Иллюзии о ВИЧ разрушают человеческие жизни
В России запущена социальная кампания против стигматизации людей, живущих с ВИЧ.
Международная научно-исследовательская компания в сфере здравоохранения GSK начала реализацию социально-ориентированного проекта по преодолению стигматизации людей, живущих с ВИЧ, в России. В рамках кампании при участии коммуникационного агентства Р.И.М. были разработаны креативные ролики, направленные на искоренение негативного отношения к ВИЧ-инфицированным. Проект призван помочь российскому обществу разрушить стереотипы о людях с положительным статусом и преодолеть предвзятое отношений к людям, живущим с ВИЧ (ЛЖВ).
Вирус иммунодефицита человека перестал быть редким явлением для России.1По состоянию на 30 июня 2021 г. среди граждан Российской Федерации было зарегистрировано 1 122 879 человек с подтвержденным диагнозом. Наиболее высокий уровень пораженности ВИЧ наблюдается в среднем возрасте – 30-49 лет.1 Свыше 60% имеющих такой диагноз – мужчины.[i]
По данным опроса ВЦИОМ 2018 года, личное отношение россиян к ситуациям взаимодействия с ЛЖВ стало существенно терпимее. Тем не менее, 45% респондентов негативно относятся к покупке продуктов у ВИЧ-инфицированных продавцов, 26% участников считают неприемлемым совместное посещение детского сада или школы их детей и ВИЧ-инфицированных, 49% россиян откажутся от совместного использования посуды с ВИЧ-инфицированным. Каждый второй опрошенный не готов работать вместе с людьми, у которых ВИЧ.2
Согласно опросу, наиболее приемлемой воспринимается ситуация проживания по соседству с носителем вируса: 65% опрошенных отмечают, что в этом нет ничего страшного, тогда как в 2005 году эта доля составляла 38%.[ii]
При подтверждении диагноза «ВИЧ-инфекция» люди сталкиваются с проблемами – дома, в кругу друзей, на работе. Их сторонятся, с ними не хотят работать в одном офисе, питаться на одной кухне, детей не принимают в сад, на занятия в секции или вовсе требуют исключения. Человек зачастую замыкается в себе, одиночество разрушает его будущее, причиняет не столько физические, сколько психические страдания.
ВИЧ-инфекция – хроническое заболевание, характеризующееся поражением иммунной системы, что при отсутствии специфического лечения ведёт к гибели инфицированного человека.[iii] Но медицина шагнула далеко вперед, и при условии вовремя начатой терапии люди с ВИЧ живут долгие годы, у них есть все возможности себя реализовать в личном и профессиональном плане. Тем не менее общество склонно приписывать человеку с ВИЧ те качества, которых у него нет, навешивать ярлыки. Так проявляется стигма. Все это связано с мифами, которыми обросла ВИЧ-инфекция.
Всего было создано пять двухминутных видеороликов под названиями: «Гость», «Собеседование», «Неизвестные», «Барабанщик» и «Посторонний». Истории отражают реальные жизненные ситуации – в офисе, в гостях, на репетиции или на прогулке.
При создании роликов «Гость» и «Собеседование» авторы использовали «Эффект Кулешова», описанный основателем советской школы кино Львом Кулешовым в 1929 году. При помощи этого эффекта наложение кадров при монтаже в определенном порядке полностью меняет эмоциональный смысл всей сцены.
Создатели применили креативный приём – повтор сцены ролика с немного другими движениями камеры, создающими ощущения опасности от носителя ВИЧ. В кадре мы видим привлекательную девушку на собеседовании, но стоит узнать, что у нее ВИЧ – срабатывает «Эффект Кулешова». Диагноз меняет восприятие человека человеком и меняет движение камеры: раньше зритель концентрировался на внешности обаятельной девушки, теперь он следит за прикосновениями. Камера передает страх, вызванный ВИЧ. Человек остался прежним, поменялось лишь отношение к нему.
Героев ролика «Неизвестные» объединяет общая тема, кинематографическая «модная» эстетика и креативный прием – всего 60 секунд зрители видят их только со спины. Это помогает добиться мощного эмоционального отклика в сердцах зрителей. Обычные люди – бизнесмен, счастливая мама, спортсменка, музыкант – хотят, чтобы их услышали. Это люди вокруг нас. Заразиться может каждый.
В роликах «Барабанщик» и «Посторонний» создатели используют оптическую иллюзию восприятия Мюллера-Лайера как аналогию стигматизации людей с ВИЧ. Когда дело касается болезни, рациональные аргументы перестают иметь значение. Люди не сомневаются, что их убеждения и установки могут быть заблуждениями. Они пребывают в иллюзиях и не спешат с ними расстаться.
«Из-за иллюзий о ВИЧ многие люди с положительным статусом не могут жить полноценной жизнью. Часть общества склонна считать, что ЛЖВ могут причинить вред, и активно защищается. Зачастую дело доходит до реальной дискриминации. Подготовленные GSK видеоролики являются частью социально-образовательной миссии нашей компании по преодолению стигматизации. Хочется верить, что они заставят россиян по-новому взглянуть на проблему и помогут изменить отношение к ней», – прокомментировал Камиль Сайткулов, директор департамента коммуникаций и правительственных связей компании GSK.
У этой ситуации есть другая сторона. Из-за стигматизации, страха быть отвергнутыми россияне, живущие с ВИЧ, скрывают свой положительный статус и отказываются лечиться.[iv] Это чревато дальнейшим распространением инфекции и ущемлением прав людей на полноценную жизнь. Диагноз звучит как приговор, хотя мог бы быть началом новой страницы в судьбе, которая пусть и нуждается в более внимательном отношении к себе, но не исключает права на счастье.
[i] Электронный реcурс:http://www.hivrussia.info/wp-content/uploads/2021/08/Spravka-VICH-v-Rossii-1-polugodie-2021-g..pdf. Дата доступа: ноябрь 2021 г.
[ii] Электронный ресурс: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vich-inficzirovannye-sredi-nas. Дата доступа: ноябрь 2021 г.
[iii] Клинические рекомендации «ВИЧ-инфекция у взрослых» Национальной ассоциации специалистов по профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции, Национальная вирусологическая ассоциация, 2020 (КР79). Электронный ресурс: http://cr.rosminzdrav.ru/recomend/79 . Дата доступа: ноябрь 2021
[iv] Электронный ресурс: https://www.unaids.org/sites/default/files/media_asset/confronting-discrimination_ru.pdf. Дата доступа: ноябрь 2021
30.11.2021
Еще статьи по теме
- "Предупредить, вовремя обнаружить, вылечить": в России начался месяц осведомленности о раке груди - 01.10.2024
- Внимание, "Ошибка 404"! - 03.09.2024
- Люди с неограниченными возможностями: как один музей меняет сознание всего общества - 17.04.2024
- Супергероем может быть каждый: "585*ЗОЛОТОЙ" представил социальный проект с инклюзивными мастерскими - 29.11.2022
- Акция "Ценим каждую ночь" - лучший социальный проект России - 27.05.2022
- "Магнит" и Henkel масштабировали социально-экологический проект "Добрые крышечки" - 30.11.2021
- Деменция – не старость! - 25.11.2021
- Кейс: как сделать первый русскоязычный креативный проект по проблеме псориаза - 18.11.2021
- Adidas запускает тренировочную группу для людей с ограниченными возможностями - 28.09.2021
- #ЗаПравоНаСчастье: с какими результатами завершилась ежегодная кампания в поддержку детей с особенностями развития - 27.09.2021
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий