Исследование GfK: Тренды на рынке FMCG-товаров в России
Рынок товаров повседневного спроса и фармацевтических препаратов (FMCG) в России демонстрирует скромный рост +1,5%[1] в денежном выражении. Это ниже, чем по итогам 2017 года (3,4%). Однако наметилась тенденция на восстановление потребления. По итогам 1 кв. 2018 года позитивная динамика наблюдается уже в 68% категориях. В 1 кв. 2017 года - лишь в 51% категорий.
По мнению исследователей GfK, главная проблема ритейл-отрасли – давление ценового промо, которое мешает уверенно расти в деньгах. По данным GfK, доля покупок по промо продолжает расти и на сегодняшний день достигла четверти оборота рынка FMCG (25,3%).
"До сих пор FMCG-индустрия в России исходит из того, что потребителя ведет только цена. Но с середины 2017 года мы видим, что начали работать другие факторы", - говорит Сергей Яшко, генеральный директор GfK Rus.
"Мы можем констатировать, что тренд на даун-трейдинг[2] остановился, а две трети FMCG демонстрируют позитивную динамику. Кроме этого в ряде категорий растет потребление в премиальном и супер-премиальном сегменте, а среди наиболее значимых каналов дистрибуции наряду с дискаунтерами, в рост пошли супермаркеты", - комментирует тенденции рынка Сергей Яшко.
Стоимость ежемесячной FMCG-корзины в России составила порядка 12,7 тыс. рублей. Соотношение затрат на различные группы товаров повседневного спроса в кошельке потребителя мало изменилось. Больше всего россияне тратят на Мясо, Молочные продукты, Напитки и Фрукты-Овощи и Фармпрепараты.
GfK проанализировала причины, которые определили успех самых быстрорастущих брендов в продовольственном сегменте. В продуктах питания оказались в выигрыше те, кто делал новые запуски в сегменте Здоровая еда и Функциональное питание и работал над ассортиментом новых вкусов и форматов продукта.
В этом году россиянам понравились предложения компаний, которые представляли органическую еду, делали акцент на натуральных или модных ингредиентах (авокадо, высокое содержание белка и т.п.).
"Для успеха продаж стало мало просто "хорошей цены", нужно созвучие новым потребительским трендам, - говорит Елена Самодурова, руководитель отдела исследований потребительской панели GfK Rus. В частности, одна из непреложных ценностей для россиян (и при этом сильнейших источников для беспокойства) – здоровье и бодрость. Поэтому все, что направлено на поддержку этого аспекта жизни будет воспринято с большим вниманием потребителями в России".
Еще один фактор успеха FMCG-брендов – умная дистрибуция, которая учитывает не только значимость сетей, но ее релевантность для своей аудитории, а также роли категорий и покупательские миссии.
Исследования GfK показали, что репертуар магазинов, которые посещают домохозяйства для закупки товаров повседневного спроса, расширился, что говорит о том, что лояльность потребителей продолжает снижаться. На основе данных нового релиза исследования GfK Retail Monitor, GfK изучила список лидеров роста в FMCG-ритейле.
«В целом можно говорить о том, что 2018 год стал переломным для формата гипермаркетов и дискаунтеров. Бывшие еще в прошлом году лидерами этих каналов Магнит и Ашан уступили своим ближайшим конкурентам», – отмечает Алексей Горбатенко, руководитель группы управления проектами GfK Shopper Insights.
Впервые отмечается снижение динамики канала гипермаркетов. Значимым фактором выбора места покупки стало стремление экономить не только деньги, но и время. Часть миссий покупатели выполняют теперь в магазинах шаговой доступности, которых стало больше.
А еще кроме хороших цен потребитель ищет свежий и интересный ассортимент и покупает не только товары и цены, но и впечатления.
Эти особенности покупательского поведения объясняют успех ритейлеров, кому удалось упрочить или улучшить свои позиции в 2018 году. Из 10 крупнейших сетей, по GfK, улучшили свои позиции Пятерочка, Лента, Карусель.
[1] По данным потребительской панели GfK в городской и сельской России за период с апреля 2017 по март 2018, в сравнении с аналогичным периодом годом ранее.
[2] *Даун-трейдинг (англ.Down-trading) переключение покупателей на более дешевый ценовой сегмент
08.06.2018
Еще статьи по теме
- E-COM DIGITAL DAY: о новых точках внимания и повышении доверия к брендам - 06.10.2024
- Только 5% FMCG-брендов смогли увеличить показатели без медийной поддержки - исследование IKS (by Okkam) - 12.08.2024
- Кейс: повысить продажи на 44% за счет работы с товарными стоками - 05.08.2024
- Трансформация FMCG-рынка: ключевые тренды и вызовы - 01.08.2023
- Россия стала лидером по темпам развития онлайн-торговли FMCG - 13.03.2023
- Доля крупнейших брендов в структуре продаж FMCG сократилась по итогам 2022 года в пользу СТМ и небольших игроков - 16.12.2022
- Ожидания относительно динамики бизнеса среди руководителей российского ритейла и FMCG-производителей за год снизились - 28.10.2022
- Продажи 60% FMCG-товаров с российским Знаком качества опережают рост своей категории - 26.09.2022
- Доля российских товаров FMCG выросла за полгода до 83% - 26.07.2022
- NielsenIQ: в 7 из 10 категориях FMCG произошло сокращение ассортимента (1) - 01.06.2022
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий