Новости

Как у ЦБ за пазухой

Как у ЦБ за пазухой

Реформа российской платежной системы и пересмотр роли в ней международных платежных систем (МПС) на фоне санкций может оказаться глубже, чем предполагалось. Visa и MasterCard в России могут утратить не только право на собственный клиринг и процессинг, но и лишиться самостоятельности в выборе расчетных банков. Эту функцию, по данным “Ъ”, также предлагается замкнуть на ЦБ. И если МПС такое избавление от значительной части ответственности в непростой геополитической ситуации даже выгодно, то Сбербанк и ВТБ, сейчас выполняющие функции расчетных центров для Visa и MasterCard, это может лишить части бесплатных пассивов. Кроме того, перенастройка IT-систем банков—участников МПС может затянуть сроки самой реформы.

О том, что в результате антисанкционной реформы российской национальной платежной системы крупнейшие игроки Visa и MasterCard могут перевести под контроль Центробанка не только процессинг и клиринг, как изначально планировалось, но и расчеты, “Ъ” сообщили три источника, знакомые с ситуацией. «Это предусматривает проект обсуждаемого сейчас трехстороннего соглашения международных платежных систем (МПС.— “Ъ”), Национальной системы платежных карт (НСПК.— “Ъ”) и Банка России»,— говорит один из собеседников “Ъ”. «По этому соглашению, если оно будет реализовано, МПС будут выступать операторами, НСПК — выполнять функции процессинга и клиринга, а ЦБ — проводить расчеты между банками—участниками систем, то есть выступать расчетным банком для МПС»,— уточняет другой источник “Ъ”. Такая конфигурация означает, что из игры на этом рынке выходят крупнейшие российские госбанки — Сбербанк и ВТБ, сейчас выступающие расчетными центрами в России для MasterCard и Visa соответственно. Таким образом, реформа, начатая российскими властями после санкционной блокировки МПС карт ряда российских банков («Россия», СМП-банк) на фоне конфликта с Украиной, частично может затронуть и бизнес крупнейших российских игроков.

Интересно, что российское законодательство вопрос о том, какие структуры могут быть расчетными центрами МПС, не регулирует. Антисанкционными поправками, внесенными в закон «О национальной платежной системе», прямо регламентирован лишь вопрос о платежном и клиринговом центрах МПС, указывают эксперты. Согласно поправкам, банки, эмитирующие карты МПС, как и сами МПС, «обязаны получать услуги от операционного и платежного клирингового центра НСПК (контролируется Центробанком.— “Ъ”)». Между тем речь идет о достаточно крупных суммах в виде остатков на счетах банков—участников международных платежных систем, которые в описанном варианте взаимодействия будут выведены из Сбербанка и ВТБ, отмечает предправления НП НПС Алма Обаева. «Нигде не написано, что Банк России должен быть еще и расчетным банком для МПС»,— говорит она. «Автоматически из поправок к закону это не следует»,— согласен и председатель совета директоров платежной системы «Золотая корона» Николай Смирнов.

Это идея ЦБ, пока вопрос обсуждается, окончательного решения нет, указывают источники “Ъ”. Но по их словам, учитывая заинтересованность регулятора в реализации именно такого сценария, которая появилась уже при новом руководстве платежного блока регулятора (летом его возглавила в ранге зампреда Банка России выходец из Росбанка Ольга Скоробогатова.— “Ъ”), вероятность смены расчетных банков Visa и MasterCard очень высока. Официально в международных платежных системах этот вопрос не комментируют. Впрочем, источники “Ъ” указывают, что МПС не готовы вступать в противоречия с Банком России. Более того, в какой-то мере передача функций расчетного банка Центробанку даже облегчает МПС работу в России в условиях санкций. «Если бы санкции в отношении госбанков оказались такими же жесткими, как в отношении СМП-банка и банка “Россия”, Visa и MasterCard не смогли бы общаться со своими расчетными банками, направлять им распоряжения о проведении расчетов между своими участниками, и приостановились бы операции вообще по всем картам МПС в стране»,— говорит один из источников “Ъ”.

В самом Банке России на запрос “Ъ” ответили уклончиво, но отрицать информацию источников “Ъ” не стали.

«В соответствии с законом ”О национальной платежной системе”, ЦБ продолжает работу по организации завершения расчетов между кредитными организациями—участниками МПС по корреспондентским счетам, открытым этим кредитным организациям в ЦБ»,— заявили в пресс-службе регулятора.

Госбанки даже в качестве потенциально пострадавших сторон были немногословны. В пресс-службе ВТБ “Ъ” заявили, что «информации о таком решении со стороны Visa не поступало», отметив, что «оператор любой платежной системы, зарегистрированной на территории РФ, в соответствии с законом может принять решение о привлечении дополнительного расчетного центра или о его смене». В Сбербанке и вовсе предпочли воздержаться от комментариев на предмет возможной утраты статуса расчетного банка MasterCard.

Официально объем средств, размещенных в расчетных банках Visa и MasterCard банками—прямыми участниками этих МПС, не раскрывается. По оценкам участников рынка, таковых у Visa порядка 80 игроков, у MasterCard — около 100 (через них с МПС работают остальные банки — аффилированные члены Visa и MasterCard). Объем средств на счетах в расчетных банках МПС опрошенные “Ъ” эксперты оценивают с большим разбросом: от нескольких сотен миллионов долларов до $1 млрд на каждого. «Учитывая масштаб бизнеса указанных госбанков, на их позицию по ликвидности утрата этих средств не повлияет»,— говорит замдиректора группы «Рейтинги финансовых институтов» S&P Сергей Вороненко. Действительно, средства корпоративных клиентов на депозитах и расчетных счетах в Сбербанке и ВТБ исчисляются несколькими триллионами рублей. «Однако любая потеря бесплатных, а в данном случае еще и стабильных пассивов не позитивна, особенно в условиях дефицита ликвидности»,— заключает господин Вороненко.

При этом сокращением пассивов госбанков эффект от предложения ЦБ не ограничится, отмечают эксперты. «Смена расчетного банка — длительный и трудоемкий процесс: ведь каждому банку-участнику придется перенастраивать свои IT-системы»,— указывает господин Смирнов. Кроме того, продолжает он, самому ЦБ нужно научиться исполнять новую функцию, прописать все регламенты, порядок урегулирования споров между участниками расчетов и т. п. «Все это может существенно удлинить срок создания платежной системы в новой, неподвластной санкциям конфигурации, именно поэтому, когда в качестве антисанкционной меры МПС предлагалось работать не эксклюзивно через ЦБ, а через рыночных российских игроков, вопрос о смене Visa и MasterCard расчетных банков даже не поднимался»,— указывает господин Смирнов.

Ольга Шестопал (Коммерсантъ)

Advertology.Ru

18.11.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.11.2024 - 16:38
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация