Гой ты, мелкая фасовка!
Как сообщает газета "Бизнес", группа "Агрос" объявила о выходе на рынок фасованной муки. Новый продукт будет производиться под уже знакомой потребителям макарон маркой "Экстра М" и "Знатная".
Таким образом, возникают два вопроса: насколько перспективен сегмент новых марок и насколько эффективен в данном случае зонтичный бренд? В этой небольшой заметке мы рассмотрим первый из них.
Статистические наблюдения показывают, что производство муки в последние несколько лет неуклонно уменьшается. По данным Института Аграрного маркетинга, начиная с 1998 года на российском рынке муки отмечается тенденция к сокращению объемов ее производства. В 2002 году объемы российского производства муки составили 10,6 млн тонн, что ниже уровня 2001 года на 11,7%. Таким образом, в 2002 году по сравнению с 1998 годом производство муки в России снизилось на 12,1%. В то же время в 2004 году снижение прекратилось и даже обозначился, пусть и незначительный, но рост на 2%, как это следует из данных Первого Независимого рейтингового агентства (их данные базируются на материалах Росстата РФ).
Для того, чтобы интерпретировать этот факт, используем также данные по структуре потребления муки, рассчитанные в 2003 году автором этих строк (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Структура потребления муки
Наименование сегмента рынка |
Доля сегмента в общем потреблении, % |
Промышленная переработка, в т.ч. |
66,6 |
Производство хлеба и хлебобулочных изделий |
53 |
Производство мучных кондитерских изделий |
6 |
Производство макаронных изделий |
5,6 |
Производство мясных полуфабрикатов |
1,3 |
Производство пищевых концентратов |
0,4 |
Производство детского питания |
0,3 |
Бытовое потребление населением |
31,3 |
Питание вне дома (общепит) |
1,1 |
Спецпотребители |
1 |
Итого |
100 |
Источник: Международный центр научной и технической информации
Из Таблицы 1 видно, что основная масса муки идет на промышленную выпечку хлеба и хлебобулочных изделий, а также бытовое потребление населением. В этой связи становится понятным снижение производства муки – ведь снизилось потребление, а значит и производство хлеба (см. Таблицу 2).
Таблица 2. Объемы производства хлеба и хлебобулочных изделий в РФ
Год |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г.* |
Объем производства, т |
6380924 |
6954712 |
6765106 |
6471258 |
6286585 |
6052954 |
5863363 |
*оценка объема производства за год сделана на основании данных за 11 месяцев
Источник: Первое Независимое рейтинговое агентство со ссылкой на Росстат РФ
Доля хлеба в структуре питания связана обратной зависимостью с уровнем доходов населения: чем выше доходы, тем ниже потребление хлеба. Это понятно: хлеб вытесняется более дорогими и "технологичными" продуктами, такими как например, мясные деликатесы. Существенно растет потребление так называемых "здоровых продуктов[1]". Поэтому наблюдаемый в последние годы рост реальных доходов населения и привел к падению потребления хлеба. Интересно другое. В то время как производство хлеба устойчиво снижается, падение производства муки в последний год прекратилось. Это прямое следствие того, что под воздействием изменений структуры спроса, изменилась и структура производства по отдельным видам муки. Как именно?
Исследования, проведенные Институтом Аграрного маркетинга (ИАМ) выявили следующие основные факторы, повлиявшие на изменение структуры производства муки.
· Вследствие роста реальных доходов населения, начиная с 2002 года заметно увеличилось потребление продуктов быстрого приготовления и полуфабрикатов, при производстве которых используется мука высшего сорта.
· Изменение объемов производства конечной продукции, сырьем для которой является мука высшего сорта, привело к изменению структуры потребления пшеничной муки.
За период с 1999 по 2002 годы, по мнению экспертов ИАМ, в наибольшей степени возросла доля использования муки на производство мучных полуфабрикатов. Увеличился также спрос на кондитерские изделия и макароны. Для производства этой продукции используется в основном мука высшего сорта. Увеличение спроса на муку высшего сорта со стороны производителей кондитерских изделий и полуфабрикатов, т.е. мучных продуктов с добавленной стоимостью, привело к тому, что объемы производства пшеничной муки высшего сорта в 2002 году превысили уровень 1999 года на 86 тыс. тонн.
Если провести сегментирование рынка по другому параметру, а именно, упаковке муки, то можно заметить еще одну интересную зависимость. По данным того же ИАМ В 2002 году по сравнению с 2001 годом произошли следующие изменения:
· Потребление бестарной муки снизилось на 0,7%, или на 42,8 тыс. тонн и составило 6,1 млн тонн.
· Объем потребления тарной муки снизился на 3,7%, или на 126,9 тыс. тонн и составило 3,3 млн тонн.
· Емкость рынка фасованной муки повысилась на 7,9% и составила 1,1 млн тонн.
В 2002 году доля фасовки в личном потреблении в среднем по России составляла 45%, тарной - 55%. То есть, доля фасованной муки в по сравнению с 2001 годом повысилась на 0,5%, тарной - снизилась на 5%.
С ростом доходов населения в 2003 и 2004 годах эти изменения структуры потребления нарастали, что и привело в конечном итоге к прекращению спада производства муки.
Таким образом, выход АГРОСа на рынок фасованной муки выглядит обоснованным и своевременным. Участники рынка, мнения которых приводит газета "Бизнес", высказываются, как это и принято в подобных публикациях, как "за", так и "против". Например, PR-директор группы компаний "Разгуляй-Укррос Владимир Сосницкий называет выход производителей на рынок фасованных продуктов "хорошей тенденцией": "Рынок фасованной муки, - считает он, - сейчас занят на 80%, место на рынке есть, так что у группы "Агрос" хорошие шансы". Руководитель направления "Русагро-сахар" Алексей Князев, на которого также ссылается "Бизнес", считает, что на новом рынке "Агросу" придется нелегко: "Они еще не занимались дистрибуцией фасованной муки, им вряд ли имеет смысл заниматься фасовкой самостоятельно". Учтем эти мнения, но попробуем сделать более точный прогноз.
Для этого рассмотрим любопытную зависимость(см. Рис. 1), которую подметил Игорь Качалов, генеральный директор маркетингового агентства "Качалов и коллеги", в своем докладе на конференции "Эффективное позиционирование товаров и услуг для среднего класса" (организатор – компания Onconference).
Из приведенных им данных следует, что именно на 2004 год пришелся промежуточный максимум численности среднего класса, после чего в течение нескольких лет вплоть до 2006 года он будет снижаться, а далее начнется этап длительного роста. Но численность среднего класса отражает уровень доходов населения! Соответственно, можно ожидать, что в ближайшие два года структура потребления муки снова изменится, становясь похожей на имевшую место в 1999 – 2000 гг. Это в свою очередь означает, что спрос на фасованную муку будет падать. Однако, следуя прогнозу Игоря Качалова, начиная примерно с 2007 года должен начаться затяжной рост, если можно так выразиться, со всеми вытекающими для данного рынка последствиями.
Таким образом, можно констатировать, что выход на рынок фасованной муки является трудным, но перспективным решением. В течение ближайших двух лет вряд ли стоит ожидать значимой прибыли от этого направления бизнеса. Главной задачей этого этапа по нашему мнению должно стать налаживание дистрибуции, логистики и т.п. Самым важным критерием успеха в этой время может считаться занимаемая доля рынка, которую надо считать и по отдеьным регионам тоже. Надо застолбить место, ведь когда начнется "настоящий" рост доходов населения, сделать это будет куда сложнее. И гораздо дороже.
[1] Это слово поставлено в кавычки, поскольку государственных нормативов, определяющих это понятие нет и потому каждый производитель в меру собственной изобретательности может использовать его в рекламных целях. Скажем, продукты из сои еще недавно считались весьма здоровыми, а сегодня наиболее "продвинутые" мясокомбинаты, такие как например, "Велком" с гордостью заявляют об отсутствии сои в их колбасе.
Дмитрий Фролов
15.02.2005
Комментарии
Написать комментарий