Школа рекламиста

Алгоритм организации системы сбыта

Алгоритм организации системы сбыта

Ошибка в выборе каналов сбыта означает отсутствие притока денег в компанию, что в конечном итоге приведет к ее банкротству. При этом важно соблюдать определенную последовательность проектирования системы сбыта, основанную на изучении рынка.

Рассмотрим алгоритм организации системы сбыта.

Организационно сбыт состоит из органов и каналов сбыта, обеспечивающих передачу товара от производителя к потребителям. С экономической точки зрения сбыт является сферой воспроизводства добавленной стоимости, создавая условия для получения прибыли всеми участвующими в этом процессе компаниями. С позиции маркетинга сбыт представляет собой систему, пронизанную многосторонними коммуникативными взаимодействиями, среди которых наиболее важными являются личные контакты, благодаря которым создаются условия для долгосрочного сотрудничества.

Перечислим основные функциональные блоки системы сбыта, находящиеся в непрерывном взаимодействии между собой:

  • каналы сбыта (маркетинговые каналы);
  • распределительная логистика;
  • маркетинг сбыта.

В некоторых случаях вместо «канала сбыта» целесообразно использовать термин «маркетинговый канал», особенно когда имеет место большой объем коммуникационного взаимодействия между участниками канала - например, при реализации сложной техники, технологий, информационных услуг. В таком случае роль маркетингового канала намного выше, чем каналов сбыта и распределения (дистрибуции), что вытекает из следующих его существенных признаков:

  • маркетинговый канал представляет рыночно ориентированную структуру, состоящую из взаимозависимых и взаимосвязанных субъектов, участвующих в формировании добавленной ценности для потребителей;
  • участники канала осуществляют коммуникативные взаимодействия, способствующие росту ценности партнерских доверительных отношений;
  • участники координируют свою деятельность таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить свои потребности и потребности конечных покупателей (потребителей);
  • благодаря высокому уровню взаимодействия участники канала организовывают процессы, формирующие труднокопируемые конкурентами компетенции.


Алгоритм организации системы сбыта

Стратегические решения при организации сбыта:

  1. Определение типа и числа каналов сбыта (традиционный канал, электронная коммерция, продажа по каталогам, продажа по образцам и т. д.).
  2. Выбор метода сбыта (прямой, косвенный, комбинированный).
  3. Установление интенсивности охвата рынка (интенсивный, селективный, концентрированный, эксклюзивный).
  4. Определение типов посредников (оптовики, розница) и определение их роли в каналах сбыта. При этом необходимо оценить возможности опта и розницы (размер оборота, уровень специализации, возможности осуществлять логистические, технологические и сервисные услуги).
  5. Определение уровня централизации решений в области сбыта (решения могут быть централизованными или децентрализованными) - при развитии регионального сбыта.
  6. Выбор уровня сбытовой интеграции (определение уровня вертикальной и горизонтальной интеграции).
  7. Принятие решения о необходимости конкуренции - как в каналах, так и между каналами сбыта.

Канал сбыта - путь, по которому товар проходит от производителя до конечного потребителя.

Внутри канала сбыта формируются следующие коммерческие потоки:

  • поток прав собственности;
  • физический поток - перемещение товаров по каналу от производителя к конечному покупателю;
  • поток заказов, последовательно формирующихся по каналу сбыта от конечного покупателя до производителя;
  • финансовый поток, исходящий от покупателя;
  • поток информации от производителя к покупателям и наоборот.

Основные типы каналов распределения представлены в табл. 1.

Таблица 1. Типы каналов сбыта.

Прямой канал

Непрямой короткий канал

Непрямой длинный канал

Производитель

Производитель

Производитель

Производитель

Покупатели

Дистрибьюторы

Агенты по сбыту

Дистрибьюторы

 

Покупатели

Покупатели

Агенты по сбыту (дилеры)

 

 

 

Покупатели


Каждый производитель одновременно может иметь несколько каналов, т. е. комбинированную систему сбыта. Перечислим преимущества и недостатки прямого и непрямого методов сбыта.

Прямой сбыт: достоинства

  1. Предприятие может получать большую прибыль.
  2. Увеличивается доля наличных средств.
  3. Производитель хорошо знает потребителя.
  4. Прямой контроль цены и качества товара.
  5. Легче поддерживать имидж.
  6. Потребители более охотно покупают у производителя.
  7. Гибкая политика цен.

Прямой сбыт: недостатки

  1. Увеличиваются расходы на содержание сбытовой структуры.
  2. Усложняется учет товарно-денежных потоков.
  3. Необходимость больших инвестиций.
  4. Ограниченность зоны обслуживания.
  5. Небольшие объемы сбыта.

Непрямой сбыт: достоинства

  1. Возможна отгрузка крупных партий товаров.
  2. Быстрее осваиваются новые рынки.
  3. Лучше удовлетворяются потребности покупателей в доступности, количестве, скорости и сервисе.
  4. Производитель может сконцентрироваться на производстве.

Непрямой сбыт: недостатки

  1. Теряется контроль над ценами и качеством товара.
  2. Производитель хуже понимает потребителя.
  3. Снижается прибыль за счет предоставления посредникам скидок.
  4. Производитель, работая через оптовиков, становится слишком от них зависим.
  5. Посредники непредсказуемы.

Вывод: обращение к посредникам приводит к тому, что производитель теряет контроль над некоторыми процессами системы сбыта, но приобретает возможность в большей степени удовлетворить потребности конечных покупателей.


Комбинированный (многоканальный) сбыт применяется очень широко, поскольку позволяет:

  • увеличить охват рынка сбыта;
  • дифференцированно подходить к обслуживанию каждого рыночного сегмента;
  • создать конкуренцию между каналами и тем самым повысить их мотивацию работать более эффективно;
  • снизить затраты на содержание собственных каналов сбыта с одновременным сохранением преимуществ прямого сбыта.

К недостаткам многоканальных систем сбыта относятся проблема контроля эффективности каждого канала, а также конфликты между участниками каналов. При выборе каналов сбыта можно пользоваться рекомендациями, приведенными в табл. 2.

Таблица 2. Критерии выбора сбытового канала.
(Примечание: звездочки обозначают приоритетность в принятии решения о выборе канала сбыта)

Учитываемые характеристики

Прямой канал

Непрямой канал

Комментарии

короткий

длинный

Характеристики покупателей

 

 

 

 

Многочисленные

 

**

***

Принцип сокращения числа контактов играет важную роль

Высокая концентрация

**

***

 

Низкие издержки на один контакт

Крупные покупки

***

 

 

Издержки на установление контакта быстро амортизируются

Нерегулярные покупки

 

**

***

Повышенные издержки при частых и малых заказах

Оперативная поставка

 

**

***

Наличие запасов вблизи точки продажи

Характеристики товаров

 

 

 

 

Расходуемые продукты

***

 

 

Необходимость быстрой доставки

Большие объемы

***

**

 

Минимизация транспортных операций

Технически несложные

 

**

***

Низкие требования по обслуживанию

Нестандартизованные

***

 

 

Товар должен быть адаптирован к специфичным потребностям

Новые товары

***

**

 

Необходимо тщательное «слежение» за новым товаром

Высокая ценность

***

 

 

Издержки на установление контакта быстро амортизируются

Характеристики фирмы

 

 

 

 

Ограниченные финансовые ресурсы

 

**

***

Сбытовые издержки пропорциональны объему продаж

Полный ассортимент

***

**

 

Фирма может предложить полное обслуживание

Желателен хороший контроль

***

 

 

Минимизация числа заказов между фирмой и ее рынком

Широкая известность

 

**

***

Хороший прием со стороны системы сбыта


Из табл. 2 видно, что определяющими факторами являются тип покупателей, тип товара и тип самого предприятия.

Одновременно с проектированием каналов сбыта выбирается орган сбыта - подразделение, в котором концентрируются сбытовые функции.

Существуют следующие варианты организационных форм сбыта:

  1. Отдел сбыта.
  2. Торговый дом, выполняющий функции отдела сбыта (централизованный сбыт).
  3. Комбинированный вариант - отдел сбыта и торговый дом.
  4. Отдел сбыта и региональные структуры предприятия.
  5. Отдел сбыта, региональные структуры предприятия и независимые посредники.

При построении организационной структуры сбыта предприятия нужно определить степень централизации принимаемых решений, необходимость конкуренции между каналами, а также определить границы деятельности - по территории или по отрасли.

Создание системы сбыта - стратегическая задача любой компании. Ошибка в выборе каналов сбыта означает отсутствие притока денег в компанию, что в конечном итоге приведет к ее банкротству. При этом важно соблюдать определенную последовательность проектирования системы сбыта, основанную на предварительном тщательном изучении рынка сбыта.

Bлaдимиp Никoлaевич Hayмoв, доктор экономических наук, пpoфеccор кафедры маркетинга Caнкт-Пeтepбургского государственного университета экономики и финансов,
elitarium.ru
Advertology.Ru

05.09.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.11.2024 - 15:35
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация