Статьи

Тайное оружие торговых залов

Грамотный мерчандайзинг – последний шанс повлиять на выбор посетителя магазина. Многие петербургские фирмы разрабатывают собственную систему выкладки товаров и пытаются ее контролировать. Получается не у всех.

Удивительное рядом

Мерчандайзинг – красивое иностранное слово. Бизнес-консультанты используют и другой термин – "эталаж" (от французского etalage – выкладка товара на витрине и прилавке), однако как ни назови – суть от этого не меняется. Петербургские предприниматели больше склонны называть этот метод системой выкладки товара и, по возможности, используют его по максимуму. Тем более что покупатели порой даже не предполагают, насколько сильно он определяет их выбор.

Причем это относится не только к гипермаркетам, но и к обычным торговым палаткам. Например, делая покупки, мало кто задумывается, почему хлебные изделия освещены теплым светом, мясо – лампами розоватого свечения, а напитки – холодным светом, делающим их более привлекательными на вид.

Кроме того, магазины управляют даже скоростью и направлением движения покупателей. Делается это с помощью таких, казалось бы, посторонних вещей, как медленная или быстрая музыка в торговом зале, искусственные колонны, которые сглаживают четкую геометрию торгового зала, или большие рекламные стенды. Все это – лишь часть целого комплекса мероприятий, проводимых в торговом зале, на разработку, организацию и контроль которых производители и торговые посредники тратят немалые средства.

Как организовать

Мерчандайзинг работает только в случае его правильной организации в соответствии с целями и ресурсами, которыми располагает компания. Например, небольшая компания-производитель, работающая в основном с павильонами, киосками и магазинами без самообслуживания, может обойтись без организации специального подразделения: будет достаточно обучить этому искусству торговых представителей. Значительный минус – торговый представитель (он же мерчандайзер), как правило, приезжает в магазин для осуществления нового заказа, т. е. тогда, когда полки пусты и, по сути, контролировать уже нечего.

Крупные компании-производители, как правило, имеют своих специалистов по мерчандайзингу, а сети гипермаркетов формируют с этой целью целые отделы. Для производителей это особенно целесообразно, когда сбытовая сеть велика и товары быстро распродаются. С такой "боевой группой" можно добиться высокой частоты контроля торговых точек, и сконцентрированы сотрудники будут только на своей работе. "В сети аптек "Первая помощь" существуют два вида выкладки. Первая – стандартная, за которую отвечает группа мерчандайзеров сети, они разрабатывают схемы в зависимости от регламентированных норм, площади аптеки и многого другого, – рассказывает коммерческий директор ЗАО "Первая помощь" Петр Грек. – Второй тип выкладки готовится под конкретную акцию на срок, обозначенный в договоре с производителем. Практически все производители среди остальных видов BTL-рекламы предпочитают приоритетную выкладку. Это "золотая полка" – распределение товаров по проблемам – и полки на уровне глаз и в прикассовой зоне".

Помимо разработки системы выкладки производимой продукции, большое значение имеет контроль за ее соблюдением. Если компания считает мерчандайзинг всего лишь галочкой в своем бизнес-процессе и не утруждает себя проверками, то мероприятия могут не дать ожидаемого результата (прежде всего – роста продаж). Кроме того, такие проверки – это всегда еще и свежие данные о положении дел у конкурентов.

Ложка дегтя

К сожалению, разработанная производителем система выкладки не всегда используется магазинами. "Понятно, что поставщик хочет увеличить объемы реализации, повысить продажи именно своих марок, добиться как можно большего представления на торговых площадях продавца, – комментирует Ольга Лакомова, директор по маркетингу сети магазинов "Мойдодыр". – А продавец в первую очередь хочет достичь оптимального торгового ассортимента, он ориентируется на рынок и тоже хочет получить максимальную прибыль, определять перспективные группы товаров и эффективно работать. В этом и состоит конфликт интересов".

Поэтому, скорее всего, можно ожидать, что продавец будет "выставлять" вашу продукцию в соответствии с той долей рынка, которую вы занимаете, а если быть точнее, то в соответствии с тем спросом на ваш товар, который проявляют покупатели именно этого магазина, поскольку разные торговые каналы рассчитаны на различную целевую аудиторию.

Что надо учитывать при организации мерчандайзинга

Характер сбытовой сети
В зависимости от ресурсов и поставленных целей можно осуществлять тотальный мерчандайзинг всех точек продаж, а можно прорабатывать только определенные каналы.

Вид торговых посредников
Время, необходимое на контроль системы выкладки, существенно зависит от канала продаж. В торговой палатке требуется гораздо меньше времени, чем в гипермаркете.

Скорость реализации
На то, как часто необходимо посещать точки продаж, влияют многие факторы: это и специфика товара, и скорость его раскупаемости, и, конечно же, масштабы магазина.

Ассортиментный ряд
Ассортиментный ряд компании, широкий или состоящий из нескольких позиций, и его специфику также надо учитывать при планировании отдела или обучении в компании.

Оксана Курочкина
"Предприниматель Петербурга"

19.05.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.11.2024 - 23:34
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация