Журналы как хобби
В обнародованном на прошлой неделе докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о российском рынке периодической печати впервые были упомянуты так называемые журналы partwork (коллекционные издания). Между тем объем продаж появившихся на российском рынке только в 2003 году partwork в ближайшие два года может достичь $100 млн.
Partwork - коллекционное издание, выходящее с периодичностью два-четыре раза в месяц. Издание обычно посвящено одной теме (например, кулинария, комнатные растения, художники и т. п.). Partwork не содержат рекламы и имеют ограниченный срок существования - год-два, пока тема не будет исчерпана. На Западе этот рынок оценивается в несколько миллиардов долларов.
В России partwork появились в начале 2003 года - на рынок вышло британское издательство Marshall Cavendish с еженедельными выпусками энциклопедии "Древо познания". Следом появились проекты ИД "NG-Премьер" ("Узнай свою судьбу", "Волшебный клубок", "На рыбалку", "Комнатные растения"), а также английских издательств De Agostini ("Художественная галерея") и Fabbri Publishing ("Открой мир с Волли"), работающих через ИД "Бурда". Сейчас участники рынка оценивают этот сегмент в $20 млн. Но, по оценкам самих издателей, уже в 2005–2006 годах объем продаж partwork может достигнуть $90–100 млн.
В России partwork стоит в среднем 30 рублей, что существенно ниже, чем, например, в Европе (около $10). Прибыль достигается за счет тиражей, минимальный из которых составляет десятки, а максимальный - сотни тысяч экземпляров. В начале запускается несколько номеров, первые выпуски находятся в продаже одновременно. Затем периодичность сокращается до нескольких месяцев. "Со временем количество собирающих уменьшается - при запуске тираж первых номеров большой, потом он постепенно падает,- констатирует президент издательства "NG-Премьер" Юрий Дейкало.- Есть такое понятие: соотношение тиража последнего номера и первого. Если соотношение выше, чем 20%, значит, коллекция удачна".
Как показывают исследования издательства "NG-Премьер", до 80% читателей, купивших первый номер коллекции, остаются лояльными покупателями до конца выпуска. А если читатель покупает первые три-четыре номера, шансы, что он купит все номера серии, равны почти 100%. "Можно говорить о развитии этого сегмента в будущем",- говорит коммерческий директор ИД "Бурда" Роман Дорошенко. А Юрий Дейкало считает, что емкость рынка "хоть и велика, но не безгранична": "Только массовое увлечение, например, кулинария, может стать темой для partwork. А одна ниша может вместить одно-два, максимум три издания".
Однако развитие сегмента тормозит высокая стоимость продвижения. Более 90% дохода в partwork приходится собственно на продажи, причем в основном в регионах. Поэтому рекламная кампания эффективна только на федеральных телеканалах. По оценке Юрия Дейкало, ее стоимость начинается от $1 млн. "Сейчас на рынке четыре крупных игрока: мы, Marshall Cavendish, De Agostini и MB. Из них трое - иностранцы. Причина - высокий порог вхождения. Запуск одного partwork сравним с бюджетом запуска большого глянцевого журнала,- говорит Дейкало. С ним соглашается директор по информации ИД "Проф-Медиа" ("Известия", "Комсомольская правда" и др.) Константин Воронцов. "В целом расходы на маркетинг и продвижение могут составлять до 40% суммы „лонча" - не многие российские издатели готовы на такие расходы". А Роман Дорошенко из ИД "Бурда" предупреждает, что эти инвестиции могут оказаться напрасными "при отсутствии проверенных на практике идей и опыта издания коллекций". "У иностранных ИД больше опыта и качественных, проверенных во многих странах продуктов. Им не надо придумывать нового, надо просто хорошо адаптировать имеющиеся у них коллекции",- поясняет Дорошенко.
По мнению Юрия Дейкало, еще одна причина того, что российские компании не очень охотно идут в этот сегмент,- дистрибуция. "Подготовка partwork сходна с книжной, а дистрибуция - с журнальной. Компаний, которые делают и то и другое, у нас на рынке нет",- говорит Дейкало.
"Бизнес"
17.05.2005
Комментарии
Написать комментарий