Про дизайн

Русский интерьерный дизайн переживает всплеск интереса к 70-м годам

Русский интерьерный дизайн переживает всплеск интереса к 70-м годам

В России «безумные 70-е» идут на смену достаточно поднадоевшему ар-деко. Яркие цвета, безумные сочетания, ирония – все это будет актуально в ближайшее время.

Любите ли вы дизайн 1970-х как люблю его я? Мебель из пластика, мех в обивках, никелированные профили. Чрезмерность, возведенная в разряд хорошего вкуса. Откуда и почему это все вдруг возникло?

В начале 1970-х во взрослую жизнь вступило поколение беби-бумеров, которых только в США было 60 млн. Их юношеский максимализм пронизывал все области жизни. Ревизии подверглись родительские ценности. Правильная семья пала под ударами сексуальной революции. Миллионерами становились не обладавшие гарвардскими дипломами рок-музыканты.

Дикий интерьерный дизайн 1970-х тоже был формой молодого протеста. Никто не говорил о функциональности – все думали о гедонизме. Французский историк Патрик Фаварден назвал это «бунтом против тирании модернизма».

Пространство 

В 1960–70-е меняется типология жилья. Послевоенные десятилетия – торжество унифицированного панельного домостроения, принципы которого еще до войны сформулировал Ле Корбюзье. Активное строительство позволило быстро компенсировать нехватку жилых метров. В фокусе архитекторов и дизайнеров оказалась малогабаритная городская квартира. Высота потолков снизилась, и весь интерьер распластался по горизонтали. Мебель стала компактной, обтекаемых форм, нередко складной или легко передвигаемой, ее массово производили из пластика, стекла и металла. Новые квартиры изменили эстетику в целом – даже роскошные апартаменты и общественные пространства (отели, офисы) тяготели к горизонтали.

Мастером интерьеров, вытянутых вдоль линии пола, был Пьер Полен. Прежде чем прославиться своей революционной мебелью, Полен успел поучаствовать в Сопротивлении и окончить школу Комадо. В конце 1950-х для компании Artifort он разработал кресла и стулья Mushroom, Butterfly, Tongue, Ribbon, Orange Slice, ставшие неотъемлемой частью современного предметного мира. Сделанные из застывшей пены, они имели плавные обтекаемые очертания и были обтянуты яркими синтетическими тканями. Предметы интерь­ера напоминали вздувшиеся пузыри вулканической магмы и выглядели абстрактной скульптурой – но это была мебель для комфорта и расслабления. Полен доказал, что стулья и кресла могут обходиться без ножек.

Интерьеры, оформленные Пьером Поленом.

Интерьеры, оформленные Пьером Поленом.

В 1973-м Пьер Полен оформил личные комнаты президента Франции Жоржа Помпиду в Елисейском дворце. Если судить с позиций сегодняшнего дня, то выглядели эти комнаты как хипстерское жилье: много диванов, пуфов, люстры-цветы, консольный столик, который поддерживают два пластиковых страуса. Никакой серьезности и намека на высокий статус хозяина. Таковы были молодежные стандарты времени, хотя Жоржу Помпиду на тот момент исполнилось шестьдесят два.

В 1983-м Полен декорировал кабинет Франсуа Миттерана. Наверное, он был единственным дизайнером, которому удалось поработать сразу на двух французских президентов. Более того, популярность мебели Полена такова, что в 2008 году компания Ligne Rose даже перевыпустила несколько его моделей.

С декорирования артистических студий начинал британский дизайнер Макс Клендиннинг. В начале 60-х он провозгласил полный отказ от мебели и сам обходился торшером, похожим на скульптуру, ширмой и большим количеством пуфов – «чтобы, лежа на них, размышлять и бездельничать».

Законченные комнаты Макса Клендиннинга

Законченные комнаты Макса Клендиннинга

Законченные комнаты Макса Клендиннинга

Огромный успех ему принесло оформление чайного салона журнала Liberation в 1965 году: Клендиннинг положил на пол ворсистые ковры и поставил низкие, обитые твидом кресла и диваны из собственной коллекции Maxima. Журналисты, посидев на твиде, вознесли дизайнера до небес.

Позже он начал сотрудничать со сценографом Ральфом Адроном, который стал и его партнером по жизни: в их совместных проектах присутствуют невероятно остроумные росписи стен. Стиль Клендиннинга менялся на протяжении всей его карьеры, но установка на интерьеры для безделья в его творчестве сохранялась. В 2012-м в Музее Виктории и Альберта прошла его большая выставка.

Цвет

Протестный характер 60–70-х проявился прежде всего в цвете: на смену пастельной гамме 50-х пришли насыщенные тона и их агрессивные сочетания. В 1975-м начинается цветное телевещание, и, вполне вероятно, невиданные доселе краски повлияли на раскладку цветов в интерьере. Но ключевой фигурой в области цвета все-таки стал человек, а именно британский дизайнер Дэвид Хикс. С одной стороны, он был очень английским декоратором – разрабатывал орнаменты тканей и ковров. С другой – шел против традиции: беспощадной рукой Хикс вымел из интерьера безделушки, рамочки с семейными фото, фарфоровые вазы – всю «милость», с которой ассоциировался старый добрый английский дом. И еще, как писал в его некрологе Мин Хог, редактор журнала The World of Interior, «он убил цветы в своей душе». Никаких флоральных мотивов – сплошная геометрия. Шестиугольники – пчелиные соты Хикса и сегодня весьма актуальны, его сын Эшли Хикс выпускает по эскизам отца кафельную плитку.

Работы дизайнера Дэвида Хикса.

Работы дизайнера Дэвида Хикса.

Сын биржевого брокера, в начале 1960-х Хикс женился на леди Памеле Мунтбаттен, дочери пэра Англии и прапраправнучке королевы Виктории. Он бы прославился и без этого брака, но семейные связи придали его карьере ускорение: Хикс оформлял дома английским аристократам, яхту – королю Саудовской Аравии Фахду, нью-йоркский пентхаус – косметической диве Елене Рубинштейн, люксовые каюты на трансатлантическом Queen Elizabeth II, интерьеры в культовом фильм Petulia (1968).

Дэвид Хикс известен умопомрачительными цветовыми комбинациями. В шоу-руме в Лондоне, на Jermyn Street, он ставил кровать под пурпурным бархатным балдахином, что само по себе – ожог для зрения. Но к пурпуру добавлялась шелковая розовая подкладка, а рядом вставали два коралловых кресла. И все это на фоне серых стен! «Мой самый большой вклад в интерьерный дизайн, – писал сам дизайнер в книге (одной из девяти) «Дэвид Хикс в жизни со вкусом», – заключается в том, что я показал людям, как использовать смелые цветовые сочетания, орнаментальные ковры, как правильно освещать комнату и как соединять старые и современные вещи».

Футуризм 

Еще один важный фактор, влиявший на формообразование в 1970-е, – освоение космоса и невероятная эйфория по этому поводу. В 1968-м году выходит «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика. В 1969-м в Милане Пьер Карден открывает свой бутик, напоминающий космическую станцию. Трендом было все ультрасовременное с акцентом на футуризм. И никакой исторической стилизации!

Во Франции футуризм исповедовал «ранний» Франсуа Катру, сын генерала, уроженец Алжира, журналист, начинавший карьеру в нью-йоркском Elle. В Нью-Йорке он подружился с прицкеровским лауреатом Филипом Джонсоном, учеником Миса ван дер Роэ. И Джонсон открыл ему глаза на пространство, цвет, свет и законы интерьерного формообразования.

Вернувшись в Париж в середине 1960-х, Катру женился на Бетти Сант, манекенщице Chanel, музе Ива Сен-Лорана, и обзавелся клиентурой из модной индустрии. Квартира супругов Катру на набережной Де-Бетюн стала своеобразным манифестом интерьерного футуризма: черно-белые диваны в гостиной были стилизованы под песчаные барханы далекой планеты, столовая имела черные стены и охристый пол и больше напоминала часовню, чем светское помещение. Пиком футуризма стала покрашенная в косую желто-белую полоску спальня с вмонтированным в стену маленьким телеэкраном. На стенах висели картины оп-артиста Виктора Вазарели, повсюду стояли скульптуры испанского кинетиста Анхеля Дуарте. Квартира принесла декоратору бешеную популярность. В таком же космичес­ком ключе он оформил несколько магазинов и залов для модных показов, но позже, в 70-е, увлекся антиквариатом, скромной миллионерской роскошью и в «нулевые» декорировал одну из яхт Романа Абрамовича.

Феминизм 

Брижит Бардо в кино, Ники де Сен-Фалль в изобразительном искусстве – было бы странно, если бы интерьерный дизайн 60–70-х оказался обделен яркими женскими талантами. И действительно, их было немало.

Гае Ауленти получила архитектурное образование в Милане, делала мебель для компании Zanotta (стул April из нержавеющей стали и стол Sanmarco из зеркального стекла) и придумывала дизайн магазинам пишущих машинок Olivetti. Она проектировала интерьеры таких музеев, как Орсе и Центр Жоржа Помпиду. Когда речь шла об оформлении частных домов, в Ауленти просыпался чувственный и ироничный мастер: она обожала зеркальные потолки и яркую лаковую мебель на фоне пустых светлых стен.

Кресло работы Гае Ауленти.

Еще одна дива интерьерного дизайна – Габриэлла Креспи. Выпускница Миланского политеха, невероятная красавица и жена миллионера, Габриэлла в 70-е работала для шаха Ирана и принцессы Монако. Делала авангардную мебель из металла, столы-трасформеры, предметы овальных форм. Она первой ввела в интерьеры этнические элементы, придумывала мебель из ротана. Но потом взалкала духовности, зачастила в Индию и Непал, ушла в ашрам. Вернулась. Ведет скромный образ жизни. В 2011-м в Милане состоялась ее большая ретроспектива.

Чувственность 

Чувственностью были пронизаны многие интерьеры 1970-х, что проявлялось в драматическом колорите, в разнообразных фактурах тканей, в обилии диванов и кушеток, которые буквально приглашали прилечь, в больших зеркалах. Интерьеры того времени часто напоминают будуары.

И еще были аксессуары, искусство, которое прямо указывало на секс. Один из мастеров откровенных акцентов – скульптор Филипп Икили. Он прославился совсем молодым, сразу после окончания Ecole des Beaux-Arts в 1953 году. Его ранние работы, показанные на первой персональной выставке в Нью-Йорке, были куплены MoMA и музеем Гуггенхайма.

Стол работы Филиппа Икили.

Постепенно от скульптуры он перешел к созданию мебели и аксессуаров для интерьеров. Стилизованная бронзовая женская фигура с раздвинутыми ногами как подставка под стеклянную столешницу – вот вам «типичный» Икили. Его объекты полны живого движения, равновесия и эротизма и возвращают нас к первородности формы, соединяют нас с нашей первобытной энергией, хотя понимаешь это не сразу. Любая его скульптура узнаваема, а предметы держат пространство вокруг себя крепко и запоминаются надолго.

Мастер ребяческого разврата – Франсуа Арналь. Художник-самоучка (в университете он изучал право и литературу), в 1950-е годы стал участником арт-движения «лирическая абстракция», в 1968-м открыл в Париже ателье объектов для дома. Неоновые светильники в виде пениса вносили игривость в интерьеры. Арналь сделал впечатляющий дизайн собственной парижской квартиры: в ванной были черные с лаковым отливом стены и пол из металла. Посреди помещения висели акробатические кольца якобы для занятий сексом, но, скорее всего, для эпатажа.

Мебель, созданная Франсуа Арналем.

Мебель, созданная Франсуа Арналем.

Итог и прогноз 

Описать все 1970-е, тенденции и героев невозможно, настолько время насыщено открытиями и талантами. Тогда начинали Жак Гранж, Альберто Пинто, Жак Гарсиа. 70-е были пусть «диким», но поворотным моментом в истории интерьерного дизайна, плавильным котлом предыдущего опыта и заделом на десятилетия вперед. Первым звоночком постмодернизма. В России «безумные 70-е» идут на смену достаточно поднадоевшему ар-деко.

Екатерина Федорченко (vedomosti.ru)
Advertology.Ru

09.10.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

17.02.2025 - 05:58
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация