Статьи

Интуиция и риск-менеджмент

Интуиция и риск-менеджмент

Говоря об интуиции в бизнесе, стоит рассмотреть два противоположных подхода к принятию решений — назовем их «авантюризм» и «занудство».

В условиях неопределенности действует любая компания. Никто точно не знает, как будут развиваться события в будущем: неизвестно, как будут вести себя клиенты, поставщики, какая будет погода, когда сломается сервер, соберется увольняться ключевой сотрудник и т.д. Однако риски возникают только тогда, когда вы действуете наугад. Говоря об интуиции в бизнесе, стоит рассмотреть два противоположных подхода к принятию решений — назовем их «авантюризм» и «занудство».

В условиях неопределенности действует любая компания. Никто точно не знает, как будут развиваться события в будущем: неизвестно, как будут вести себя клиенты, поставщики, какая будет погода, когда сломается сервер, соберется увольняться ключевой сотрудник и т.д. Речь ведь идет не об абстрактных событиях, а том, что непосредственно влияет на наш бизнес, проекты и процессы, словом — на нашу жизнь. Однако риски возникают только тогда, когда вы действуете наугад.

Успех бизнеса зависит от многих факторов, но эффективные, быстрые и правильные решения — это составная часть любого успеха. Все решения в бизнесе принимаются в условиях неопределенности. Если уровень неопределенности высокий, то кажется, что преуспевает тот, у кого хорошее чутье или тот, кому попросту везет.

Что же такое интуиция? На самом деле — это врожденная способность к риск-менеджменту. Интуиция (от лат. intueor — пристально смотрю) — способность постигать истину напрямую, без осмысления, логического обоснования и доказательств, путем озарения, внезапного прозрения. Все интуитивные процессы протекают в подсознании. То есть получается, что интуиция — это подсознательный просчет различных вариантов развития событий и неосознанное решение, причем решение оптимальное. Что же такое риск-менеджмент? Это сознательный просчет вариантов, сознательно принятое решение! Умение, которым некоторые люди обладают от природы. Те же, кто развитой интуицией не обладает, могут компенсировать ее отсутствие систематическим применением инструментов риск-менеджмента. Тем, у кого интуиция развита, эти инструменты помогут принимать еще более эффективные решения.

Как научиться управлять рисками

Чтобы научиться управлять рисками, нужно сделать несколько шагов:

  • Первый шаг заключается в том, чтобы научиться видеть и четко определять риски. Несмотря на то, что большинство людей определяют риски ежедневно (осознанно или нет), вряд ли подобные определения можно назвать полными и четкими. Полностью определить риски означает учесть все параметры рисков. Это необходимо для успешного управления ими.
  • Второй шаг — научиться создавать профили рисков, то есть систематически определять все риски, с которыми менеджеры, инвесторы, домохозяйки и т.д. сталкиваются ежедневно. Это важно, поскольку управлять рисками «точечно» полезно, но недостаточно. Как только мы справимся с одним риском, (который может оказаться и не самым опасным), реализуется другой. Поэтому у проекта, бизнеса или человека должен быть профиль рисков — документ, в котором они все определены.
  • Задача третьего шага заключаются в том, чтобы научиться определять, с какими рисками нужно работать в первую очередь. Для этого все полученные на втором шаге риски нужно оценить, а затем расставить приоритеты.
  • Теперь мы можем выстроить план управления рисками, поскольку знаем, какие риски являются для нас наиболее важными. Здесь мы переходим к четвертому шагу. Для его успешной реализации нужно уметь выбирать и внедрять стратегии управления рисками. Здесь важно понять, какие конкретные действия нам необходимо совершить, чтобы больше получить и/или меньше потерять.
  • Наконец, пятый шаг — научиться создавать оптимальную «подушку безопасности», то есть разрабатывать план действий на случай, если тот или иной риск реализуется. Уметь подготовиться к любому развитию событий и всегда иметь «план Б».

Это базовые шаги управления рисками, применимые в любой ситуации, в любом бизнесе и на любом уровне управления компанией.

Определение рисков

«Определить риск» означает выявить четыре параметра риска:

  • Событие, которое может произойти, а может и не произойти — мы наверняка не знаем, поскольку работаем в условиях неопределенности (например, «уволится ключевой сотрудник»).
  • Точки уязвимости — ваши «слабые места», корни риска — все, из-за чего рисковое событие может произойти. Другими словами, то, без чего риск не реализуется (в примере с сотрудником точкой уязвимости могут быть ситуации «зарплата меньше, чем на рынке», «переманивают конкуренты» и т.д.) Важно помнить: точек уязвимости всегда несколько.
  • Влияние, которое окажет на нас риск, — то есть последствия реализовавшегося рискового события (сколько времени, денег, энергии мы потеряем; (так, если уволится ключевой сотрудник, начнутся сбои в ключевых процессах, и в результате мы не заработаем столько денег, сколько запланировали, или попросту понесем убытки).
  • Вероятность наступления события. Поскольку наверняка мы не знаем, реализуется рисковое событие или нет (находимся в состоянии неопределенности), то для оценки уровня неопределенности мы будем использовать оценку вероятности. В нашем примере вероятность можно оценить как высокую («скорее всего уволится»), среднюю («может быть, уволится») и низкую («вряд ли уволится»). Пусть вас не пугает такой условный подход к определению вероятностей — при управлении ежедневными рисками этого вполне достаточно.

«Авантюризм» и «занудство»

Говоря об интуиции в бизнесе, стоит рассмотреть два противоположных подхода к принятию решений — условно назовем их «авантюризм» и «занудство».

Задача управления рисками заключается не в бесконечном проигрывании различных сценариев, а в принятии правильных, сбалансированных, зачастую рискованных, но осознанно рискованных решений.

« Зануду» приводит в замешательство не управление рисками само по себе, а неспособность отыскать правильное решение в рискованной ситуации. Уговорив себя принять один риск, он вспоминает про другой, и ему начинает казаться, что первый риск на самом деле не такой уж опасный, а вот второй может поставить под удар весь проект. Таким образом, возникает замкнутый круг, а в результате — проблема остается нерешенной. Чаще всего это происходит потому, что «зануда» просто не в состоянии правильно оценить риск.

Для «зануд» все риски кажутся одинаково опасными, что мешает им принимать эффективные решения. Это неправильно, потому что на самом деле все риски — разные. Другими словами, «занудство» с точки зрения управления рисками, можно определить как «неделание чего-либо из-за недостаточного риск-менеджмента». Если «зануда» научится видеть всю картину возможного развития событий целиком и правильно оценивать все риски, связанные с этими событиями, а также разрабатывать необходимые меры, чтобы эти риски смягчить, то он сможет принять правильное решение.

Теперь посмотрим на другой полюс. « Авантюристы» либо обладают хорошей интуицией, либо считают, что обладают хорошей интуицией. Бизнесмены-авантюристы часто добиваются успехов. Поэтому часто говорят, что в основе успешного бизнеса лежат интуиция и авантюризм. Однако история неудачных авантюр значительно богаче, чем история авантюр удачных. Причиной неудачных авантюр являются ошибки интуиции. Интуиция — это хорошо, но она не всегда работает.

Можно предположить, что бизнесмены-авантюристы не озабочены оценкой рисков, что часто приводит и к поражениям. Вывод: авантюризм с точки зрения управления рисками можно определить как «реализацию не всегда верных шагов из-за недостатка риск-менеджмента».

В бизнесе связка «авантюрист — зануда» часто оказывается очень эффективной. Один думает только про прибыль и закрывает глаза на опасности. Другой думает только про опасности, что мешает ему увидеть прибыль. Но поскольку они оба работают в одной команде, в итоге получается, что их противоположные стремления компенсируют друг друга. Случается, что два человека в команде проекта прекрасно дополняют друг друга. При этом один готов чуть ли не завтра начинать строить космический корабль после просмотра фильма про NASA. Второй же скромно замечает, что космические корабли нынче дороги, что неизвестно, будет ли популярен космический туризм, и т.д. Затем вместе они начинают энергично работать над проектом по созданию нового типа городского такси.

Baлeнтин Анатoльeвич Hикoнов, кандидат экономических нayк, генеральный диpeктор компании «Траeктopия роста», аyдитoр ISO/IEC, elitarium.ru
Advertology.Ru

04.12.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.12.2024 - 03:13
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация