Авиакомпании подлетают к бюджету
Замедление роста международных авиаперевозок и спад турпотока привели к тому, что авиакомпании пошли за помощью к государству. По данным “Ъ”, среди тех, кто обратился за помощью,— крупные «Трансаэро» и «ЮТэйр», обремененные значительными долгами. Правительство уже готово рассмотреть возможность выдачи авиакомпаниям госгарантий по кредитам.
Руководство авиакомпаний обратилось в Минтранс за поддержкой, сообщил вчера министр Максим Соколов ИТАР-ТАСС. По его словам, у перевозчиков возникли сложности с доступностью кредитов и их реструктуризацией, но «после определенного взаимодействия с банковским сектором» они «были в целом сняты». В качестве одной из мер помощи авиакомпании просили госгарантий по кредитам, заметил господин Соколов, вопрос прорабатывается с Минфином, в течение месяца будут подготовлены предложения правительству. Перевозчики также предложили субсидировать ставки по кредитам, такие меры активно применялись в кризис 2008–2009 годов, но, по мнению министра, сейчас требуют дополнительного обоснования. Источник “Ъ” в правительстве подтвердил, что варианты господдержки находятся в проработке. По данным “Ъ”, за помощью, в том числе, «Трансаэро» (вторая в РФ, 12,5 млн пассажиров в 2013 году) и «ЮТэйр» (8,1 млн, третье место в 2013 году). Вчера в обеих компаниях не ответили на запрос “Ъ”.
Пока авиаотрасль продолжает показывать рост, но он стал неравномерным: высокоприбыльные зарубежные перевозки резко замедлились.
По словам главы управляющей компании петербургского Пулково «Воздушные ворота Северной столицы» Сергея Эмдина, рост перевозок в дальнее зарубежье порядка 7%, тогда как прирост в сегменте «Россия без Москвы» — более 30%, а в сегменте стран СНГ фиксируется падение на 12%. Ранее пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина оценивала падение спроса на турпоездки в этом году в 30–50%.
Ситуация на авиарынке уже встревожила и Росавиацию, которая провела в конце прошлой недели совещание с участниками рынка, рассказали “Ъ” источники в отрасли. В ведомстве “Ъ” сообщили, что «встреча была рабочей и посвящалась операционной деятельности авиакомпаний». Собеседник “Ъ” в одной из компаний сообщил, что на совещании обсуждалось сложное состояние рынка: «Перевозчики входят в низкий сезон, поэтому у всех компаний возникает некий дефицит денежных средств, который необходимо восполнять тем или иным способом». Авиакомпании, по его словам, сейчас работают по всем направлениям для привлечения финансирования, прорабатывая и возможность господдержки.
Другой собеседник “Ъ” говорит, что на совещании в Росавиации обсуждалась и дальнейшая деятельность «ЮТэйра». Согласно отчетности компании по РСБУ, на конец июня ее краткосрочная задолженность составила 57 млрд руб., долгосрочная — 27 млрд руб. Летом компания уже объявила о программе оптимизации расходов на 5 млрд руб. в год., включая сокращение персонала, отказ от неприбыльных маршрутов и сокращение флота.
Один из источников “Ъ” говорит, что у «ЮТэйр» копится значительная задолженность перед компаниями, работающими во Внуково. Он не исключил, что аэропорт (базовый для «ЮТэйр» и «Трансаэро») может в осенне-зимнем расписании начать работу с авиакомпаниями по предоплате, но снизит цену обслуживания. Источник, близкий к «ЮТэйр», сообщил “Ъ” лишь то, что долги перед аэропортами есть у всех российских перевозчиков.
Другой собеседник “Ъ”, близкий к ситуации, отметил, что одной из причин обращения «Трансаэро» за поддержкой стали убытки, возникшие из-за облета Украины. Так, Максим Соколов сообщил со ссылкой на расчеты «Трансаэро», что дополнительные затраты перевозчиков оцениваются в $3 млн ежемесячно, причем «наиболее болезненно на это реагирует именно “Трансаэро”, поскольку большая часть маршрутов направлена транзитными коридорами через Черное море». Чистая прибыль перевозчика за первое полугодие — 750,5 млн руб., выручка 48,6 млрд руб., но общая задолженность «Трансаэро» выросла на 10 млрд руб., до 125 млрд руб.
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко считает, что в отличие от 2009 года нынешние проблемы в авиаотрасли носят внутренний характер: рынок показывает высокие темпы роста, тогда как в 2009 году в первом полугодии было падение на уровне 18%. Но перевозчики, замечает эксперт, в погоне за быстрым ростом мало внимания уделяли повышению рентабельности, и с учетом инфляции все эти годы доходная ставка снижалась. На финансовое состояние перевозчиков наложили отпечаток и снижение глубины продаж при окончании высокого сезона, и дебиторская задолженность из-за банкротств туроператоров, говорит господин Крамаренко, а из-за санкций резко ухудшился доступ к новым заимствованиям. Вероятно, Минфину придется частично удовлетворить просьбы перевозчиков, считает он.
Advertology.Ru
23.09.2014
Еще статьи по теме
- Wanta Group исследует бренд Аэрофлота - 28.11.2023
- СберМаркетинг и Аэрофлот заключили сделку на годовое рекламное обслуживание - 11.04.2022
- На кота не хватило: "Аэрофлот" урезал бюджет на PR вдвое - 18.11.2019
- За кота ответишь! Рунет наводнили фотожабы, высмеивающие "Аэрофлот" (1) - 14.11.2019
- PR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованию - 16.04.2019
- Аэрофлот и Туту.ру стали самыми популярными турсайтами у москвичей - 23.08.2018
- "Аэрофлот" потратит 122 миллиона рублей на юбилейную композицию на Новом Арбате - 04.05.2018
- Проект Arena и Havas Sports & Entertainment для Аэрофлота - 07.12.2017
- Хотите узнать ваш аэропорт-тезку? - 26.07.2017
- Тульские пряники на всех самолетах а/к "Аэрофлот" - 31.05.2017
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий