Статьи

Россияне оказались невыездными

Россияне оказались невыездными

Россияне, привыкшие проводить новогодние каникулы за рубежом, теперь предпочитают отмечать праздники на домашних курортах и самостоятельно бронировать авиабилеты, несмотря на рекордное подорожание перелетов в 25%. Туристы боятся связываться с туроператорами, чей бизнес, как показали события прошедшего лета, оказался крайне неустойчивым: спрос на новогодние туры упал почти на 40%. Страдают и авиаторы — они вынуждены сокращать полетные программы по целому ряду популярных зимних направлений.

Туры гореть не будут

Согласно расчетам исследовательской компании Intelligent Research for Growth (IRG; принадлежит группе АДВ, входящей в тройку крупнейших рекламных холдингов России), за период с апреля по октябрь 2014 года доля потребителей, почувствовавших негативные экономические изменения, увеличилась на 8%. Сейчас об ухудшении финансового положения говорят 49% россиян. Решение экономить приняли 69% опрошенных. По данным IRG, в ближайшее время 47% россиян откажутся от путешествий. Падение спроса на туристические поездки уже зафиксировали социологи. По данным Synovate Comcon, доля выезжающих за границу россиян сократилась впервые за последние несколько лет: в первом полугодии 2014 года из страны выехало 10,7% населения, в то время как во втором полугодии 2013 года — 11%. Экономия на путешествиях на предстоящие новогодние каникулы вызвана подорожанием валюты: с начала 2014 года стоимость доллара по отношению к рублю увеличилась на 25%, евро — на 20%. Пропорционально выросла и стоимость турпакетов, отмечает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Гендиректор «Солвекс-трэвел» Ирина Петрова тоже говорит о повышении цен в среднем на 20–30%.

Ухудшение экономической ситуации вкупе с массовым банкротством туркомпаний и введенными в отношении России санкциями будет стоить туроператорам примерно 38% клиентов. По словам коммерческого директора «ВИП Сервиса» (специализируется на продаже авиа- и железнодорожных билетов) Дмитрия Горина, изначально туроператоры рассчитывали вывезти за границу до конца 2014 года около 18 млн человек, сейчас этот прогноз пересмотрен в сторону 10–11 млн. Примерно 4 млн человек, отказавшихся от поездок,— работники силовых структур и менеджеры компаний, попавших в санкционные списки. Остальные 3–4 млн человек откажутся от путевок по собственным соображениям.

Последствия этого сезона для туроператоров окажутся тяжелыми, уверен Дмитрий Горин. «Операторы уже перестали демпинговать, хотя раньше могли снижать цены на 20–30%, подорожание турпакетов к уровню прошлого года составило 30–35%, а горящих туров, скорее всего, не будет вообще»,— рассуждает он. Большинство опрошенных “Ъ” игроков рынка прогнозируют новую волну банкротств туроператоров после новогодних праздников.

Курорты теряют туристов

По прогнозам Майи Ломидзе, продажи организованных туров в зарубежные страны на новогодние каникулы в этом году сократятся на 30–36%. В основном речь идет о падении спроса на европейские горнолыжные курорты. Продажи путевок в Азию, например в Таиланд, сократились примерно на 5–7%, указывает госпожа Ломидзе. По ее словам, Египет — единственное популярное направление, которому удалось сохранить спрос на уровне прошлого года. Но загадывать вперед туроператоры боятся. Традиционно продажи путевок на новогодние направления начинаются в сентябре и фактически заканчиваются к началу декабря. В этом году ситуация другая. По словам госпожи Ломидзе, глубина продаж по всем направлениям сейчас не превышает двух недель. Эту тенденцию подтверждает и гендиректор «Солвекс-трэвел» Ирина Петрова: она уверена, что понять структуру спроса на туристический продукт в этом году удастся не раньше середины декабря.

Тем не менее некоторые туркомпании уже заявили о намерении снизить предложение. Так, в начале октября глава TUI Travel (в числе ее совладельцев акционер «Северстали» Алексей Мордашов) Питер Лонг заявил о планах сократить предложение для российских туристов на зимний сезон на 30%. Компания приняла решение отказаться от туров в Таиланд, Индию и ОАЭ. Изменение программы топ-менеджер объяснил падением курса рубля и спроса. Спустя несколько дней аналогичное решение приняли и владельцы Tez Tour. Туроператор наполовину урезал предложение в Таиланд, ОАЭ и на европейские горнолыжные курорты. Ранее советник Tez Tour Николай Корзон в беседе с “Ъ” связывал это решение с существенным удорожанием путевок и сокращением спроса.

Самостоятельные решения

В сегменте самостоятельных бронирований падение спроса оказалось менее заметным. По данным Synovate Comcon, за последние два с половиной года доля самостоятельных путешественников из России выросла на 5%. Сейчас таким образом за границу выезжают примерно 25% туристов, оценили аналитики. По словам Дмитрия Горина, объем продаж авиабилетов на новогодние праздники вырос более чем в 2,5 раза. Аналогичные данные в интервью “Ъ” привел и гендиректор сервиса Biletix Александр Сизинцев. Директор по развитию Anywayanyday Евгений Шухлин говорит о падении спроса на билеты на новогодние каникулы на 30%. «Но уже сейчас мы наблюдаем, что количество мест на рейсах в новогодние даты значительно сократилось по всем популярным направлениям, билеты на каникулы все равно покупают, несмотря на сложившуюся ситуацию в стране»,— рассуждает он.

По данным аналитиков Hotels.com, количество поисковых запросов на новогодние праздники в этом году увеличилось на 37% по сравнению с осенью 2013 года. Количество бронирований на время каникул, сделанных через сервис бронирования квартир Airbnb, выросло почти вдвое, рассказывают в компании. По мнению представителя сервиса, падение спроса сейчас ощущается лишь в сегменте пакетных туров. «Специфика нашего сервиса предполагает раннее бронирование, поэтому многие путешественники начали планировать свой новогодний отдых еще летом, до начала падения спроса»,— предполагают в компании.

Внутренний подъем

По данным Минтранса, рост перевозок внутри страны сейчас составляет 19% по отношению к уровню 2013 года, рассказывает Дмитрий Горин. Увеличение спроса на международные перевозки по итогам 2014 года едва ли будет превышать 5%, хотя в 2013 году был зафиксирован скачок в 30%, добавляет он. «Если Турция и Египет выросли на 15%, падение объема перевозок в Европу составило 40–50%»,— рассуждает господин Горин. В этой ситуации он не видит ничего удивительного: спрос всегда автоматически переориентируется на более дешевый рынок. Раньше поездки по России зачастую обходились дороже путешествий за рубеж. «Средний чек международного туриста составляет €1 тыс., год назад это было 42 тыс. руб., сейчас — 56 тыс. руб., доходы населения пропорционально курсу валют при этом не растут»,— объясняет он. Сказалось и увеличение цен на международные перевозки. Например, по оценкам компании Biletix, средняя стоимость перелета за год увеличилась на 26,5%. Рост только за сентябрь—октябрь составил 11%. Стоимость на внутренние рейсы при этом не индексируется и фактически осталась неизменной. «Перевозчики уже почувствовали рост спроса на внутренние направления, начали увеличивать долю продаж, в некоторых случаях меняют тип самолета на более емкий»,— уверен господин Горин.

Туроператоры в своих оценках пока расходятся. По мнению Майи Ломидзе, спрос на внутренние турпутевки несопоставим с падением внешнего рынка. Популярность российских направлений увеличилась в среднем на 10%, считает она. В «Солвекс-трэвел» говорят о более высоких показателях. По словам Ирины Петровой, продажи туров в Краснодарский край выросли примерно на 30%. «Достаточно хорошо продаются путевки в Крым и Белоруссию»,— добавляет она. А врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов ранее говорил о росте внутреннего рынка на 20%.

Об интересе клиентов к внутренним направлениям косвенно свидетельствует и изменение бизнес-моделей некоторых туроператоров. Так, турецкий туроператор Coral Travel еще в июне заявил о своем намерении выйти на внутренний рынок России. Компания организовала пакетные туры в Сочи, Анапу, Минеральные Воды, Санкт-Петербург, Калининград и другие города России. На минувшей неделе представители компании заявили о начале продаж путевок на курорт «Роза Хутор», за сезон оператор рассчитывает свозить туда около 20 тыс. человек.

Новая карта спроса

Удорожание зарубежных поездок и рост популярности внутренних направлений перекроили и наиболее популярные направления путешествий российских туристов. По данным системы поиска и бронирования туров Sletat.ru, абсолютным лидером по итогам октября стал Египет. Число поисковых запросов туров в страну увеличилась на 140% по сравнению с октябрем прошлого года. Сейчас на Египет приходится более 30% всех запросов, годом ранее этот показатель был на уровне 12,5%. Наиболее значительное падение по числу запросов показали традиционно популярные у российских туристов европейские страны: Австрия (–64,1%), Италия (–45,5%), Греция (–44,2%) и Испания (–33,4%).

Представители сервисов самостоятельного бронирования уже заговорили о новой географии поездок. Евгений Шухлин из Anywayanyday самыми популярными направлениями на период новогодних каникул называет Сочи и Симферополь. А по данным Airbnb, поездки внутри страны сейчас находятся на третьем месте среди самых популярных направлений. Большая часть бронирований приходится на Санкт-Петербург, с отрывом идут Москва и Сочи. «Спрос велик, и мы планируем приложить большие усилия к увеличению числа предложений внутри страны»,— рассуждают в компании. Самым популярным городом для бронирований через Airbnb в этом году у россиян традиционно стал Париж. При этом аналитики фиксируют падение спроса на ранее популярные Лондон и Нью-Йорк. Восточноевропейские направления — Прага, Таллин, Рига и Вена — напротив, демонстрируют рост.

В рейтинге самых популярных направлений Hotels.com сегодня три российские точки — Красная Поляна (второе место), Адлер (третье место) и Санкт-Петербург (пятое место). Годом ранее единственным российским городом, входящим в топ популярных направлений, был Санкт-Петербург. Перечень остальных привлекательных направлений для клиентов Hotels.com практически не изменился — Прага, Таллин, Париж, Паттайя, Рим, Дубай и Хельсинки.

Отток иностранцев

Ослабление рубля значительно удешевило поездки в Россию для иностранных туристов. По оценкам президента «КМП групп» Владимира Канторовича, речь идет о снижении стоимости туров на 30–35%. Тем не менее ехать в Россию иностранные туристы не спешат: по подсчетам господина Канторовича, продажи туров по итогам летнего сезона упали на 70%. «Зимние праздники — традиционно не очень популярное время для путешественников в Россию, а роста в будущем сезоне тоже, скорее всего, не будет»,— рассуждает он. По его мнению, большие скидки на туры в Россию отчасти объясняются как раз падением спроса: практически все авиакомпании и гостиницы сейчас готовы предоставлять скидки организованным группам. «Но туристы отказываются от поездок по политическим и морально-этическим соображениям»,— резюмирует он.

Эти подсчеты подтверждаются статистикой заполняемости гостиниц. Так, по данным JLL, загрузка московских отелей за девять месяцев этого года сократилась в среднем на 6%. Падение в Санкт-Петербурге в некоторых сегментах составило 10%.

Александра Мерцалова, Елизавета Макарова (Коммерсантъ)

Advertology.Ru

17.11.2014

на печать


Комментарии

Дмитрий
18.11.2014 12:07 | сообщение #1
 

А разве не понятно...нам просто закрыли доступ за границу, турфирмы в миг стали-мошенники...доллар подорожал так что и ехать ни куда не захочется...зарплата не растет-падает-кризис. Да здравствует Советский Союз!!!

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.12.2024 - 13:51
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация