженериков. Впоследствии это может привести к реструктуризации фармкомпаний, а также к дальнейшей консолидации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и созданию новых крупных биотехнологических компаний.
На этом фоне примечательны процессы, происходящие на российском фармацевтическом рынке. Согласно совместному исследованию PWC и AIPM, в ходе которого было опрошено 23 международных компании отрасли, присутствующих в России, 33% рассматривают возможность запуска местного производства в ближайшие два-три года. А еще 19% рассчитывают сделать это в течение пяти лет. Как говорится в отчете, основная причина, по которой компании намерены пойти на этот шаг, заключается в возможности более эффективной конкуренции. Кроме того, это позволит иностранным компаниям продолжить экспансию на новые рынки. Как оказалось, в меньшей степени на принятие подобного решения повлияет возможность снижения себестоимости продукции. Тем не менее, по мнению участников рынка и экспертов, опрошенных RBC daily, привлекательность отечественного фармацевтического рынка пока не так высока, чтобы можно было ожидать резкого всплеска активности со стороны иностранных компаний. "Объем российского фармрынка сегодня, по разным оценкам, достигает 5,5–6 млрд долл. в розничных ценах, и темпы его роста по-прежнему остаются высокими, – прокомментировал RBC daily директор центра маркетинговых исследований "Фармэксперт" Николай Демидов. – Кроме того, происходящая реформа государственного лекарственного обеспечения дает иностранным компаниям, которые контролируют более 70% рынка, надежду на увеличение рынка за счет этих мер в большей степени, нежели за счет годового роста в 14–16%".
По мнению г-на Демидова, интерес к нашему фармрынку могут проявить те компании, для которых рынки России и стран СНГ в целом – ключевые, и прежде всего – производители широкого набора дженериков. Сходного мнения придерживается и директор по внутренним вопросам AIPM Игорь Смирнов. "Дженерики широко представлены на российском рынке, – прокомментировал он RBC daily. – Но большое внимание уделяется и вопросам инновационных препаратов: несмотря на высокую стоимость, они покупаются достаточно активно". Что касается того, кто именно может начать экспансию, то эксперты сходятся во мнении, что это будут компании, ориентированные на российский рынок. "Это могут быть восточноевропейские компании, причем как независимые, так и входящие в международные корпорации, – считает Николай Демидов. – Что касается последних, то для их появления в России необходим ряд изменений в существующей ситуации на рынке. Поэтому я склонен считать, что отчет PWC, скорее, декларирует готовность выйти на рынок при определенных условиях, а не гарантию немедленного действия. Препятствий для активного инвестирования в производство лекарственных средств на территории РФ иностранными компаниями пока много, в том числе специфика действующего законодательства, существующие риски, но, с другой стороны, объемы рынка и его сегментов таковы, что могут считаться достаточно существенными для тех препаратов, которые могли бы здесь выпускаться".
Действительно, компании, принявшие участие в исследовании, указывали в качестве факторов, препятствующих открытию их производств в России, бюрократию, экономические и политические риски, а также неблагоприятное состояние рынка. "Мы не говорим об активной экспансии в настоящий момент, компании очень осторожно рассматривают эту перспективу", – прокомментировал RBC daily Игорь Смирнов. Характерно также, что компании не стремятся выходить на рынок за счет приобретения местных производств – такой вариант развития событий предпочитают только 8%. 23% намерены рассматривать организацию производства "с нуля", 31% – совместное предприятие, а 38% – размещение производственных заказов на российских фармацевтических предприятиях. Почти половина компаний планирует организовать на местном рынке только упаковку препаратов, примерно столько же собираются использовать и другие процессы. "Открытие в России собственного производства более целесообразно, – считает Игорь Смирнов. – Существующие у нас производства требуют гораздо больших инвестиций в реконструкцию, а кроме того, они не соответствуют международным стандартам GMP (good manufactured practice). Надо сказать, что разговоры об экспансии на фармацевтический рынок России крупных международных игроков идут уже не первый год, но никаких активных действий пока предпринято не было. "Ситуация для этого пока не слишком благоприятная, – считает Николай Демидов. – И до завершения серьезных изменений в отрасли – налаживания системы госзакупок, что может увеличить объем рынка в 1,3–1,4 раза, изменений в законодательстве – говорить о массовом приходе отраслевых инвесторов не приходится".
РосБизнесКонсалтинг
11.08.2005
Комментарии
Написать комментарий