Новости

Госфильмофонд забирает фильмотеку Музея кино

Госфильмофонд забирает фильмотеку Музея кино

Потеря киноколлекции означает конец музея как синематеки, полагают эксперты.

Госфильмофонд готов взять на хранение фильмотеку Музея кино. Об этом «Известиям» сообщил генеральный директор киноархива Николай Бородачев.

— Ввиду неприемлемых условий хранения в помещениях «Мосфильма», которые сегодня занимает Музей кино, Госфильмофонд готов взять на хранение всю фильмотеку музея. В данный момент мы ведем переговоры с руководством музея кино, — сказал Николай Бородачев.

Ранее по просьбе нового директора Музея кино Ларисы Солоницыной эксперты Госфильмофонда провели экспертизу фильмотеки. Названия фильмов были сверены с каталогом Госфильмофонда. По словам Бородачева, сохранность пленки в расчет не бралась. По итогам проверки из 845 фильмов коллекции Музея кино 741 название есть и в коллекции Госфильмофонда.

По словам Бородачева, не нашедшие аналогов 104 фильма представляют для киноархива относительный интерес, так как в Госфильмофонде в первую очередь хранятся оригинальные негативы, а не позитивные копии, предназначенные для кинопоказа.

Директор Лариса Солоницына и заместитель директора Лариса Баженова на момент написания материала оказались недоступны для комментария.

Экс-заместитель директора по научно-просветительской работе Музея кино Максим Павлов предположил, что фильмы, имеющие аналоги в Госфильмофонде, — это копии отечественных и зарубежных фильмов, бывших в советском прокате. 

104 «уникальных» картины — это, скорее всего, коллекции индийского кино, копии фильмов Жан-Люка Годара (подаренные им музею после знаменитой московской ретроспективы 1992 года) и ряд других зарубежных картин.

В то же время Павлов отметил возможность ошибки при простой сверке списков кинолент. Так, среди музейной коллекции есть авторские версии фильмов, а также зарубежная классика в оригинальной озвучке, которая в Госфильмофонде иногда хранится только в русскоязычном дубляже.

По мнению Максима Павлова, потеря фильмотеки серьезно осложнит кинопоказ музея.

— Мы в свое время объясняли Ларисе Солоницыной, почему Музею кино необходима своя фильмотека. Музей всегда сдавал в Госфильмофонд негативы, если таковые к нему попадали, а себе оставлял позитивные копии для кинопоказа. Ведь чтобы получить копии из Госфильмофонда для проведения ретроспективы, нужно потратить десятки тысяч бюджетных рублей, которые невозможно окупить с разового показа. За все 25 лет существования музея кино Госфильмофонд никогда не выдавал нам копии бесплатно, — напомнил Максим Павлов.

Основатель и экс-президент Музея кино Наум Клейман, согласившийся с тем, что в Госфильмофонде условия хранения лучше («мы осознавали эту проблему и надеялись создать в новом здании подобающие условия для хранения фильмотеки») намеревается добиться льгот для Музея кино.

— Хотя я теперь формально не имею отношения к музею (в ноябре 2014 года Наум Клейман покинул пост президента Музея кино. — «Известия»), я собираюсь говорить с Николаем Бородачевым об условиях перемещения коллекции. В частности, попробую уговорить его промаркировать копии как взятые из фондов Музея кино с правом преферентного их получения, — сказал Наум Клейман.

На заседании секретариата Союза кинематографистов по поводу кризиса в Музее кино ректор ВГИКА (в 1990–2001 годах — генеральный директор Госфильмофонда) Владимир Малышев предложил радикальное решение проблемы — через объединение музея с Госфильмофондом, так как оба учреждения, по его мнению, выполняют сходные функции. Николай Бородачев счел подобное слияние «нецелесообразным».

По мнению главреда журнала «Искусство кино», киноаналитика Даниила Дондурея, передача фильмотеки Госфильмофонду будет означать фактическое исчезновение в Москве синематеки, без которой не обходится ни одна кинематографическая столица.

— Музею кино, несмотря на отсутствие собственного здания, помимо хранения предметов долгое время удавалось успешно выполнять и функции кинопоказа. Теперь на этом, скорее всего, можно будет поставить крест, — полагает эксперт.

Ранее кинопоказ киноклассики уже оказался под угрозой. Сотрудники отдела кинопоказа в полном составе покинули музей в нынешнем ноябре. По словам нового главы отдела Ярославы Зивы-Черновой, пока музей продолжает сотрудничество с традиционной площадкой и партнером — кинотеатром имени Моссовета, однако на декабрь планов показа уже нет.

Часть проектов, по тем или иным причинам отвергнутых новым руководством, уволившийся коллектив намерен реализовать самостоятельно. В частности, в Библиотеке имени В.Я. Вульфа с 14 ноября по 12 декабря пройдет выставка и ретроспектива кинодокументалиста и экс-президента Эстонии Леннарта Мери, организованная музейными сотрудниками, но не под эгидой Музея кино.

В будущем коллектив намерен выполнить взятые перед партнерами обязательства и организовать ретроспективу «Краткая история болгарского кино» к столетию этой региональной фильмографии (совместно с Болгарским культурным институтом), ретроспективу памяти лидера чехословацкой «новой волны» Веры Хитиловой (совместно с Чешским центром) и традиционный ежегодный фестиваль нового итальянского кино NICE (совместно с Итальянским институтом культуры и Коммуной Флоренции).

Новый директор Лариса Солоницына, в свою очередь, в августе подала в Министерство культуры заявки на организацию в 2015 году двух киносмотров — фестиваля ретроспективного кино «Неизвестные фильмы о войне» и международного фестиваля экранизаций «Русская литература на мировом экране. Сюжеты и трактовка». 

Ярослава Зива-Чернова отмечает, что оба мероприятия пока на начальной стадии разработки, площадка и конкретные детали станут известны позднее. 

Государственный центральный музей кино был создан в рамках Государственной академии художественных наук (ГАХН) в конце 1920-х. В 1932 году ГАХН упразднили, и собранные первым директором Григорием Болтянским ценнейшие материалы (первые киноаппараты, сценарии, эскизы, плакаты) частично разошлись по разным архивам, частично пропали. 

С 1984 года на базе Киноцентра на Пресне начал работать Музейный отдел Всесоюзного бюро пропаганды киноискусства, в марте 1984 года реорганизованный в Центральный музей кино. В 2001 году музей получил статус государственного. 30 ноября 2005 года музей остался без собственного помещения, перевезя фонды на территорию киностудии «Мосфильм». Вопрос о предоставлении музею кино здания до сих пор не решен. 20 ноября 2014 года директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Марина Лошак согласилась разместить часть фондов Музея кино в строящемся «музейном городке».

Николай Корнацкий (Известия)

Advertology.Ru

01.12.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan

Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan
Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan. В этой книге многое впервые. Впервые на русском издается книга посвященная Японской откровенной гравюре Сюнга. Впервые в издании представлено более 700 произведений. Когда мы их отбирали из трехтысячной коллекции шли настоящие редакционно-искусствоведческие баталии. В книгу вошли самые интересные, значимые и редкие работы. Впервые проведена атрибуция некоторых гравюр и книг. Хвастаться не хорошо, но это действительно круто!   О Сюнга С момента создания этих волнующих образов прошли сотни лет, однако японская эротическая гравюра продолжает приковывать взгляды зрителей по всему миру. Можно долго спорить о том, кто впервые взялся за изображение на бумаге, в глине или мраморе сексуальных сцен. Их можно обнаружить еще на фресках древнего Рима или на античных вазах Греции. Вся Европа в эпоху Возрождения не брезговала картинками, поднимающими «тонус». Да почему только Европа? Нечто подобное было характерно и для древнего Перу. А что уж сказать об Индии, где Камасутра служит своеобразной азбукой для мужчин и женщин! Славился этим искусством и Китай. Но если спросить знатока этого жанра о наиболее эффектных образцах изобразительного искусства, то ответ будет однозначным: на этом поприще удачнее всего потрудились мастера ксилографии Японии XVII-XIX веков. Отнюдь не намекаем на сексуальную распущенность японских мастеров культуры. Дело в том, что взаимоотношения полов во всем их разнообразии в Японии всегда воспринимались как нечто естественное, причем не ограниченное сугубо семейными рамками в японской религии – синтоизме – не удастся найти ничего, что бросало бы мрачную тень на секс. Даже древние мифы, посвященные космогоническим процессам, нередко насыщены сугубо сексуальными подробностями. Возьмем, к примеру, описание процесса зарождения мира, изложенное в самом древнем письменном памятнике Японии – «Кодзики», датированным 712 годом. Результатом этого вполне невинного, с точки зрения японца, божественного инцеста и стало появление Японского архипелага, а вместе с ним и всего мира, в котором мы живем. В стране издавна существовал (и поныне сохраняется!) фаллический культ, связанный с прославлением богини плодородия. Сюнга в дословном переводе означает «весенние картинки». Почему японцы дали такое название рисункам? Вернее всего, этот термин был позаимствован у китайцев. Но в Японии он прижился. Может быть, это связано с характерным для этого народа четким ощущением смены времен года. Именно весной под теплыми солнечными лучами не только оживает природа, но и обостряются человеческие чувства, эмоции переполняют душу. Книжки-альбомы сюнга изначально считались лучшим и непременным подарком молодоженам со стороны родителей, родственников или друзей. Часть гравюр в книжке изображала весьма реалистичные ситуации, другая была более фантазийной, где любовники принимали поистине невозможные позы, доступные, пожалуй, лишь опытным акробатам. Книгами сюнга в стране увлекались все поголовно, не зависимо от материального или социального статуса, старики и молодежь, мужчины и женщины. Правительство Японии не раз пыталось лишить свой народ столь дешевого и доступного развлечения. Однако это приводило лишь к росту ухищрений участников торговых сделок. Среди книг сюнга множество шедевров таких именитых и талантливых мастеров гравюры, как Моронобу Хисикава, Хокусаи Кацусика, Иссё Миягава, Сигэнобу Янагава, Утамаро Китагава, Эйсэн Томиока. Авторы графических листов предельно откровенно, с мельчайшими анатомическими подробностями изображали моменты интимных контактов между мужчинами и женщинами, мужчинами и мужчинами, женщинами и женщинами, людьми и животными (например, осьминогами, тиграми), женщинами, мужчинами и потусторонними существами… Сюнга вполне обоснованно может считаться прародителем таких современных жанров искусства, широко распространившихся по современному миру, как анимэ и манга.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.03.2025 - 11:27
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация