Новости

Юристы увидели угрозу всему бизнесу в тяжбе "Орифлейм" с ФНС

Юристы увидели угрозу всему бизнесу в тяжбе "Орифлейм" с ФНС

«Правовой хаос в налоговой сфере» — так независимые юристы описали возможные последствия дела «Орифлейм» против ФНС, которое будет рассмотрено в четверг.

Арбитражный суд Московского округа в четверг рассмотрит дело о неуплате налогов компании «Орифлейм» против налоговой службы в кассации (третья инстанция). Юристы сразу двух юридических фирм — «Гольцблат BLP» и Dentons — обратились в суд со специальным обращением (так называемая записка Amicus curiae, или записка друзей суда) в защиту компании (копии писем есть у РБК).

«Это дело возмутило нас, хотя мы не являемся стороной по этому делу и никогда не представляли интересы компании. Очевидно, что это дело создает угрозу для бизнеса. Мы составили записку Amicus curiae для помощи суда, чтобы обратить внимание на неправильность применения права в этом случае», — пояснил РБК партнер налоговой практики «Гольцблат BLP» Евгений Тимофеев. Фирма, не участвующая в споре, очень редко обращается в суд с комментариями, но обращение сразу двух юридических компаний — беспрецедентно, говорит он.

Суть претензий ФНС

В 2012–2014 годах налоговая служба провела проверку компании за 2009 и 2010 годы и пришла к выводу, что российская «дочка» Oriflame занижала налоговую базу по налогу на прибыль за счет лицензионных платежей. Расходы на роялти материнской компании составили примерно по 1 млрд руб. в год.

«Орифлейм» попыталась оспорить решение налоговой службы о доначислении налогов, но Арбитражный суд города Москвы принял сторону налоговиков, доначислив компании 537 млн руб. налогов и пени.

Налоговикам удалось доказать суду свою правоту посредством такой цепочки рассуждений: российская компания зависима от иностранной и контролируется ею, следовательно, она является ее представительством, а значит, ее частью. Из этого следует, что она уплачивает спорные платежи сама себе, поэтому ей должно быть отказано в праве включать их в расходы.

«По мнению УФНС по Москве, «Орифлейм Косметикс» является не отдельным юридическим лицом — ООО, а представительством иностранной компании, несмотря на то что в те годы, как и сейчас, ООО «Орифлейм Косметикс» функционировало как отдельное юридическое лицо и платило и платит налоги, сборы и другие платежи», — сказал РБК представитель компании Сергей Большаков. По его словам, посчитав «Орифлейм» представительством иностранной компании, а не ООО, налоговая тем не менее не оспаривала ни факт, ни размер выплачиваемых ООО роялти, налогов и сборов в России, ни право компании вести деятельность как ООО.

Представитель ФНС сообщил РБК, что служба не комментирует дела конкретных компаний.

Решения судов по этому делу стали полной неожиданностью для многих крупных компаний, говорит президент Объединения корпоративных юристов России Александра Нестеренко.

В чем ошибка

Система доказательств и обратила на себя внимание независимых юристов. «В случае поддержки судом кассационной инстанции порочной логики нижестоящих судов по настоящему делу все арбитражные суды Московского округа будут связаны этой позицией, что повлечет непредсказуемые последствия», — говорится в письме Тимофеева из «Гольцблат BLP» в адрес суда. По его данным, «уже сейчас отдельные налоговые органы на местах пытаются воспроизвести подобную практику».

По словам Тимофеева, налоговая и суд ошибочно признали российскую компанию зависимым агентом и постоянным представителем. Статья 306 Налогового кодекса, в которой описываются особенности налогообложения иностранных организаций и их постоянных представительств, признает компанию зависимым агентом, если она представляет интересы иностранной компании в России и действует от ее имени. Суд же, по его словам, использовал для этого критерий юридической и экономической зависимости российской компании по отношению к иностранной, который не предусмотрен законом.

Главный спорный пункт — это автоматическое применение понятий «постоянное представительство» и «зависимый агент» к российской «дочке» иностранной компании, говорит юрист юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Михаил Халецкий. «Этот подход в корне неверный и обосновывается только политическими настроениями. Именно это создает опасность для многих иностранных компаний, которые еще «не убежали» из России», — скептичен он.

Спор о методах

Вывод суда по этому делу подтверждается судебной практикой, спорит адвокат компании «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко. Например, в 2012 году президиум Высшего арбитражного суда постановил, что одним из критериев работы компании как зависимого агента можно считать наличие у потребителей услуг сформированного представления о том, что компания является постоянным представительством, или наличие у них возможности совершать сделки по месту нахождения компании без прямого контакта с головным офисом, отмечает он.

В этом и заключается опасность этого дела, говорит руководитель юридического подразделения крупной телекоммуникационной компании, попросивший об анонимности. «Создан прецедент, когда налоговые последствия для российского общества как для представительства иностранной компании наступают не вследствие юридически значимых действий самой «дочки» или ее материнской компании, а вследствие того или иного представления клиентов», — отмечает он.

Агент действует от имени учредителя и может физически не присутствовать на территории страны в отличие от представителя, а из решения суда следует, что эти понятия смешиваются, разъясняет руководитель международно-правовой практики коллегии адвокатов «Чаадаев, Хейфец и партнеры» Анастасия Асташкевич.

Опасные связи

Опасность заключается в том, что, руководствуясь логикой дела «Орифлейм» против ФНС, суды будут решать, что дочерние компании не смогут вычитать все расходы, которые они несут в пользу своей материнской компании и в группе компаний. Речь идет не только о товарном знаке, но и самой стоимости закупаемой продукции, предупреждает Тимофеев из «Гольцблат» в разговоре с РБК.

«Например, иностранная компания по производству автомобилей создает в России дистрибьютора, который покупает у производителя автомобиль по рыночной цене и продает его в России. По этой логике можно будет говорить, что дистрибьютор покупает сам у себя, и можно не признавать эти расходы и расходы внутри группы для целей налогообложения и вычета НДС», — опасается он.

Если раньше при оспаривании сумм роялти налоговая пыталась признать некорректным размер платежа, то теперь логика стала жестче, соглашается партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров. «Фактически ФНС утверждает, что раз компания является дочерней, то она в принципе не вправе списывать что-либо на расходы. Если широко применить такой подход, то придется признать, что любая российская «дочка» иностранной структуры по определению не вправе ничего приобретать у материнской компании, а приобретая — не вправе относить совершенные платежи на расходы», — говорит он. По словам юриста, это может быть арендная плата, закупка продукции или, например, производственного или торгового оборудования, то есть вообще любые транзакции, которые происходят между материнской и дочерней компаниями.

«Велика вероятность, что любая компания с 50-процентной долей иностранного участия или контролируемая иностранной компанией может быть квалифицирована как зависимый агент», — опасается Асташкевич. «Это породит в налоговой сфере правовой хаос», — опасаются юристы «Гольцблат» в письме суду. «Это решение аннулирует весь Налоговый кодекс. После этого бизнес можно закрывать», — категоричен Тимофеев.

«Суд кассационной инстанции не будет связан доводами, изложенными в записке представителя компании «Гольцблат». В моей практике такого не встречалось», — скептичен Литвиненко из «Делового фарватера».

Алиса Штыкина (РБК)

Advertology.Ru

04.06.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

08.11.2024 - 03:02
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация