Есть мнение ...

Борьба России за рекламный рынок Казахстана вступила в решающую фазу

Борьба России за рекламный рынок Казахстана вступила в решающую фазу

Мнение казахского журналиста о запрете рекламы на иностранных каналах в Казахстане.

Запрет рекламы на иностранных каналах в Казахстане вызвал оживленную дискуссию. Обсуждение этой темы активно идет как в социальных сетях, так и на страницах национальных и иностранных СМИ. Тот факт, что это произошло уже после принятия закона, говорит о том, что, скорее всего, эта дискуссия навязана нам из-за рубежа.

Но давайте разберемся, из-за чего весь сыр-бор. Если отбросить всю шелуху, которой прикрывают критики принятого закона истинный смысл происходящего, то борьба идет за рекламный рынок Казахстана. За то, кому достанутся деньги с этого рынка – казахстанским телеканалам, газетам, журналам, интернет площадкам, или российским телеканалам и их агентам в Казахстане.

Объясню суть. Раньше российские телеканалы, которые беспрепятственно вещают в Казахстане, не рассматривали серьезно казахстанский рекламный рынок, так как он был слишком маленький по сравнению с российским и украинским. Но в связи с экономическим кризисом и после потери украинского рынка, казахстанский рекламный рынок остался единственным значимым источником дополнительных доходов для российских телеканалов. И теперь он стал интересен. С первых дней 2014 года началась массированная экспансия россиян на казахстанский рынок рекламы. Первым стал канал РТР. Телеканал стал измеряться в панели TNS Gallup Media и продавать рекламу на своем канале. Для непосвященных надо пояснить, что TNS Gallup Media – это независимая международная компания, занимающаяся измерениями рейтингов телеканалов, радио и других СМИ. Исследованиям этой компании доверяют все крупнейшие мировые рекламодатели и вся телевизионная реклама продается на основе этих измерений.

За РТР последовали каналы НТВ, ТНТ, РенТВ, Первый канал. Все это привело к тому, что более 30% денег с телевизионного рекламного рынка стали утекать в соседнюю Россию, и эта цифра имела тенденцию к увеличению. Казахстанские СМИ, и в первую очередь частные телеканалы, рисковали остаться без средств, ведь в борьбе за рекламный рынок, российские телеканалы и их рекламные агенты в лице кабельных операторов устроили откровенный демпинг. Кроме того, российские телеканалы изначально находятся в привилегированном положении, так как на них не распространяются ограничительные меры казахстанского законодательства о СМИ в области рекламы и языка.

Как я уже сказал, частные казахстанские телеканалы, они же и самые популярные, получают доход только от рекламы. Из этих денег оплачивается создание телевизионных программ. Но так как казахстанский рекламный рынок небольшой, средств этих недостаточно. Допустим, на производство среднего российского сериала затрачивается от 150 тысяч долларов за серию. А на некоторые сериалы – намного больше. Например, бюджет 10-ти серийного российского сериала «Пепел» составил около 12 млн долларов – более 1 млн долларов за серию! Бюджет только одного российского «Первого канала» более 1,5 миллиарда долларов, что во много раз превосходит бюджет всех казахстанских телеканалов вместе взятых.

При этом казахстанские телеканалы могут позволить себе снимать сериалы не дороже 35 тысяч долларов за серию. Исключение составил 4-х серийный сериал «Касым», который финансировался тремя казахстанскими телеканалами и по качеству превосходит многие российские аналоги. Затраты на него составили более 150 тысяч долларов за серию. Та же ситуация и с большими форматными проектами и ток-шоу. На нашем телевидении есть качественные проекты: Х-Фактор, Казахстан Даусы (формат «Голос»). Но эти исключения подтверждают правило: казахстанскому телевидению не хватает средств для развития.

Изучив все эти тенденции и явления, наши депутаты приняли совершенно справедливое решение о запрете рекламы на иностранных каналах. Это сделано для того, чтобы все деньги, поступающие с рекламного рынка, оставались в Казахстане и шли на развитие отечественных СМИ. Сразу нужно сказать, что речь о закрытии вещания российских каналов не стоит. Принятый закон не запрещает вещание российских каналов, а только ограничивает продажу рекламы на этих каналах и препятствует уводу рекламных денег в соседнюю Россию. Надо сказать, что точно такие правила еще год назад установлены в самой России для иностранных телеканалов.

Борьба России за рекламный рынок Казахстана вступила в решающую фазу.

Но наши российские коллеги в борьбе за кусок казахстанского рекламного пирога и не думали сдаваться. В ход пошли всевозможные способы вплоть до шантажа и угроз. События разворачивались так: сначала российские коллеги пригрозили нашим кабельщикам, своим же партнерам и рекламным агентам, что все последствия от принятого закона они переложат на их плечи. Конечно же, большинство кабельных операторов разорятся, говорят наши соседи, ведь мы не сдвинемся ни на шаг, не уберем рекламу! А вы, партнеры, сами выкарабкивайтесь. Разумеется, наши кабельные операторы возмутились, но адресовали свое возмущение не своим партнерам – российским телеканалам, а родной стране. Написали открытое письмо президенту, депутатам парламента, мол, как так? Вы защищаете национальный рекламный рынок, а как же мы? Мы ведь питаемся крошками рекламных доходов с российского куска, а сейчас и этих крох лишаемся! При этом кабельные операторы скромно умалчивают, что получают основной доход в виде абонентской платы с потребителей.

Дальше – больше. Как пишут некоторые авторы, в Астану прибыл «десант» из представителей российского правительства, администрации президента и нескольких российских каналов. Россияне в свойственной им агрессивной имперской манере придерживаются тактики нападения. Наши соседи грозили отключить российские телеканалы, отсылая наших чиновников к Майдану, напоминая, что украинские события начались именно с закрытия российских СМИ.

Затем депутат Мажилиса Айгуль Соловьева вносит на рассмотрение парламента законопроект, предусматривающий отмену принятых ограничений рекламы на иностранных каналах. Что это – лоббирование интересов российских каналов, как утверждают некоторые авторы, или забота о нашей стране – не берусь судить. Но факт остается фактом, такой законопроект внесен и обсуждается парламентом.

17 декабря в бой вступили российские СМИ в лице газеты «Коммерсантъ», которая на своих страницах опубликовала статью «Тенге снимают с эфира. Российскому телевидению запрещают казахстанскую рекламу», где россияне, уже не прикрываясь «фиговыми листочками» заботы о казахстанских телезрителях, пишут: «Ведущие российские телекомпании рискуют лишиться казахстанского рынка, который после конфликта с Украиной стал для них крупнейшим за пределами страны. После потери украинского рынка для российских телевещателей Казахстан, будучи значительно меньше по доходам, оказался главным внешним рынком по объему сбыта. По данным Vi, в 2014 году рынок телерекламы в Казахстане составил 24,1 млрд тенге, или около 5 млрд руб. Топ-менеджер рекламного агентства, работающего в Казахстане, оценивает объем телерекламы на российских каналах в республике в 2015 году в 1,5-1,6 млрд тенге, включая НДС, то есть около 320 млн руб. Львиная доля этой суммы приходится на "РТР-Планету", чья доля аудитории в стране составляет 10,7% среди зрителей старше 18 лет, отмечает он. Второй крупнейший игрок на казахстанском рынке среди российских каналов — "Первый канал. Всемирная сеть".

А дальше вообще не стесняясь, российские коллеги пишут: «В течение года после вступления закона в силу штрафов за показ рекламы не будет, надеется топ-менеджер одного из российских медиахолдингов. Более того, по его мнению, для россиян "с большой долей вероятности" все же будут предусмотрены исключения в законе, что может быть сделано до 20 декабря. Представитель Минкомсвязи подтвердил, что переговоры с казахстанскими чиновниками ведутся. Делегация Минкомсвязи была в Казахстане, но переговоры еще не закончены, добавил источник, знакомый с ситуацией».

Тем самым подтверждая, что «десант», о котором сообщалось, действительно был, и российские чиновники давят на казахстанских чиновников и депутатов с одной лишь целью – позволить российским телеканалам участвовать в дележе казахстанского рекламного «пирога». 

Ну что ж, соглашусь с одним из комментаторов в сети, который написал: «Битва за казахстанский рекламный рынок вступает в решающую стадию. В ход пошла российская «артиллерия» в виде газеты Коммерсантъ. На очереди «крылатые ракеты» наземного и морского базирования…».

А развязки этой баталии ждать совсем недолго. Закон, ограничивающий рекламу на иностранных каналах, вступает в действие с 1 января 2016 года. Удастся ли нашим чиновникам и депутатам сдержать российский натиск и защитить интересы национальных СМИ, покажет время.

Казбек Курмашев (zakon.kz)
Advertology.Ru

18.12.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

26.11.2024 - 23:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация