Жизнь после SMS
По этому поводу исследователи советуют сотовым операторам больше внимания уделить новым сервисам, основанным на использовании возможностей 3G, поскольку через пять лет количество пользователей сетей третьего поколения должно вырасти с 5,1 млн до 184 млн.
Строго говоря, рост пользователей 3G напрямую связан с ростом предложения сервисов, использующих "скоростные" возможности третьего поколения связи. Если нет сервисов, у людей нет резона покупать новые трубки, поддерживающие какой-то там новый стандарт связи, сути которого потребители в массе своей не понимают. Между тем лицензии на 3G куплены, причем куплены за гигантские деньги, и что-то с ними надо делать.
Но это в Европе. А в России 3G как не было, так и нет. Еще в 2001–2002 годах были построены опытные зоны связи третьего поколения, где проводилось тестирование оборудования. В 2003 году ходили разговоры, что лицензии вот-вот начнут продавать. Леонид Рейман сообщал, что все к выдаче лицензий готово, ждем появления серийного оборудования. Национальная ассоциация операторов 3G отвечала, что тестовые зоны работали именно на серийном оборудовании. Но дело так и не пошло. В этом году Леонид Рейман выступил с заявлением, что хотя все технически и готово, лицензий его министерство выдавать раньше 2006 года все равно не будет, потому что ресурсы второго поколения связи еще не до конца исчерпаны, особенно в регионах. То есть в Мининформсвязи опасаются, что если сейчас операторам дать лицензии на развитие 3G, они бросят все силы на это направление, в первую очередь в Москве, Санкт-Петербурге и нескольких городах-миллионниках, а в других регионах затормозят работы по распространению 2G сетей.
Предположим даже, что в 2006 году лицензии действительно начнут выдавать. Пока еще остается открытым вопрос об их цене и способе продажи. В большинстве европейских стран действовал аукционный принцип, и в 2000 году цены на этих аукционах на волне ажиотажа улетели куда-то в сторону Марса: только на лицензии операторы потратили более 130 млрд евро. Это без затрат на оборудование, развертывание сетей, введение новых услуг и их рекламу.
Российские операторы, вступая в игру с 3G только сейчас, с большим отставанием, имеют перед глазами опыт европейских коллег и могут избежать многих ошибок, которые были ими сделаны. Это касается и покупок лицензий, и введения сервисов, которые будут в новых сетях работать. Операторы мобильной связи в Европе, получив свои лицензии и развернув сети, позволяющие передавать на больших скоростях самый разный контент, уже испытали методом проб и ошибок множество разных вариантов сервисов, от трансляции телеканалов до мобильной медицинской консультации. Ошибок, надо сказать, оказалось больше. По крайней мере, сейчас люди особо не горят желанием многими этими сервисами пользоваться. В том числе, конечно, и потому, что операторы, потратив много денег на запуск 3G, теперь и цены на новые сервисы назначают высокие. А потребители в итоге видео смотрят на телевизоре, а не на экране мобильника, врачам предпочитают звонить по телефону. Будущее мобильной связи, наверное, действительно за 3G, и в России тоже. Вопрос только, как скоро это будущее наступит и как операторы и контент-провайдеры распорядятся новыми возможностями.
"Бизнес"
26.07.2005
Комментарии
Написать комментарий