Минсельхоз запретит всем подряд писать "экологически чистый продукт"
Министерство сельского хозяйства намерено установить жесткие правила использования на маркировках товаров словосочетания «экологически чистый продукт».
Проблему планируется решить в рамках проекта нового закона «О производстве экологически чистой сельскохозяйственной продукции».
Угроза «экологическому» маркетингу
Представители ведомства сообщили, что сам проект еще не готов, но уже определен ряд понятий и терминов, в частности «экологически чистая сельскохозяйственная продукция», «производство экологически чистой продукции». Ранее эти термины в российском законодательстве не встречались. Попытки урегулировать смежные понятия были: в Москве с 2007 по 2012 год действовало постановление, по которому производители могли писать на продуктах «не содержит ГМО». Новые ограничения на «экологический» маркетинг будут сделаны в том числе путем изменения закона «О защите прав потребителей».
- Формулировка «экологически чистый продукт» может вводить потребителя в заблуждение. С одной стороны, это дополнительная реклама продукту, стимулирующая потребление, с другой стороны, поскольку какого-либо регламентированного понятия об этом нет, это словосочетание может использоваться любым производителем и привлечь его к ответственности за предоставление недостоверной информации будет нельзя, - считает зампредседателя Московского общества защиты прав потребителей Антон Недзвецкий.
Экологичные получат господдержку
Закон также установит систему контроля за производителями продуктов питания, включающую сертификацию продукции, аккредитацию лабораторий, сертифицирующих агентств, способных проводить соответствующие исследования. Особой охраны потребуют и земельные участки, занятые производством экологически чистой сельхозпродукции. В свою очередь, предприятия, использующие экологичные методы, получат господдержку в виде льгот на страхование и кредитование.
- В России термин «экологическое сельское хозяйство» приобретает все большее звучание в литературе и средствах массовой информации, однако в законодательстве данный термин не встречается, - говорит начальник отдела организации научных исследований Минсельхоза Татьяна Балагула.
Минсельхоз ставит задачу повысить уровень доверия со стороны российских потребителей к отечественным органическим продуктам, а производителям предоставить конкурентные преимущества на мировом и внутреннем рынках продуктов питания.
- Важно понимать, что статус экологической продукции не гарант ее безопасности, у нас требования безопасности обязательные, а экологичность продукта - это уже сверхнорма, - пояснила Балагула.
В плане экопродуктов конь не валялся
При подготовке закона специалисты Минсельхоза опираются на опыт Европы и США, где вся цепочка производства - от посадки растений и семян до упаковки - контролируется специальным регламентом. Экологически чистым продуктом во всем мире принято считать продукт с естественным сроком хранения, который был произведен без использования каких-либо химических добавок, включая пестициды, нитраты, гормоны, антибиотики. И самое главное, весь цикл производства - от зернышка до прилавка - контролируется, рассказывает основатель профессионального объединения производителей и поставщиков экопродуктов Александр Коновалов.
- Пока в России по сравнению даже с Европой и Америкой в плане экопродуктов и конь не валялся, - заявляет собеседник. - Есть несколько коммерческих организаций, которые сами по себе что-то пытаются сертифицировать, но это не имеет законной силы на федеральном уровне. Я уже три года выступаю в Общественной палате, в Думе, Минздраве, со всеми говорю о необходимости такого закона. Сейчас на российском рынке очень много непорядочных производителей, они морочат голову покупателям, и люди не знают, что покупают на самом деле.
В таких странах, как Франция, Германия, Италия, два года назад предприятиям давали по €150 госдотаций на 1 га возделываемой органическим способом земли, с этого года им повысили помощь до €300, говорит Коновалов.
- Там с каждым, кто легально производит экопродукты, заключаются договора с различными торговыми сетями, которые реализуют органический продукт, - пояснил эксперт. - То есть у человека там голова не болит, и он знает что произведенный им продукт у него купят по фиксированной цене.
16.07.2012
Комментарии
Написать комментарий