Есть мнение ...

Меняться нельзя бояться: как расставить запятые в кризис

Меняться нельзя бояться: как расставить запятые в кризис

Ограничения, наложенные на российский бизнес, постепенно становятся нормой. Оставшиеся на рынке бренды привыкают работать в условиях глобальной перестройки экономики и адаптируют свои бизнес-процессы с учетом новых переменных. О том, как не бояться выводить на рынок новые продукты и не поддаваться панике, как наиболее эффективно приспособиться к новой реальности и использовать пресловутое «окно возможностей» – рассказывает Мария Дементьева, директор по маркетингу крупнейшей пивоваренной компании AB InBev Efes (бренды Bud, Spaten, Hoegaarden, Velkopopovický Kozel, "Старый Мельник").

Вызовы новой реальности

Производственная сфера в целом и пивоваренная индустрия в частности в России в 2022 году столкнулась с беспрецедентными вызовами: с уходом глобальных брендов с рынка, дальнейшей эскалацией цен на рынке сырья и материалов, разрывом производственно-сбытовых цепочек, нарушением логистики  и высоким уровнем инфляции.

Безусловно, часть этих кризисных явлений мы уже наблюдали во времена локдауна, который для многих компаний стал, так называемой «тренировочной площадкой» и частично помог участникам рынка быстрее приспособиться к текущей ситуации. Рост цен на упаковочные материалы и логистический коллапс мы наблюдаем уже не первый год, но за это время мы успели выработать эффективную стратегию для преодоления этих сложностей. Тем не менее, с такими масштабными вызовами как в 2022 году, FMCG рынок в целом и пивоваренная отрасль в частности еще не сталкивались.

В этот раз ситуация усугубилась уходом многих глобальных игроков и паническими настроениями среди населения, спровоцированными инфляционным давлением и «исходом» любимых брендов с рынка. Новая реальность стала проверкой бизнеса на устойчивость, которую, к сожалению, выдерживают не все игроки.

Стратегии адаптации бизнеса в кризис

Мы остались на рынке, продолжаем обеспечивать рабочие места и выполнять в полном объеме все социальные и коммерческие обязательства перед нашими сотрудниками, партнерами и потребителями в России.

Безусловно, перед нами, как и перед другими компаниями, которые приняли решение остаться в России, стояли беспрецедентные вызовы, которые на первый взгляд казалось невозможно преодолеть. Вывод инноваций на рынок, всегда связан с определенными коммерческими рисками, однако в текущих условиях волатильность рынка и проблемы с цепочками поставок еще больше усложнили этот процесс.

Нам пришлось в кратчайшие сроки перестраивать и адаптировать коммерческие и производственные процессы и учиться справляться с новыми и новыми вызовами, которые возникали повсеместно чуть ли ни каждый день. Разрыв логистических цепочек и дефицит сырья привел к тому, что нам на время пришлось убрать с части нашей продукции бумажные кольеретки, оптимизировать количество лака, используемого на крышках, и так далее, но уже через какое-то время мы планируем их вернуть обратно. Аналогичные кейсы можно было наблюдать на рынке и во многих других отраслях: дефицит красок, необходимых для упаковки, привел к сокращению цветовых элементов в оформлении и переходу ряда брендов на минималистичный дизайн.

Еще один масштабный тренд, продиктованный внешними ограничениями, — это локализация производства и запуск локальных брендов. Те компании, которые и ранее развивали производство на территории страны, оказались в более устойчивом положении, смогли быстрее и эффективнее перестроить бизнес-процессы.

С точки зрения кризисного инструментария, мы смотрим в первую очередь на работу с портфелем, ассортиментом и инновациями. Даже в условиях турбулентности AB InBev Efes не отказались от запусков и развития как новых продуктов, так и уже существующих продуктовых линеек. Этим летом мы вывели на рынок новый лагер в мексиканском стиле El Capulco. Запуск стал для нас знаковым: за последние 5 лет — это практически единственный вывод на рынок собственного национального бренда от крупного игрока, ведь для нашего рынка более характерно расширение уже существующей линейки.

Как и в предыдущие кризисы, мы видим, что продукты, которые сделаны в России и в состав которых входят локальные ингредиенты, воспринимаются как более доступные и зачастую даже как более качественные. Исследования показывают, что в турбулентный период потребители обращают внимание на место производства продукта, так как начинают активнее следить за ценами и искать товары по более доступной цене.

Адаптация потребителя и коммуникация в кризис

По данным Росстата, в марте 2022 года потребительские цены выросли на 8%, а годовая инфляция к 11 марта ускорилась до 12,5% с 10,4%. Это самый высокий уровень с декабря 2015 г. Выросли и цены — к марту рост составил почти 6%.

После 24 февраля серьезно изменилось и потребительское поведение — после ажиотажного всплеска, сравнимого с началом пандемии, люди перешли в режим сдержанных покупок и экономии. Нужно отметить, что в этот раз потребители закупались не столько продуктами первой необходимости, как это было во время Covid-19, сколько продукцией брендов, бегущих с рынка. Также наблюдался рост спроса на крупную бытовую технику, которую потребители старались успеть купить до повышения цен.

Ко второму кварталу 2022 года, когда период ажиотажного спроса закончился, потребитель перешел в режим экономии. Об этом свидетельствует индекс потребительской уверенности, который упал на 10 процентных пунктов, опустившись до минус 31%. Это самое низкое значение индекса с первого квартала 2015 года (тогда было минус 32%). Этот показатель отражает ожидания потребителей и степень оптимизма относительно состояния экономики. Иными словами, падение этого индекса говорит о том, что люди начинают отказывать себе в покупках и предпочитают не тратить деньги на второстепенные нужды, поскольку не знают, чего ожидать в будущем. В сложившейся ситуации мы видим две стратегии поведения потребителей.

Первая — это адаптация и поиск более доступных предложений. Потребители отказываются от подорожавших товаров и переходят на более дешевые альтернативы внутри категории. Так, к примеру, в пивоваренной отрасли, как и в целом в FMCG, сейчас активно развивается категория локальной продукции. Ценообразование таких продуктов удается удержать на доступном уровне за счет минимизации издержек и предложить потребителю более доступные цены при сохранении качества.

Вторую модель поведения часто называют «эффектом губной помады». Потребители на фоне падения доходов отказываются от крупных покупок: заграничных поездок, автомобилей, недвижимости, дорогостоящей техники. Отказ они компенсируют переходом в премиальный сегмент на менее ощутимых для бюджета категориях. Например, покупают более дорогое пиво, чтобы побаловать себя и получить положительные эмоции доступным способом. Две описанные выше модели поведения потребителей могут привести к нескольким простым выводам, которые можно применять на практике.

В кризисный период бренды должны нести терапевтический контент для потребителя и быть ему полезны. Так, ключевыми маркетинговыми сообщениями в период турбулентности становятся месседжи про стабильность, надежность и локальность. При продвижении продукта в новой реальности мы сместили акценты в коммуникации на стабильность и возможность получить позитивный опыт, а также сохранение высокого качества при доступной цене. Это сочетание сейчас является ключевым, чтобы удержать потребителя и мотивировать к покупке.

23.11.2022

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


1000 идей для продажи. От логотипа до бренда

1000 идей для продажи. От логотипа до бренда
1000 идей для продажи. От логотипа до бренда. «1000 идей для продажи. От логотипа до бренда» – сборник ярких и новаторских идей в области дизайна фирменного стиля. В нем представлены примеры оригинальных работ: логотипов, брошюр, упаковок, бланков, этикеток, промопродукции, постеров, примеры оформления точек продаж, созданных известными дизайн-студиями со всего мира. Именно дизайн сегодня является универсальным средством общения на уровне чувств и смыслов, поскольку его главные функции – коммуникационные. «1000 идей для продажи. От логотипа до бренда» – компактное и четкое руководство по выбору формы, формата, цвета, типографики, иллюстраций и полиграфического оформления. Ни для кого не является секретом, что каждый человек обладает индивидуальным субъективным мировосприятием, и одни и те же знаки, шрифты, форматы, цвета у разных людей, в силу различного опыта, образования, круга общения и пр. могут вызывать абсолютно разные, зачастую противоположные по своему значению ассоциации и эмоции. Фирменный стиль – это гармоничное соединение особенностей компании, вынесенное на всеобщее обозрение. Если образ выстроен верно, то он станет основой успешного позиционирования компании, товара или услуги на рынке. Фирменный стиль – это также позиционирование компанией себя. Поэтому его грамотная разработка положительно сказывается не только на восприятии компании, но и повышает ее престиж. Что же делает представленные в издании проекты уникальными в своем роде? Ответ прост: над их позиционированием и продвижением работают виртуозы маркетинга и брендинга. Искусство быть уникальным основывается на производимом впечатлении на потребителей, которое зависит от имиджа компании. Как же был создан образ компаний-лидеров, вы узнаете из книги «1000 идей для продажи. От логотипа до бренда». Это богатое красочными фотографиями и ценной информацией издание предназначено для специалистов в области маркетинга и брендинга, руководителей компаний, бренд-менеджеров и дизайнеров. Книга «1000 идей для продажи. От логотипа до бренда» – для тех, кто наслаждается творчеством, не боится экспериментировать и использует новейшие технологии, чтобы сделать свои работы неординарными. Ведь, как говорится, правила созданы для того, чтобы их нарушать…

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.04.2025 - 14:44
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация