Статьи

Битва "Гурманов"

Запуская в 2003 году в производство премиумный кетчуп "Гурман", холдинг "ПомидорПром" столкнулся с пренеприятным открытием: в ходе исследований и на фокус-группах респонденты упорно называли продукцию, позиционирующуюся как элитную, всего лишь "недорогим кетчупом в большой пластиковой бутылке".

Расследование этого противоречия привело к судебному процессу. Изначально холдинг "ПомидорПром", созданный в 2001 году на базе Волгоградского консервного завода, производил демократичные овощные консервы и соусы под марками "ПомидорПром" и "Помидорье". В 2002 году, для завоевания доли рынка уже в сегменте upper middle, холдинг зарегистрировал марку "Огородников", под которой наладил выпуск консервированной кукурузы, зеленого горошка, маринадов, компотов и фруктовых коктейлей. В 2003 году пришла очередь сегмента premium - для этого "ПомидорПром", как рассказывают в компании, приобрел у мясного холдинга "Гурман" товарные знаки "Гурман", "ГурманЪ" и Gourmet, зарегистрированные в классах консервации, приправ, соусов (кетчупов) еще в 1996 году.
Весной 2003 года началось пробное производство под маркой "Гурман" кетчупов "Грибной" и "Шашлычный". А спустя некоторое время обнаружилась царящая в умах потребителей досадная путаница.

"Восточный" - дело тонкое
Как выяснилось, характеризуя кетчупы "Гурман" от "ПомидорПрома" как недорогие, потребители имели в виду совсем другую продукцию. Оказывается, с 1998 года петербургская компания "Балтимор" производит и продает кетчупы "Восточный гурман". Причем на этикетках слово "восточный" написано мелко, а слово "Гурман" - ярко и крупно. Поэтому, объясняют в "ПомидорПроме", нет ничего удивительного в том, что название кетчупа запомнилось просто как "Гурман". "Именно так этот продукт именовался в рекламных материалах "Балтимора" и на ценниках в розничных сетях, - утверждает PR-менеджер "ПомидорПрома" Светлана Брусенцова. - Такая ситуация нас не устраивала. Ассоциация нашего бренда с недорогой "народной" маркой однозначно не позволила бы новой элитной группе консервов и соусов войти в розничные сети в ценовом сегменте premium".

"Восточный гурман" - это торговая марка эконом-класса, обеспечивающая оптимальное сочетание цены и качества продуктов, - говорит в свою очередь Милада Гудкова, директор по стратегии и развитию бизнеса "Балтимора". - Под маркой "Восточный гурман" компания выпускает кетчупы 5 сортов ("Острый", "Томатный", "Сладкий", "Чили", "Шашлычный") в пластиковых упаковках и сашетах, а также майонезы (сорт "Салатный")". При этом продукция имеет множество наград: за вкусовые качества, широкий ассортимент и т.д.

Кто раньше?
Перед правовым департаментом "ПомидорПрома" была поставлена задача "очистить марку от незаконных пользователей" - иными словами, заставить "Балтимор" отказаться от выпуска "Восточного Гурмана". До улаживания конфликта производство "Гурмана" было заморожено - маркетологи "ПомидорПрома" рекомендовали запустить конвейер на полную мощность только после того, как конкурент прекратит продажи своего более дешевого аналога.
Юридическая компания "Городисский и партнеры" - патентный поверенный "ПомидорПрома" - изучила ситуацию и нашла нарушения в действиях "Балтимора". Так, по мнению юристов, Роспатент - ведомство, отвечающее, в частности, за регистрацию товарных знаков, - зарегистрировал марку "Восточный гурман" в 1998 году без учета более ранней регистрации одного из слов в названии марки - "Гурман". В Роспатенте, однако, объяснили свои действия тем, что он регистрировал только изображение товарного знака, где слово "гурман" было написано незаметно и не могло восприниматься как основной элемент знака. Значит, сделали вывод в "Городисский и партнеры", "Балтимор" незаконно поменял зарегистрированные в Роспатенте размеры знака: слово "восточный" на этикетке продукции написано мелко, а "гурман" - наоборот, крупно.

Правда, патентный поверенный "Балтимора" - юридическая компания "Усков и Партнеры" - утверждает, что товарные знаки "Восточный Гурман" были поданы на регистрацию в декабре 1998 года, в то время как товарный знак "ГурманЪ" - только 31 августа 1999 года. Кроме того, у головной компании "Балтимор-Холдинг" кроме комбинированных изображений знака "Восточный гурман" есть еще и словесный товарный знак "Восточный Гурман", который написан обычным шрифтом одного размера в одну строчку.

Получив заключение от своего патентного поверенного, в июле 2003 года "ПомидорПром" направил руководству "Балтимора" письмо, в котором предложил конкуренту в добровольном порядке "прекратить выпуск контрафактной продукции". Правда, в "Балтиморе" уточняют, что никакая организация с наименованием "ПомидорПром" никаких претензий им не предъявляла - сделал это предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ) Пашков Р. А.

"Руслан Александрович Пашков - владелец мясного холдинга "Гурман". Именно у него "ПомидорПром" покупал марку "Гурман" по классам консервов и соусов. И именно он, как первый правообладатель марки, по нашей просьбе и в рамках нашего с ним договора направил претензию "Балтимору", - объясняет Светлана Брусенцова. В "Балтиморе", однако, сомневаются, что "ПомидорПром" вообще когда-либо покупал эту марку.

Торг здесь не уместен
В ответ "Балтимор" через своего патентного поверенного - компанию "Усков и партнеры" - предложил Руслану Пашкову (представлявшему интересы "ПомидорПрома") продать товарный знак "Гурман" за $40-50 тыс. - в зависимости от количества передаваемых классов продукции. Оферта, как рассказывают в "ПомидорПроме", была рассмотрена на заседании правления холдинга и отклонена, потому что расходы на приобретение марки, создание этикеточного ряда значительно превышали предложенную сумму.

Тогда от имени Пашкова юристы из компании "Городисский и партнеры" сделали "Балтимору" встречное предложение: продать за $50 тыс. марку "Восточный гурман" и тем самым исчерпать конфликт. При этом "Балтимору" предоставлялась возможность распродать остатки всех ранее произведенных кетчупов. "Но "Балтимор", сократив ассортимент продукции под спорной маркой из опасения ее конфискации по суду, увеличил выпуск своего кетчупа", - рассказывает Светлана Брусенцова. Таким образом, решили в "ПомидорПроме", "Балтимор" не оставил холдингу выбора - он вынужден был обратиться в суд.

В "Балтиморе" в свою очередь заявляют, что "предлагали ПБОЮЛ Пашкову Р.А. приобрести у него товарный знак, однако не смогли достигнуть соглашения по всем существенным условиям сделки".

До степени смешения?
Исковое заявление Руслана Пашкова было подано в Арбитражный суд г. Москвы 3 июня 2004 года. В нем, как и положено, была кратко изложена суть спора: "Используемое ответчиком (то есть "Балтимором" - ИР) для маркировки своей продукции обозначение "Восточный гурман" сходно до степени смешения с товарным знаком истца ("ГурманЪ"): в обозначении ответчика словесный элемент "гурман" занимает доминирующее положение (в силу его крупного и контрастного написания и неразличимости словесного элемента "восточный") и несет основную смысловую нагрузку; товарный знак "ГурманЪ" отличается от доминирующего элемента обозначения ответчика лишь знаком "Ъ", который не произносится и не изменяет смыслового значения слова. Таким образом, товарный знак "ГурманЪ" семантически и фонетически тождественен словесному элементу "гурман". Используемое ответчиком обозначение, в котором слово "гурман" выполнено более крупным шрифтом, чем слово "восточный", не дает потребителю возможности отличить продукцию ответчика от продукции истца, т.е. вводит потребителя в заблуждение относительно производителя товара".

В соответствии со статьей 4 закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров", правообладатель (в данном случае - Руслан Пашков) вправе запретить использование другими лицами своего товарного знака. Кроме того, незаконным использованием товарного знака может считаться и использование сходного с ним до степени смешения знака для обозначения однородных товаров. В том числе на этикетках и упаковках этих товаров. Здесь, посчитали юристы компании "Городисский и партнеры", как раз тот самый случай.

"Ответчик не получал согласия истца на использование обозначения "Восточный гурман", сходного до степени смешения с товарным знаком истца. Таким образом, ответчик нарушает исключительное право истца на товарный знак "ГурманЪ", - говорится в иске.

Третий - лишний
Судебный спор занял два месяца. "В ходе разбирательства не возникло каких-либо сложностей, - говорит Марк Чиженок, адвокат компании "Городисский и партнеры". - По итогам претензионной переписки нам уже были известны все возможные аргументы другой стороны".

Правда, на суде "Балтимор" ссылался на свои права по лицензионному договору, заключенному с правообладателем другого товарного знака. Как выяснилось, знак "Восточный гурман" принадлежит третьему в споре лицу. И "Балтимор" оправдывал использование на этикетках своих кетчупов наименования "Восточный гурман" полученной лицензией: якобы она выдана на эти самые этикетки. "Однако в действительности товарный знак упомянутого третьего лица значительно отличается от изображения, помещенного на этикетках ответчика, что и позволило нам отвести данный аргумент и убедить суд сравнивать товарный знак нашего клиента с этикеткой ответчика", - объясняет Марк Чиженок.

"Во-первых, товарный знак "Восточный гурман" зарегистрирован раньше знака, принадлежащего Пашкову. Во-вторых, "Балтимор-Столица" (московское представительство "Балтимора", ответчик по указанному иску) использовал этот знак на основании официально зарегистрированного в Роспатенте лицензионного договора. В-третьих, факт регистрации товарного знака "ГурманЪ" после товарного знака "Восточный гурман" свидетельствует о том, что Роспатент не подсчитал эти знаки сходными до степени смешения. В-четвертых, истец, не являясь реальным производителем, злоупотребляет правом, что прямо запрещено Гражданским кодексом", - утверждает Вадим Усков, гендиректор "Усков и Партнеры".

В итоге арбитражный суд г. Москвы 27 июля 2004 года признал правоту "ПомидорПрома" и запретил "Балтимору" использовать в отношении соусов обозначение "Восточный гурман", в котором слово "гурман" выполнено более крупным шрифтом, чем слово "восточный".

Впрочем, точку в этом конфликте ставить еще рано. Решение арбитражного суда распространяется только на "Балтимор-Столица" - московское подразделение "Балтимора". Однако, как сообщила Светлана Брусенцова, "уже после суда "Балтимор" объявил о переносе производства своих кетчупов из Москвы в Санкт-Петербург. Поэтому теперь "ПомидорПром" подает аналогичный иск в суд Северной столицы уже к "Балтимор-Нева".

А в "Балтиморе" заявляют, что компания не согласна с решением столичного арбитражного суда и подает апелляцию. "Восточный гурман" - это торговая марка, родившаяся раньше, чем бренд, принадлежащий Пашкову. За несколько лет своего развития марка завоевала лидирующие позиции на российском рынке кетчупа и занимает сейчас 14-15 % от его объема. По логике вещей это мы должны иметь претензии к компании "ПомидорПром", а не они к нам. Но мы пока знаем лишь о "виртуальной" марке "Гурман" и о неудавшихся амбициях ее реализовать", - утверждает Милада Гудкова.

Таким образом, битва двух "Гурманов" продолжается.

Сергей Соболев
Индустрия Рекламы

28.06.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.11.2024 - 22:36
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация