В Госфильмофонде обнаружили фильм Оскара Фишингера
Обнаружены считавшиеся утраченными фильм «Квадраты» и реклама датских сигарет одного из первых немецких авангардистов Оскара Фишингера.
В Госфильмофонде состоялась закрытая премьера только что найденных картин. Пленка, обогащенная серебром, как будто светится на экране – то была специальная, сейчас уже забытая технология цветного кино «Гаспарколор».
«Было понятно, что это что-то из Фишингера. Дальше оставалось понять, что именно. И там уже начались поиски, потому что информация, которую мы нашли во всяких фильмографиях Фишингера, свидетельствовала о том, что эта картина должна была быть немой, а у нас она с фонограммой, и мы не понимали, почему так», – рассказывает киновед, ведущий специалист Госфильмофонда России Алиса Насртдинова.
В личном архиве Фишингера в Соединенных Штатах сохранился маленький, немой, плохого качества фрагмент этого фильма. До этой находки считалось, что «Квадраты» – без звука. Никто и не знал, что лента лежит в хранилище – из опознавательных знаков только «Экспериментальный фильм. Франция». Оказалось – Германия, да еще и потерянные «Квадраты».
В 60–70-е годы эту пленку уничтожали, копируя фильмы на безопасные носители. Цвета при этом сильно тускнели. Опомнились вовремя, оригиналы хранят и сейчас, и среди них – картины Фишингера. Например, реклама датских сигарет – еще одна находка.
На протяжении 20-х – 30-х годов Оскар Фишингер оставался самым ярким представителем беспредметного кинематографа, который также называли «чистым кино», основанным на игре с геометрическими формами, пространством, ритмом движений. Фишингер экспериментировал с монтажом и анимацией, перенося рисунки на пленку.
В нацистской Германии авангардное кино запретили как дегенеративное искусство. Фишингер нашел выход – снимал рекламу, но в своем стиле – его марширующие предметы возьмут на вооружение рекламщики Франции и Америки. Так что еще один обнаруженный фильм идентифицировали быстро.
«Оно сохранилось за границей, и недавно было восстановлено по кусочкам, потому что был негатив в Англии, фонограмма в Америке, что-то еще в Германии. И восстановили как-то, не зная, как фильм выглядел в точности, какая была последовательность кадров. А у нас есть копия, напечатанная в те годы», - отмечает старший куратор Госфильмофонда России Петр Багров.
Авангард под такую музыку – для того времени странно. Но Фишингер считал, что за беспредметным кино – будущее кинематографа, и что публику нужно подготавливать постепенно. Отсюда популярные мелодии. Режиссер оказался прав – его ленты попали в будущее.
Advertology.Ru
09.02.2016
Комментарии
Написать комментарий