Русскую водку поделили на троих
Следующим шагом ФКП может стать выплата роялти всеми российскими компаниями, которые пишут на своей этикетке "русская водка" или "Russian Vodka".
По информации Ъ, последнее словосочетание "русская водка" зарегистрировала группа компаний ОСТ. В апреле ОСТ получила свидетельство Роспатента, подтверждающее, что ее продукция действительно произведена в России и поэтому имеет право называться "русской водкой". До этого аналогичные свидетельства получили еще две компании: первым наименование зарегистрировало ФКП, а затем ульяновское ООО "Кристалл". Все три компании связывают партнерские отношения. ФКП владеет на территории РФ правами на такие известные советские брэнды, как Stolichnaya, Moskovskaya, "Советское" и другие. При этом эксклюзивные права на производство Stolichnaya ФКП передало ОСТ. Наконец, по информации участников рынка, ульяновский "Кристалл" действует в интересах ФКП и на его мощностях, возможно, также будет размещено производство одного из брэндов "Союзплодоимпорта".
В ФКП утверждают, что регистрация наименования "русская водка" нужна им для борьбы с группой SPI, которая распоряжается правами на советские водочные брэнды за границей. "Хочу подчеркнуть, что мы не являемся владельцами брэнда 'русская водка'. Мы сделали это в рамках исков по защите прав на свои торговые марки за рубежом,– заявил Ъ глава 'Союзплодоимпорта' Владимир Логинов.– Мы намерены отстаивать свои права за марки, которыми распоряжается в настоящее время группа SPI". Схожие цели преследует и группа ОСТ: "Эта регистрация является для нас свидетельством государственной защиты репутации производимой нами водки и поможет нам в конкурентной борьбе с производителями псевдорусской водки",– заявили в пресс-службе компании.
Судебные разбирательства межу ФКП и принадлежащей Юрию Шефлеру группой SPI за права на водочные знаки Stolichnaya, Moskovskaya и другие продолжаются уже несколько лет. Последним эпизодом этой борьбы стал иск, недавно поданный в США против SPI: группа американских потребителей сочла, что SPI ввела их в заблуждение, рекламируя, продавая и позиционируя свою водку как русскую (см. Ъ от 24 июня).
Представители SPI уверены, что регистрация в Роспатенте наименования "русская водка" не даст "Союзплодоимпорту" никаких преимуществ. "У западных судов другая логика,– говорит председатель совета директоров группы SPI Юрий Скурихин.– Решение о том, что русская у нас водка или нет, в США будут принимать не на основании решения Роспатента".
Специалисты по патентному праву считают, что ФКП будет использовать наименование "русская водка" в качестве рычага воздействия не только на SPI, но и на российских производителей. "Основная цель регистрации – рынок Америки, где продажи Stolichnaya приносят миллиарды долларов,– говорит патентный поверенный Вадим Усков.– Но было бы странно, если бы 'Союзплодоимпорт' не воспользовался ситуацией, чтобы в очередной раз поставить на колени российский рынок. Как первые, кто зарегистрировал наименование 'русская водка', они обязательно потребуют с других производителей выплат за его его использование". По его мнению, именно для этого близкие к ФКП компании пошли на регистрацию: таким образом они хотят показать, что рынок готов платить за "русскую водку". Производители алкоголя эти опасения разделяют, так как почти все они пишут на своих этикетках словосочетание "русская водка". "Опасаюсь, что 'Союзплодоимпорт' хочет сделать 'русскую водку' товаром и требовать со всех роялти",– говорит директор по маркетингу компании "Русский алкоголь" Вадим Касьянов. Отметим, что никто из опрошенных Ъ участников рынка не смог оценить размеров выплат, которые ФКП потребует с производителей.
Опыт подобных операций с торговыми знаками у ФКП есть. Так, в прошлом году "Союзплодоимпорт" зарегистрировал торговый знак "Советское" и потребовал со всех производителей "Советского шампанского" выплат роялти. По экспертным оценкам, общая сумма выплат уже составила около $100 млн.
Как отличить настоящую русскую водку
Выдержки из определения Роспатента, выданного владельцам наименования "Русская водка":
"'Русская водка' представляет собой смесь этилового спирта с умягченной водой.
'Русскую водку' отличают оригинальные приемы приготовления спирта, самобытные способы смягчающего действия водки.
Для производства 'Русской водки' используется этиловый спирт, получаемый при переработке пшеницы и ржи, произрастающих в почвенно-климатических условиях России.
При производстве спирта для 'Русской водки' используется преимущественно натуральный солод.
Одним из основных компонентов 'Русской водки' является вода.
Аромат и вкус 'Русской водки' обеспечивается путем многократной фильтрации водно-спиртового раствора через слой березового угля и песочные фильтры... исключительно самотеком.
По органолептическим свойствам 'Русская водка' представляет собой прозрачную, бесцветную жидкость... с мягким вкусом и ароматом".
"КоммерсантЪ"
25.07.2005
Комментарии
Написать комментарий