Бесплатные газеты изменяют облик печатной прессы
А платить деньги за газеты хочется все меньшему количеству англичан. С начала этого года общие тиражи платных газет упали в Британии на 2.5%. В то же время, ежедневный тираж Metro, выпускаемой издательством Associated Newspapers, к концу прошлого года достиг 1 миллиона копий, что сделало эту бесплатную газету четвертой по объему распространения английской газетой, выходящей по будням.
Усиление позиций бесплатной прессы наблюдается не только в Англии. На прошлой неделе лондонское издательство Metro International, не имеющее отношения к Associated Newspapers, запустило свою газету Metro в Португалии, которая стала 56-м бесплатным изданием под общим именем Metro с момента запуска первой такой газеты в Швеции 10 лет назад.
Другой бесплатной газетой с международным охватом является 20 Minutes, принадлежащая норвежской медиагруппе Schibsted. Газета выходит в 20 городах Франции, Испании и Швейцарии, насчитывая 5 миллионов ежедневных читателей.
В чем же секрет успеха бесплатных газет? Его нет. "Это нужный продукт, в нужном месте в нужное время – вот что привлекает вечно спешащих молодых горожан" - говорит Сверре Мунк, исполнительный вице-президент Schibsted и CEO 20 Min Holding, контролирующего выпуск газеты 20 Minutes во Франции и Испании.
Бум бесплатных газет – еще один лишний диагноз в истории болезни традиционных изданий, и без того проигрывающих конкурентную борьбу с телевизионными и online-новостными службами. Тиражи платных ежедневных газет падают по всей Европе (и не только). С 1999 по 2003 год общий тираж традиционных газет упал на 2.3% во Франции, 6.2% в Нидерландах и 8.1% в Германии.
Все бы хорошо, но очень многие аналитики опасаются, что бум бесплатных и кризис платных изданий могут покончить с качественной журналистикой. В среднем в Европе из 1000 человек лишь 250 читают качественные платные газеты. Бесплатные газеты не утруждают себя серьезными материалами, обычно предлагая читателям набор коротких новостей и сплетен. Концептуально они куда ближе к желтым изданиям, чем к чему-то качественному.
Правда, качество бесплатных газет все же растет. Еще пять лет назад трудно было бы представить уважающего себя политика, который согласился бы дать интервью бесплатному изданию. Сегодня это не редкость во всей Европе. Кроме того, растет оперативность новостных служб таких газет. Например, издательство Metro International для наполнения своей новостной рубрики использует только 50% новостей, полученных от информационных агентств. Остальное предоставляют его собственные корреспонденты.
Конечно, эти тенденции не остаются незамеченными. Глава мегахолдинга News Corporation Руперт Мердок, которому принадлежат многие крупнейшие бумажные издания по всему миру, заявил в начале года, что бесплатная газета Metro представляет серьезную угрозу успешности его газет, в частности, принадлежащего ему крупнейшего в Британии таблоида Sun.
В США тоже нашлось крупное издательство, поддержавшее выпуск бесплатных газет. В январе компания New York Times приобрела за $16.5 миллионов 49% акций бостонского отделений компании Metro International. Правда, аналитики заявили, что New York Times Company рубит под собой сук, отбирая читателей у собственных платных газет. То же самое касается владельца лондонской Metro - Associated Newspapers. Принадлежащая этому издательству авторитетная платная газета Evening Standard с начала этого года снизила свой тираж на 10.8%. Чтобы увеличить продажи газеты, Associated Newspapers запустила облегченную бесплатную версию издания - Standard Lite. Но вскоре выяснилось, что лишь у трети читателей Standard Lite впоследствии возникает желание купить полную версию Evening Standard. Поэтому еще в январе аналитик Deutsche Bank Марк Брейли заявил, что, по его мнению, очень скоро Evening Standard тоже станет полностью бесплатной газетой.
И это будет иметь свой резон. По данным Всемирной Газетной Ассоциации (WAN), сегодня две трети средней выручки британских газет поступает не от продаж, а от рекламы. В Германии реклама приносит газетам 57% всей выручки. Причем рекламодатели охотно обращаются к услугам бесплатных газет, которые привлекают все больше потенциальных потребителей. Однако, по данным Nielsen Media Research, общая доля расходов на рекламу в бумажных газетах падает во всем мире, хотя чистая прибыль от нее растет.
19.05.2005
Комментарии
Написать комментарий