Сливки с рынка наружной рекламы будут снимать до ноября
Дума Нижнего Новгорода в сентябре должна принять новые правила размещения наружной рекламы. Новые правила могут изменить перечень игроков на рынке и пополнить бюджет.
Однако до ноября 2012 года городская казна недополучит десятки миллионов рублей - большинство договоров с рекламными агентствами у мэрии закончились, так что рекламные щиты в городе из‑за законодательной неувязки попали в разряд незаконных, пишет газета "Биржа".
Ситуация на рынке наружной рекламы в Нижнем Новгороде вызывает недоумение у властей и самих нижегородцев: огромное количество незаконно установленных конструкций, отсутствие адекватных отчислений в бюджет и обезображенные фасады зданий. Кстати, незаконные рекламные конструкции по закону нужно сносить, но у города на эти цели есть только 180 тыс. руб. в год - явно недостаточно. Поэтому создание новых правил стало панацеей для целого ряда городских проблем. Большинство участников рекламного рынка ждут от новых правил положительных изменений - обеспечения равных возможностей для участия в конкурсах, а также размещения реестра рекламных мест в открытом доступе. Депутаты и администрация ждут увеличения поступлений в бюджет в несколько раз - до 138 млн руб., которые сразу же можно расписать на благоустройство и другие нужды.
Однако инициатива введения понятных и прозрачных правил будет иметь далеко идущие последствия - расклад сил на рынке наружной рекламы сильно изменится, поэтому правила вызвали такой ожесточенный диспут.
Согласно новым правилам город должен быть разделен на семь зон со строго определенным перечнем разрешенных к применению рекламных объектов. К примеру, в Нижегородский кремль рекламе путь заказан, а на Большой Покровской и Рождественской, а также на Стрелке, в Соцгороде, старом Канавине и старом Сормове разрешены только небольшие рекламные конструкции.
«Целью принятия правил было увеличение дохода бюджета и борьба с незаконной рекламой, - пояснил депутат городской думы Денис Москвин. - Чтобы, во-первых, правила стали одинаковыми для всех, во-вторых, чтобы наш город перестал выглядеть как одна большая доска объявлений. В связи с этим «Рекламная служба Нижнего Новгорода» выделила несколько зон. Так, в центре города большой формат рекламы будет запрещен. Запретят и рекламу на фасадах зданий, что абсолютно правильно. Количество рекламных конструкций сократится до 700-750. Сейчас только щитов размером 3х6 м более 1,2 тысячи».
Самое главное - в открытом доступе появится перечень рекламных конструкций, и любой заинтересованный гражданин или организация увидят, законно ли установлен тот или иной щит. По оценкам экспертов, сегодня незаконных конструкций - 30-40%. Это потери для бюджета, которые можно оценить в 6-8 млн руб. в месяц. Теперь администрация должна будет обращаться в правоохранительные органы, искать собственников, демонтировать щиты, а депутаты, общественность и участники рынка смогут контролировать ситуацию.
Сейчас оборот нижегородского рынка наружной рекламы эксперты оценивают в 40-45 млн руб. в месяц, то есть в 12 млн евро в год. При этом на рынке нездоровая ситуация: всего один крупный игрок - News Outdoor, который вместе с аффилированными структурами занимает львиную долю мест. Нижегородские рекламщики за последнее время сильно подвинулись, вынужденные уступить свои доли рынка столичной компании.
Вызывает вопросы и нарекания процесс согласования рекламных мест для агентств: он очень длительный и крайне непрозрачный - чиновник может в одном случае отказать в размещении, а в другом, подобном же, одобрить. При этом он руководствуется субъективными категориями. Участники рынка утверждают, что подобных ситуаций десятки и сотни. Например, агентство планировало вывесить на боковой стене дома брандмауэр, цена которого в центре города достигает 200-250 тыс. руб. Одной компании чиновники отказали по той причине, что брандмауэр нарушает эстетический облик города, но зато подписали разрешение другому бизнесмену. Это порождает целый ряд обвинений в адрес Рекламной службы города.
Эксперты отмечают, что в силу меняющихся правил игры News Outdoor может потерять лидерство на рынке, за который опять смогут побороться нижегородские компании. В News Outdoor последствия введения новых правил для своего бизнеса не комментируют.
Директор компании «Айкьюлайн» Роман Амбарцумян прогнозирует приход новых федеральных игроков после появления открытой системы аукционов. «За открытые аукционы выступают депутаты гордумы, которым важно увеличить поступления в бюджет, - пояснил Роман Амбарцумян. - Но борьба протекает сложно: возможно, здесь есть федеральный лоббизм. Ведь в городе давно можно было опубликовать реестр рекламных мест на сайте администрации, указав их адреса, фирмы-арендаторы и цены, а этот вопрос почему-то не решается. Думаю, важна прозрачность рекламного рынка, чтобы обеспечить максимальные поступления в бюджет. Я - за открытые электронные торги».
Эксперт отмечает, что после принятия новых правил количество рекламных мест в городе сократится. При этом цена на размещение рекламы вырастет примерно в 1,5 раза, отчего пострадают рекламодатели. Часть из них может уйти из наружной рекламы в другие сферы. «Сейчас нижегородские игроки в этой сфере на грани исчезновения. У моей фирмы нет ни одного рекламного места в Нижнем Новгороде. Как только мы подавали заявку на то или иное место, другие фирмы занимали его. Тот, кто отстаивал свои права, лишился всего», - сетует Роман Амбарцумян.
Другие же представители рекламного бизнеса проявили скепсис. «Я не верю, что после принятия поправок изменится что-то существенное, - сказал директор рекламного агентства Quick Step Роман Мозеров. - Прозрачные электронные торги, за которые высказываются депутаты, вряд ли возможны в нашем городе. У меня сложилось такое мнение, потому что на протяжении нескольких лет на рынке наружной рекламы ничего не менялось».
Денис Москвин, Депутат городской думы Нижнего Новгорода: "Правила размещения наружной рекламы разрабатываются уже полтора года, и в этом проявляется неэффективность работы Рекламной службы города. В июне истекли договоры на размещение рекламных щитов практически у всех агентств, и бюджет не получает от них ни копейки. По этой причине у депутатов возникают к РСГ вопросы.
Правила должны быть приняты в конце сентября, после чего будет объявлен конкурс, а места распределят не раньше ноября. За весь этот период бюджет недополучит весьма крупную сумму. Кто возместит убытки? Рекламная служба города утверждает, что доходы от рекламы после принятия новых правил составят порядка 130-150 млн руб. в год против 35 млн руб. в 2012 году. Но по моим оценкам, больше 100 млн руб. бюджет не соберет.
Есть информация о доходах по договорам на распространение рекламы на городских рекламных местах. План на 2010 год составлял 73,7 млн руб., на 2011 - уже 28 млн, а на текущий 2012 год - всего 19,843 млн!
Принятие новых правил приведет к появлению федеральных игроков в Нижнем Новгороде. «Картина мира» на рынке наружной рекламы поменяется кардинально".
Роман Амбарцумян, Директор компании «Айкьюлайн»: "Если новые правила будут приняты, мы планируем участвовать во всех в аукционах. Причем публично, с поддержкой в СМИ города. И не только мы - есть еще порядка 10-15 местных рекламных агентств. Так что битва будет серьезная.
Сегодня же ситуация складывается очень странная: власти якобы не могут демонтировать рекламные конструкции, хотя большая часть договоров на их размещение уже не действуют. Управление ФАС по Нижегородской области выиграло два суда у администрации города. Получается, что кто-то получает доход от рекламодателя, но не платит в бюджет ни копейки! В 2010 году на пресс-конференции я приводил примеры поступление в бюджет от уличной рекламы в разных городах. В Нижнем Новгороде поступило порядка 10 млн руб., в Казани и Самаре - около 200 млн руб., даже в Орле с населением 300 тыс. человек - 15 млн руб".
Ирина Шпилькова, Медиа-директор рекламного агентства «Звезда»: "Если аукционы по размещению рекламы на щитах будут проходить на электронных торговых площадках, я это приветствую. Возможно, что прозрачные торги приведут к снижению стоимости размещения на рекламных щитах. Ведь у нас в городе она достаточно высокая, что удивляет иногородних рекламодателей. Вроде живем не в Москве и не Санкт-Петербурге, а деньги практически такие же.
К появлению новых игроков на рынке наружной рекламы в Нижнем Новгороде это вряд ли приведет, так как количество щитов в городе ограничено и уже кому-то принадлежит, а возведение новых конструкцией не приветствуется. Тем более что в соответствии с новыми поправками в закон «О рекламе» планируется убрать ряд рекламных конструкций".
26.09.2012
Комментарии
Написать комментарий