Продажи 60% FMCG-товаров с российским Знаком качества опережают рост своей категории
Среди рассмотренных 7 категорий FMCG, отвечающих более чем за триллион рублей продаж, более половины таких товаров увеличивают денежные продажи даже без снижения цены и развития дистрибуции. За последний год доля товаров, отмеченных Роскачеством и растущих быстрее категории, увеличилась в большинстве рассматриваемых категорий. Качество товаров остается ориентиром для потребителей несмотря на тенденцию к экономии
— 6 из 10 продуктов с российским Знаком качества опережают средние темпы развития своей категории*. А каждый второй (53%) из проанализированных товаров со Знаком качества наращивает продажи без развития дистрибуции и снижения цен — это значит, что рост происходит за счет потребительского спроса. Такие выводы NielsenIQ сделала на основе анализа 7 категорий (колбаса “Докторская”, масло и маргарин, пивные напитки, молочный шоколад, пастеризованное молоко, макаронные изделия «перья», вода питьевая расфасованная без газа), которые ранее были исследованы Роскачеством. По данным NielsenIQ, за последние 12 месяцев перечисленные FMCG-категории суммарно сгенерировали более триллиона рублей продаж.
Темпы прироста продуктов со Знаком качества
За последний год товары со Знаком качества продемонстрировали высокие темпы прироста: по сравнению с остальными SKU они опережают средние темпы развития своей категории в большинстве анализируемых товарных групп, в то время как единственным исключением стали категории мясных продуктов и питьевой воды. Тем не менее, такое снижение может быть обусловлено иными факторами выбора со стороны покупателей: в данных категориях потребители во многом лояльны к конкретным брендам и, как следствие, могут реже обращать внимание на Знак качества при выборе товара.
Динамика денежных продаж в рассматриваемых категориях, %
Категория |
Динамика продаж всей категории |
Динамика продаж анализируемых товаров с рейтингом Роскачества более 4,0 баллов из 5 |
Динамика продаж товаров со Знаком качества |
Мясные продукты |
14% |
-8% |
-20% |
Масло и маргарин |
17% |
7% |
34% |
Пивные напитки |
16% |
17% |
- |
Шоколадные плитки |
17% |
-21% |
18% |
Пастеризованное молоко |
19% |
-4% |
37% |
Макаронные изделия «перья» |
23% |
7% |
53% |
Вода |
16% |
-18% |
-12% |
Источник: Ритейл-аудит NielsenIQ в крупнейших розничных сетях России (NielsenIQ Scantrack)
Период: 12 месяцев с августа 2021 года по июль 2022 года
«Несмотря на то, что экономия стала одним из ключевых трендов покупательского поведения, качество по-прежнему играет важную роль при выборе товара. Так, 7 из 10 покупателей говорят, что хорошее соотношение цены и качества играет для них важную роль при выборе магазина. Поэтому сегодня важно не только дать покупателю возможность сэкономить, но и работать над остальными составляющими успешного продукта: упаковкой товара, его выкладкой, позиционированием, продвижением, и, конечно, над качеством продукта. При этом качество необходимо не только обеспечить, но и правильно рассказать о нем — в этом смысле российский Знак качества, присуждаемый Роскачеством, играет важную роль, помогая покупателю сэкономить время на поиск информации о товаре и помогая производителям, инвестирующим в качество своей продукции, получить дополнительный инструмент привлечения внимания на полке», — Константин Локтев, директор по работе с ритейлом NielsenIQ.
Динамика продуктов с рейтингом Роскачества выше 4,0 баллов
По итогам исследований Роскачества FMCG-товары, прошедшие независимые лабораторные испытания и получившие оценку выше 4,0 баллов из 5, демонстрируют высокие показатели по различным критериям: органолептике, безопасности, микробиологии, маркировке и другим. Так, за последний год доля товаров, получивших Знак качества и растущих быстрее категории, увеличилась в большинстве рассматриваемых товарных групп. Сильнее всего этот показатель вырос в категории масла и маргарина: если в 2021 году таких продуктов было всего 4% в категории, то в 2022 году их число увеличилось сразу в 5 раз до 22%. Подобная тенденция заметна и в других категориях: например, в группе мясных продуктов, молочного шоколада и макаронных изделий.
Процент продуктов, растущих быстрее средних темпов в категории
Категория |
2021 год по сравнению с 2020 годом |
2022 год по сравнению с 2021 годом |
Мясные продукты |
0 |
7 |
Масло и маргарин |
4 |
22 |
Пивные напитки |
17 |
17 |
Шоколадные плитки |
16 |
24 |
Пастеризованное молоко |
22 |
20 |
Макаронные изделия «перья» |
17 |
25 |
Вода |
22 |
11 |
Источник: Ритейл-аудит NielsenIQ в крупнейших розничных сетях России (NielsenIQ Scantrack)
Период: 12 месяцев с августа 2021 года по июль 2022 года
При этом почти треть качественных продуктов (32%) с рейтингом более 4,0 в рассматриваемых группах растет выше средних темпов своей категории, а 19% таких товаров наращивают продажи без увеличения дистрибуции и снижения ценового индекса — а значит, во многом рост может происходить именно за счет качества таких товаров и роста их популярности у потребителей.
«В текущих сложных экономических условиях потребители меняют свои покупательские стратегии и ищут способы оптимизации расходов. При этом потребитель становится более требовательным и не готов снизить свои ожидания в отношении уровня качества продукции: ключевым запросом становится оптимальное соотношение цены и качества товара. Качество по-прежнему является важнейшим критерием потребительского выбора. Как показало социологическое исследование, проведенное Центром изучения потребительского поведения Роскачества, 54% потребителей предпочтут товар, на упаковке которого есть российский Знак качества. При этом 49% опрошенных отмечают, что выберут проверенный товар повышенного качества, даже если он будет стоить дороже. Ключевая задача Роскачества сегодня – защитить право потребителя на получение качественной продукции, с учетом рыночных изменений и переключения многих потребителей на более доступные товары и альтернативы, включая СТМ торговых сетей, товары из дискаунтеров», — Василий Смирнов, руководитель Центра изучения потребительского поведения Роскачества.
*Выборка: товары с рейтингом Роскачества более 4,0 баллов из 5 (с наличием или отсутствием знака качества).
26.09.2022
Еще статьи по теме
- E-COM DIGITAL DAY: о новых точках внимания и повышении доверия к брендам - 06.10.2024
- Только 5% FMCG-брендов смогли увеличить показатели без медийной поддержки - исследование IKS (by Okkam) - 12.08.2024
- Кейс: повысить продажи на 44% за счет работы с товарными стоками - 05.08.2024
- Иноагенты и программатик-реклама: исследование UMG - 16.04.2024
- Сначала новости, потом праздник: две трети россиян следили за мировыми событиями на январских каникулах-2024 - 17.01.2024
- Большинство россиян решают конфликты на работе лично, без помощи HR-специалистов - 15.12.2023
- Копаем глубже: почему готовность компаний к исследованиям бьет все рекорды? - 08.11.2023
- Исследование: банки активно загружают приложения в российские сторы - 06.09.2023
- Трансформация FMCG-рынка: ключевые тренды и вызовы - 01.08.2023
- Россияне привыкли смотреть видеоконтент по вечерам и не любят ни с кем его обсуждать - 25.07.2023
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий