Статьи

Кризис фантазии или недобросовестная конкуренция?

Имитация! Плагиат. Паразитирование на чужой репутации, недобросовестная конкуренция… Много нелестных оценок поведения водочной компании Nemiroff прозвучало после того, как в феврале 2005 года та вывела на рынок водку "Українська БЕРЕЗОВА (на бруньках)". Еще бы. Ведь уже три года ее главный конкурент - столичный "Союз-Виктан" (который смог оттеснить Nemiroff на второе место в Украине и "дышит в затылок" в России) выпускает водку с похожим названием "НА БЕРЕЗОВИХ БРУНЬКАХ".
И ни для кого не секрет, что сделать "бруньки" бойко продаваемым брэндом "Союз-Виктану" стоило серьезных денег. Уж телевизор-то смотрят все. Во всяком случае под Новый год так точно. Роль спонсора фильма "За двома зайцями" взял на себя собственник "НА БЕРЕЗОВИХ БРУНЬКАХ". Помнится, были еще концерты Андрея Данилко (небезызвестная Верка Сердючка)…

Водочники с киевской пропиской денег не жалели. Да и отдача была. Посему зарегистрировали раскрученную торговую марку и подали заявку на регистрацию этикетки. Кто бы после всего этого мог подумать, что произойдет покушение на их охраняемую законом курицу, несущую золотые яйца. Причем не со стороны аутсайдеров рынка, как это обычно бывает, а со стороны отечественной компании №2, которая не так давно сама с пеной у рта доказывала эксклюзивное право на собственные объекты интеллектуальной собственности.

По ту сторону баррикадПарадоксально. Создается впечатление, что "Українська горілчана компанія "Nemiroff", прочувствовав на собственной шкуре, как трудно бороться с имитаторами торговых марок, решила сама попробовать силы на этом поприще. И заняла позицию по другую сторону баррикад. А что? Не пропадать же опыту. Без него в таком тонком деле никак не обойтись. Иначе как можно решиться наклеить на свою фирменную бутылку этикетку, которая хотя и не тождественна, но похожа на этикетку не менее именитого конкурента. Ребенку ясно, что такое просто так не прощают. Давайте все-таки не забывать, что мы имеем дело с компанией, которую знают во всем мире и репутацию которой трудно измерить в денежном эквиваленте.

Можно конечно допустить, что патентные поверенные Nemiroff не знали о том, что "Союз-Виктан" 8 февраля текущего года подал заявку в "Укрпатент" на регистрацию этой самой этикетки с березовыми почками. Однако не знать о существовании свидетельства №44318 на знак для товаров и услуг "НА БЕРЕЗОВИХ БРУНЬКАХ" от 15.10.2004 г. они не могли.

Зато маркетологам винницкой компании наверняка было известно, что конкурент, сделав акцент на свой березовый брэнд на российском рынке, всего за один год отщипнул 1% от местного водочно-рыночного пирога (в стоимостном выражении), тогда как Nemiroff за все время пребывания в российской рознице осилил 1,2% рынка. Понятны и чувства вчерашнего лидера, которого со свистом обгоняют. Если по результатам 2003 г. Nemiroff был признан наиболее динамично развивающимся международным брэндом среди производителей крепкого алкоголя, то в 2005-м Всемирный клуб алкогольных брэндов миллионников признал торговую марку SV лидером №1 в мире по темпам роста (шутка ли - 109% роста за год). На отечественном рынке тоже произошла рокировка. "Союз-Виктан" стал ликеро-водочным лидером, произведя в 2004 году более 7 млн. дал продукции. Nemiroff с 6,7 млн. дал переместился на вторую позицию.

Лошадь позади телеги

В попытке получить выгоду, сев на колесо раскрученной торговой марки, нет ничего оригинального. Примеров сколько угодно: Эссенциале-Бринциале, Адидас-Адибас, Раnasonic-Panaxonic, Мартини-Мартин, Адмиралтейская-Адмиральская… Суть состоит в том, чтобы как можно ближе, но максимально незаметно для потребителя приблизиться к известному ему брэнду. Этим обычно страдают малоизвестные компании, которые не могут тратиться на раскрутку собственного брэнда. И не часто случается, чтобы имитатор, пойманный на горячем, становился в активную позицию. Но для Nemiroff другого варианта поведения нет. Промолчать - означало бы признать себя виновным в плагиате и подмочить свою репутацию. Поэтому на прогнозированный иск "Союз-Виктана" о прекращении нарушения прав на торговую марку Nemiroff ответил иском (скорее всего заготовленный заранее) о признании свидетельства на знак на товары и услуги "НА БЕРЕЗОВИХ БРУНЬКАХ" недействительным. Хотя с точки зрения права и морали сначала нужно было доказать, что знак недействителен, и лишь потом заняться выводом на рынок похожего брэнда. Тогда бы никто не упрекнул Nemiroff в паразитировании на чужой репутации. И компании не пришлось бы фантазировать, высасывая из пальца аргументы на обвинения в недобросовестной конкуренции. Мол:

- на основании приложения к лицензии от 27.01.2005г. компании предоставлено право на производство водки "Українська березова особлива";

- словесное обозначение "на бруньках" указано в скобках;

- существует "большая разница" в составляющих элементах знаков на этикетке.

Спорить в данном случае смысла мало. Полезнее взглянуть на дополнение к лицензии. Там действительно никаких "бруньок" не значится. Выходит, получив разрешение на производство водки с определенным названием, на этикетке можно произвольно добавить к этому названию все что угодно. Главное - не забыть о скобках (точнее - о круглых скобках). Кстати, в том самом дополнении значится весьма полезное замечание: "Действующая лицензия не освобождает ее собственника от ответственности за использование промышленной собственности".

Попробуй не спутать

Теперь о схожести торговых знаков. Специалист по исследованию объектов интеллектуальной собственности с 30-летним стажем Геннадий Андрощук в экспертном заключении констатирует:

  1. словесное обозначение "БЕРЕЗОВА (на бруньках)" похоже настолько, что его можно спутать с торговой маркой "НА БЕРЕЗОВИХ БРУНЬКАХ";
  2. изображение, используемое ООО "Союз-Виктан" на этикетке, похоже настолько, что его можно спутать с изображением на этикетке Nemiroff;
  3. этикетка водки Nemiroff "Українська БЕРЕЗОВА особлива (на бруньках)" является имитацией этикетки водки "Союз-Виктан" "НА БЕРЕЗОВИХ БРУНЬКАХ".

К этому, наверное, стоит добавить слова директора юрдепартамента Nemiroff Юрия Сорочинского: "Ее ("Українська БЕРЕЗОВА (на бруньках)". - С.С.) продажи превзошли все ожидания - с конца февраля до конца июня было продано почти 4,5 млн. бутылок, что является очень хорошим результатом для новинки". Кто бы сомневался?.. Ведь, по данным SV, в раскрутку "НА БЕРЕЗОВИХ БРУНЬКАХ" за три года было вложено около 8,5 млн. грн. Только за два года SV реализовал в России 1,3 млн. дал "березовой". В общем коммерческий результат вывода еще одной "на бруньках" был так же предсказуем, как и юридические проблемы, связанные с ним.

Есть и другой результат - до 5 августа компания Nemiroff обязана прекратить реализацию водки "БЕРЕЗОВА (на бруньках)" в России. Это решение Федеральной антимонопольной службы РФ, которая вслед за Федеральной таможенной службой РФ признала факт недобросовестной конкуренции со стороны Nemiroff. В решении фигурирует и российское ООО "Универс", сидящее на колесе у SV.

Не веря в собственную аргументацию, Nemiroff продолжает оспаривать охраноспособность товарной марки "Союз-Виктана". Иначе зачем было виннитчанам уже сейчас, не дожидаясь вердикта судов, подавать заявки на регистрацию своих товарных марок, в составе которых присутствует обозначение "на бруньках".

* * *

К октябрю обещают результаты судебных экспертиз в Украине. Свое слово скажет и Антимонопольный комитет Украины, который тоже начал изучение дела по заявлению "Союз-Виктана". И если плагиат со стороны Nemiroff будет признан, то это дорого будет стоить компании. Речь не о морально-материальном иске, который предъявит "Союз-Виктан", чтобы конкурент вернул нечестно заработанное. На кону репутация.

Комментарии экспертов

Геннадий Андрощук, аттестованный судебный эксперт
по объектам интеллектуальной собственности

- Из материалов, которые я видел и формализовал, однозначно делаю вывод, что происходящее подпадает под признаки недобросовестной конкуренции. "Союз-Виктан" вот уже три года как вывел на рынок водку "НА БЕРЕЗОВИХ БРУНЬКАХ", которая теперь ассоциируется у потребителей однозначно как его продукт. На раскрутку продукта затрачены большие средства. Об успехе марки и качестве продукта свидетельствуют и награды на престижных конкурсах и выставках, подчеркивающие имидж товара, который приобрел различительную способность. И вдруг недавно появляется "Українська БЕРЕЗОВА (на бруньках)" компании Nemiroff. В конкурентном праве такие действия расцениваются как паразитирование на чужой репутации, когда жнут там, где не сеяли.

Виктория Сопильняк, адвокат компании "Союз-Виктан"

- Обозначение "Союз-Виктана" приобрело различительную способность в силу интенсивного использования. Это означает, что на момент регистрации торговой марки ее узнавали потребители и ассоциировали с компанией "Союз-Виктан". Nemiroff же утверждает, что обозначение "НА БЕРЕЗОВИХ БРУНЬКАХ" говорит о составе продукции. Но ведь водку делают не из "бруньок", а из воды и спирта. Даже если на каком-то этапе обозначение непрямо указывало на составляющие части, то на сегодняшний день оно уже настолько узнаваемо потребителями, что в полной мере выполняет функцию товарного знака, позволяет отличить товар одной компании от другой. Nemiroff выпустил на рынок водку, внешне похожую на продукцию "Союз-Виктана": тоже ключевое обозначение, цветовая гамма этикетки, оформление. Сейчас мы ожидаем результатов экспертизы, которая должна подтвердить, имеет ли право на существование обозначение, может ли оно быть и является ли товарным знаком. Соответственно, если заключение будет в пользу "Союз-Виктана", то оппонентам откажут в иске, а иск SV будет удовлетворен. И компанию Nemiroff обяжут прекратить производство продукции с использованием чужой интеллектуальной собственности.

Сергей СЛЕДЗЬ
Зеркало недели

09.08.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

17.11.2024 - 02:42
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация