"МегаФон" теряет на роуминге в деньгах, но находит в абонентах
«МегаФон» после введения сниженных тарифов на роуминг в Европе несет потери в выручке от роуминговых услуг.
Эти потери не компенсируются увеличением потребления услуг абонентами, как следует из данных, представленных сегодня руководством компании. Если тарифы были снижены в 3-9 раз для разных услуг, то объем этих услуг, потребленных абонентами «МегаФона» в декабре-январе, увеличился только 1,5-3 раза. Это оборачивается для компании недобором нескольких десятков миллионов рублей выручки. Зато «МегаФон» заработал на дешевом роуминге очевидные дивиденды в виде положительной динамики абонентской базы. К сожалению, как сказал заместитель генерального директора компании Константин Солодухин, перспектив введения сниженных тарифов на внутрироссийский роуминг практически нет.
Что получил «МегаФон» от дешевых тарифов
Сниженные тарифы на роуминг в странах Европы «МегаФон» ввел в середине декабря 2011 года. Стоимость входящих звонков и интернет-трафика была снижена в девять раз, исходящих звонков в Россию - в пять раз, SMS-сообщений - в три раза.
В результате компания зафиксировала в период с середины декабря до конца января увеличение в три раза числа входящих звонков у абонентов, находящихся на роуминге в Европе. За этот же период число исходящих роуминговых звонков в Россию из этой зоны выросло в два раза, число отправленных SMS - в 1,5 раза, интернет-трафик - в три раза. Как видно, рост потребления услуг в 2-3 раза отстает от такого уровня увеличения их объема, который бы компенсировал снижение тарифов. Например, чтобы доход от входящих звонков был тем же, каким и до снижения тарифов, их количество должно увеличиться в девять раз, а оно выросло только в три раза. Аналогично, компенсация выручки от исходящих звонков требует их увеличения в пять раз, фактически же количество таких звонков выросло лишь в два раза.
Исходя из этого, можно приблизительно посчитать, сколько выручки «МегаФон» недобрал в январе вследствие снижения роуминговых тарифов. Доход от услуг роуминга до введения сниженных роуминговых тарифов составлял около 1% всей выручки компании. Причем, как сообщили «Маркеру» в компании, примерно половина всех пользователей услуг роуминга зимой ездит именно в Европу, где были снижены тарифы. Точных данных о выручке «МегаФона» за январь пока нет, но с учетом выручки прошлых месяцев и динамики абонентской базы компании можно утверждать, что она составит не менее 20 млрд рублей. Следовательно, на услуги роуминга в Европе по прежним роуминговым тарифам приходится около 100 млн рублей. Учитывая, что рост потребления услуг как минимум в два раза меньше, чем нужно для компенсации снижения тарифов, недобор выручки «МегаФона» от услуг роуминга в Европе в январе составил около 50 млн рублей.
Однако компания не обеспокоена снижением выручки. Во-первых, как сказала заместитель генерального директора по коммерции Лариса Ткачук, сейчас рано говорить об общем финансовом эффекте от новых тарифов на роуминг. Это будет уместно делать по истечении года после их введения. Во-вторых, компания считает на сегодня более важной отчетливо проявившуюся положительную тенденцию динамики своей абонентской базы. Здесь прежде всего отмечается существенный рост числа абонентов, воспользовавшихся роумингом: если в январе 2011 года их было около 500 тыс. человек, то в январе 2012 года - уже 750 тыс. Кроме того, после введения новых тарифов наблюдается рост на 15% подключений корпоративных абонентов к «МегаФону» по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Последний факт очень существенен, так как корпоративные абоненты намного доходнее массовых пользователей, как в роуминге, так и в целом по услугам связи. Учитывая, что по корпоративным контрактам обслуживаются около 17% абонентов «МегаФона» или 10 млн человек, а их ежемесячный прирост составляет в среднем не менее 100 тыс. человек, то рост подключений на 15% означает увеличение числа корпоративных пользователей на 15 тыс. человек только за один месяц.
Более того, несмотря на текущий недобор выручки вследствие снижения роуминговых тарифов, «МегаФон» может рассчитывать на положительный экономический эффект в недалекой перспективе. Сейчас зима, а летом поток абонентов, уезжающих в роуминг, сильно растет. Про словам Ткачук, обычно число выезжающих в роуминг в летние месяцы достигал 1 млн человек против 500 тыс. человек зимой. Получается, что если тенденция роста потребления роуминговых услуг, отмеченная сейчас, сохранится и летом, объем выручки от роуминга «МегаФона» в Европе станет практически тем же, что до снижения тарифов. Кроме того, если тенденция увеличения подключений новых абонентов в корпоративном секторе распространится и на массовый сектор, это серьезно укрепит позиции «МегаФона» на насыщенном российском рынке сотовой связи. Первые признаки этого есть уже сейчас: в декабре, по данным аналитической компании AC&M Consulting, «МегаФон» подключил 50% из 1,2 млн всех новых сотовых абонентов в России.
В любом случае, при такой динамике «МегаФон» точно не проиграет от низких роуминговых тарифов: недобор даже 500-600 млн рублей в год вследствие их уменьшения покроется ростом общей выручки, который у «МегаФона» составляет 13-15% год к году и будет никак не меньше 29 млрд рублей в 2012 году. Зато увеличение лояльности существующих и рост притока новых клиентов крайне важны именно в условиях практически предельной насыщенности сотового рынка в стране, в чем «МегаФон» видит главный смысл перспектив, связанных с эффектом от своей роуминговой политики.
Чего ждать от роуминга в России
Правда, внутри России удешевления услуг роуминга сотовым абонентам вряд ли стоит ждать. По словам Солодухина, это не будет возможным до того момента, пока действует нынешняя нормативная база, регулирующая порядок маршрутизации трафика в стране и взаиморасчетов операторов связи за него. Даже если абонент в роуминге в другом городе обслуживается в сети своего же оператора, тому приходится нести дополнительные расходы на обслуживание его входящих и исходящих звонков. Эти расходы неизбежны, когда такому абоненту звонят из сети стороннего оператора в его родном городе: звонящий абонент платит по обычному местному тарифу, а оператор несет расходы на такой звонок как на междугородный. В результате затраты на обслуживание этого звонка вырастают примерно в 1,5 раза по сравнению с местным. Такая же ситуация возникает, когда роуминговый абонент звонит из другого города в сеть стороннего оператора в своем родном городе. А возмещает оператору разницу затрат в обоих случаях именно роуминговый абонент.
Солодухин говорит, что можно было бы, например, брать с того человека, который звонит абоненту, находящемуся во внутрироссийском роуминге, плату не по местному тарифу, а по тарифам междугородной связи. Тогда затраты оператора возмещал бы звонящий абонент, а для роумингового абонента входящий звонок мог бы стать бесплатным, как и дома. Но этого, во-первых, не позволяет действующая нормативная база, а во-вторых, Солодухин не уверен, что все сотовые сети в России смогут поддерживать режим оперативного определения местонахождения адресата звонка с оповещением об этом звонящего абонента. Что же касается механической отмены ныне действующей схемы маршрутизации звонков через зоновый уровень связи, то, как считает Солодухин, это привело бы многих операторов фиксированной связи к финансовому краху, если не принять специальных компенсирующих мер. Поэтому просто отменить повышенные тарифы на внутрироссийский роуминг нельзя, это разбалансирует всю систему межоператорских отношений. Отмена роуминга внутри страны как понятия требует кропотливой работы над изменением нормативной базы, чего до сих пор не удалось сделать.
Advertology.Ru
10.02.2012
Комментарии
Написать комментарий