Трансформация FMCG-рынка: ключевые тренды и вызовы
В отличие от многих других отраслей, FMCG-рынок уже демонстрирует признаки того, что он начинает стабилизироваться. Натуральные продажи впервые вышли в положительную зону после нескольких месяцев снижения и к началу 2023 года достигли +6,1% к прошлому году, по данным NielsenIQ. Кроме того, каналы продаж, такие как гипермаркеты, супермаркеты, минимаркеты и дискаунтеры, стали более стандартными, что означает, что на покупательское поведение больше не влияют внешние факторы.
Весь омниканальный рынок товаров повседневного спроса, который включает как онлайн-продажи, так и офлайн-продажи, вырос на 19,4% в денежном выражении к 2022 году. Влияние повышения цен на развитие рынка составил 21%. Кроме того, в то время как рынок развивался в соответствии с реальным спросом до марта 2022 года, потребление товаров резко замедлилось после бурных закупок в апреле. Однако стоит отметить, что наблюдается рост импульсивных покупок, которые можно отнести к покупкам, относящиеся к наслаждению “здесь и сейчас”, т.е. когда люди постоянно работают или заняты, и в то же время когда хочется отвлечься и порадовать себя чем-то приятным.
Так, к нам обратилась российская сеть гипермаркетов Лента с разработкой бренда и упаковки для их продукта “Delisse”.
СТМ «Лента» – это мультикатегорийный бренд, он включает в себя практически все товарные категории. Однако позиционирование бренда сфокусировано преимущественно на рациональных выгодах продуктов. Для развития ассортимента в категории «сладости» необходимо было разработать яркий кросс-категорийный бренд, который будет транслировать яркие эмоции, способствующие импульсным покупкам.
Результатом проведенной работы стало то, что СТМ Delisse сети гипермаркетов «Лента», стала лауреатом 3 степени на премии Private Label Awards by SobMaExpo 2023 в номинации «Прорыв года». Как следствие, Лента смогла увеличить выручку от продаж СТМ и добилась своей основной цели - успешно вывести новую СТМ на рынок.
С чем пришлось столкнуться FMCG рынку?
Тем не менее, под внешним фасадом стабилизации продаж скрываются тенденции, которые в долгосрочной перспективе определят новый курс рынка.
В частности, сам ритейл, инфляция, постоянная трансформация ассортимента и покупательских привычек.
Реальный потребительский спрос и изменение ассортимента все еще оказывают негативное влияние; однако, если разбить рост продаж на основные драйверы, становится очевидным, что это происходит в основном из-за инфляции. Таким образом, производителям и ритейлерам очень важно следить за изменениями на рынке и понимать все, что влияет на выбор покупателей, и на эффективность продаж.
Одним из ярких примеров быстрого реагирования на изменение выбора и предпочтений покупателя является проект агентства Brandson по брендингу агрохолдинга Выборжец.
Перед брендинговым агентством Brandson (TSN) стояло две задачи: обновить платформу бренда и создать новый образ компании «Выборжец», раскрывающий его миссию.
Агентство Brandson (TSN) провело масштабную работу по сегментированию и оценке рынка, разработали стратегию, которая точно определила характер и масштаб бренда.
В очередной раз подтвердилось убеждение о том, как важно отражать простые человеческие эмоции в бренде и тем самым можно сделать вывод, что необходимо постоянно отслеживать динамику рынка и предпочтения потребителей, которые подвержены постоянному изменению.
Какие тренды стоит ожидать в перспективе?
1. Потребители адаптируются к современным реалиям, но их привычное поведение будет продолжать меняться.
В результате трансформации FMCG-рынка и стремления сэкономить покупателям все чаще приходится принимать решения, включая выбор магазина, товара и категорий, от которых можно отказаться. Это приводит к перераспределению спроса между покупателями. Например, потребители могут быть готовы отказаться от отдельных категорий не первой необходимости (например, йогурты, творожные десерты и средства для мытья пола) или премиум-товаров, чтобы перейти на более доступные продукты и магазины. При этом критерии выбора товаров изменились. Например, клиенты могут не быть готовы отказаться от товаров из базовой корзины, но они изменили свою стратегию покупки этих товаров.
2. Влияние процесса изменения каналов продаж на рынок FMCG
Трансформация каналов продаж будет иметь большее влияние на рынок FMCG, поскольку потребительский спрос снижается, а дискаунтеры — это торговые точки, где клиенты могут найти товары по низким ценам. К примеру, за последний год каждый пятый россиянин стал чаще посещать сети такого формата. Кроме того, доля дискаунтеров в структуре продаж на российском рынке уже превысила 1/5 общего количества россиян. Хард-дискаунтеры, которые предлагают еще более низкие цены, дали дополнительный толчок для роста. Например, сеть «Светофор», один из крупнейших игроков рынка хард-дискаунтеров, за последний год показала самый большой рост узнаваемости бренда и вошла в топ-3 самых известных сетей в России.
3. Ожидается стабилизация спроса в ближайшие месяцы, но при отсутствии новых событий
Инфляция на российском FMCG-рынке достигла своего пика в 2022 году, на фоне чего ожидается замедление роста цен, которое уже заметно в начале года в 2023 году. Тем не менее, внешние воздействия на экономику могут сильно повлиять на ценовую политику и развитие рынка, что делает ситуацию непредсказуемой.
При этом объемы потребления ожидаемо восстанавливаются, и данные показывают, что тренды, предсказанные в 2022 году, оправдались. Таким образом, рынок стабилизируется в 2023 году, если не будет новой волны инфляции или экономических проблем.
4. Изменение ассортимента останется одним из основных трендов года.
В результате разрыва логистических цепочек и выхода многих зарубежных брендов с российского рынка в 2022 году ассортимент товаров значительно изменился. Например, в непродовольственном секторе доступные SKU сократились на 16,2% по сравнению с прошлым годом. В продуктовой группе вымывание ассортимента не было таким значительным (-7%), но уход иностранных брендов изменил ассортимент в некоторых категориях, например, газированные напитки или алкогольная продукция.
И в связи с этим к агентству Brandson обратилась компания «Боска-Рус» - завод по производству шампанских и игристых вин, расположенный в Уфе. Основная проблема заключалась в том, что покупатели торговой сети, в которой продукт представлен, не видели его на полке, однако ситуация на рынке явно говорила о том, что необходимо занимать освободившуюся нишу и осваивать новый рынок.
Бутылка продукта традиционной формы, дизайн этикеток без ярких контрастов и акцентов, которые бы цепляли глаз, поэтому продукт оставался незаметным и малоизвестным для аудитории.
Команда агентства провела десятки глубинных интервью в нескольких городах-маркерах, изучила бизнес-процессы компании и тренды рынка в РФ и за рубежом, чтобы выяснить особенности потребления данного типа напитков и те изменения, которые произошли с момента выхода категории на рынок. Итогом исследовательской работы стал набор рекомендаций, включающий, кроме прочего, новые ниши в сознании групп целевых аудиторий в зависимости от ситуации и психологических характеристик. Эти ниши и стали основой для разработки дизайна упаковок продуктов – как новых, так и существующих.
В основном, изменившаяся структура спроса будет во многом определять тренды 2023 года. Ориентиром для российских покупателей стали более доступные цены на товары, включая местные бренды и частные марки, а также интересные промо-акции от продавцов. Таким образом, производители и ритейлеры FMCG продолжат формировать свои бизнес-стратегии на основе потребностей покупателей. В 2023 году рынок продолжит меняться благодаря изменениям каналов сбыта, обновлению ассортимента и появлению новинок, с целью заменить старые бренды.
01.08.2023
Еще статьи по теме
- E-COM DIGITAL DAY: о новых точках внимания и повышении доверия к брендам - 06.10.2024
- Только 5% FMCG-брендов смогли увеличить показатели без медийной поддержки - исследование IKS (by Okkam) - 12.08.2024
- Кейс: повысить продажи на 44% за счет работы с товарными стоками - 05.08.2024
- Россия стала лидером по темпам развития онлайн-торговли FMCG - 13.03.2023
- Доля крупнейших брендов в структуре продаж FMCG сократилась по итогам 2022 года в пользу СТМ и небольших игроков - 16.12.2022
- Ожидания относительно динамики бизнеса среди руководителей российского ритейла и FMCG-производителей за год снизились - 28.10.2022
- Продажи 60% FMCG-товаров с российским Знаком качества опережают рост своей категории - 26.09.2022
- Доля российских товаров FMCG выросла за полгода до 83% - 26.07.2022
- NielsenIQ: в 7 из 10 категориях FMCG произошло сокращение ассортимента (1) - 01.06.2022
- Динамика онлайн-продаж FMCG в натуральном выражении замедлилась до рекордно низких значений - 22.04.2022
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий