В "Дружбу" и "Современник" придет стиль хай-тек
Архитекторы рассказали «Известиям», как реконструируются московские дома культуры.
Реформа столичных домов культуры идет полным ходом. Рабочие уже приступили к ремонту шести ДК, которые осенью должны превратиться в новые культурные центры — «Северное Чертаново», «Дружба», «Зеленоград», «Современник», «Зодчие» и «Онежский». Всего в столице 95 домов и дворцов культуры (включая «новую Москву»).
Реформы предполагают, что деятельность домов культуры приобретет большую открытость: внутри будут созданы зоны отдыха с Wi-Fi и настольными играми, новой мебелью и современным оборудованием. Кроме того, в домах культуры организуют лектории, лаборатории научно-технического творчества и современные творческие кружки. На проект из городского бюджета выделено 290 млн рублей.
— Мы хотим дать людям новые пространства для отдыха и самовыражения, — сказала первый заместитель руководителя департамента культуры Москвы Елена Зеленцова. — У постсоветских городов есть проблема — дефицит общественных пространств. На окраинах люди чаще проводят свободное время в супермаркетах и моллах, а мы хотим привлечь их обратно в дома культуры.
«Известия» обратились за комментариями к четырем архитектурным бюро, которые создавали проекты новых культурных пространств.
Культурный центр «Современник»
— Нам досталось очень закрытое и прагматичное здание, заточенное под совершенно особые функции, — отметила Ирина Ирбитская, руководитель архитектурного бюро Platforma. — В ДК «Современник» множество маленьких комнат, в которых раньше размещались кружки лепки и вязания шапочек. В советское время детей разводили по разным помещениям: девочек обучали навыкам ведения домашнего хозяйства, а мальчиков — игре в шахматы. Мы выступаем за междисциплинарный подход — дети должны знать о жизни всё, чтобы стать нормальными и современными членами общества. Поэтому закрытое пространство нужно было сделать открытым.
По словам Ирины Ирбитской, «когда кто-то занимается в кружке Политехнического музея, это должны видеть все».
— Любая деятельность должна быть видна, как на витрине. Для этого мы заменили все двери на стеклянные, — заявила руководитель архитектурного бюро.
Культурный центр «Онежский»
— Нам пришлось работать очень скрупулезно. Для каждого помещения мы подбирали цвет стен и дизайн мебели, — пояснил сотрудник архитектурного бюро Svesmi Павел Руэда. — Нам, быть может, повезло чуть больше остальных, потому что здание ДК «Онежский» по-своему уникально. Это очень хороший пример Дома культуры, где есть вся необходимая инфраструктура для проведения мероприятий любого типа. Кроме того, там очень большое лобби, которое отделано мрамором в лучших советских традициях. Камень прослужит еще не одно десятилетие, остается только поставить дизайнерские скамейки.
Культурный центр "Зодчие"
— Это один из самых больших ДК в Москве, — отметил руководитель архитектурного бюро Arch-group Алексей Горяинов. — У нас были грандиозные планы, которым было не суждено сбыться, ведь первое, что делают архитекторы, — сносят все стены. В «Зодчих» довольно большой зрительный зал, который мы решили превратить в зал-трансформер. Раньше там можно было только сидеть и смотреть кино, а теперь зрительские места убираются и в пустом помещении можно устраивать выставки и конкурсы по бальным танцам.
Алексей Горяинов заметил, что домам культуры нужно в будущем «полностью изменить имидж».
— Сейчас все люди думают, что ДК это какой-то пережиток советского прошлого, где совершенно нечего делать и куда ходят только пенсионеры. Это неправильно. На самом деле в Дом культуры может прийти каждый и в любое время, — считает руководитель Arch-group.
Культурный центр «Дружба»
— Мы решили установить в домах культуры по пять мониторов. Посетители могут использовать их по своему усмотрению. Допустим, кто-то хочет показать фотографии с отдыха друзьям и родственникам, прочитать лекцию, устроить презентацию, то этот человек может подключить флешку к монитору и провести свое мероприятие, — рассказал Алексей Горяинов.
Архитектор заявил о том, что для обновления дизайна пришлось снять слой штукатурки на стенах.
— Поскольку здание кирпичное, построенное из хороших советских материалов, мы решили отразить это в дизайне интерьера. Он получился не совсем домашний, но очень уютный, — заключил Алексей Горяинов.
Культурный центр «Северное Чертаново»
— Мы решили подчеркнуть положительные качества здания, создав анфиладу просторных и открытых общественных «комнат» с видом на внутренний двор, — рассказала руководитель бюро Bardakhanova Champkins Architects Ирина Бардаханова. — В это «ожерелье» пространств входят единый входной вестибюль с выставкой, кафе, зона для индивидуальных занятий с небольшой библиотекой и прилегающим к ним многофункциональным пространством для семинаров и камерных представлений.
По словам архитектора, задачей проекта было «создать открытые помещения с применением простых и качественных материалов».
— Несмотря на то что планировка Дома культуры очень рациональна, со временем здание утратило былую привлекательность. Многочисленные хаотичные изменения, включая обустройство нелегальной частной квартиры внутри ДК в 1990-е годы, сформировали набор тесных и нерегулярно используемых помещений, — пояснила Ирина Бардаханова. — Одним из главных вызовов, с которым мы столкнулись в нашей работе, стала попытка объяснить, что дизайн совсем необязательно означает радикальные жесты и яркие цвета.
КЦ «Зеленоград»
— Центр культуры и досуга «Зеленоград» — это сложное и важное здание, находящееся в центре университетского и научного города. В отличие от многих подобных зданий в России, оно не пострадало от адаптаций и хаотичных изменений и остается хорошим примером советского модернизма, — уверен руководитель бюро Bardakhanova Champkins Architects Николас Чамкинс.
Архитекторы надеются, что огромное фойе здания может стать местом выставок, игр и лекций. Таким образом, едва посетитель Дома культуры зайдет внутрь, он окажется в гуще событий.
— Новая центрально расположенная стойка-ресепшн разбивает фойе на части, помогая сформировать различные по формату зоны. Ключевые элементы анимации пространств включают в себя киоск для проката журналов, предназначенных для пользования в пространствах фойе, новое кафе у атриума, открытое в течение всего дня, выставку, а также магазин музыкальной и книжной продукции, — заключил Николас Чамкинс.
Все архитекторы сетуют на то, что техническое задание запрещало менять планировку здания. Возможно, что во время следующей реконструкции обновление домов культуры будет более радикальным, но только в том случае если объект не представляет архитектурной ценности.
— Если речь не идет о конструктивистских домах культуры, построенных в 1920-х годах, то всё в порядке, можно реконструировать, — уверена доцент кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ Полина Зуева. — Во второй половине XX века здания строились в основном по типовым проектам, это довольно технологичное время индустриальной архитектуры. Я не готова назвать навскидку хотя бы один знаменитый Дом культуры, построенный тогда, — все здания были довольно безлики и четко выполняли свою функцию. Сейчас настали другие времена, а потому облик зданий меняется в соответствии с новыми требованиями.
Известия
Advertology.Ru
14.08.2014
Еще статьи по теме
- NESCAFÉ Classic разбудил дружбу - 04.07.2016
- Московское метро - Подземный Памятник архитектуры - 15.03.2016
- Самые красивые здания мира: в Сингапуре раздали архитектурные "Оскары" - 11.11.2015
- Наследие Целовальника: что оставил Киеву уволенный главархитектор? - 02.10.2015
- Российский архитектор о Dominion Tower: "Этот проект позволит говорить о современной архитектуре в стране" - 25.09.2015
- Как снимают промо-ролики для "Матч ТВ" - 17.09.2015
- Инвесторы опасаются покупать старинные усадьбы через посредника - 02.12.2014
- Подмосковье обретет свой неповторимый стиль - 09.07.2014
- Скоро будут строить многоэтажные гаджеты - 04.07.2014
- Для ГМИИ имени Пушкина выбрали концепцию - 27.06.2014
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий