Столичные застройщики используют новые для России методы пиара
Ремонт храмов, обустройство парков, общественный контроль - столичные застройщики пытаются вести диалог с горожанами. Историк PR Владимир Мединском утверждает: "Это классический, отработанный способ, который изобрели в Америке. Называется community relations".
Во втором квартале 2012 года строительная корпорация «Баркли» планирует сдать жилой комплекс «Баркли парк». Его местоположение доставило девелоперам немало хлопот. Во-первых, на месте будущего дома находилась легкоатлетическая школа, так что одним из условий строительства было наличие в комплексе спортивного центра для городских нужд. Во-вторых, дом граничит с Екатерининским парком, который был разбит еще в XVIII веке. Так что в начале работы над проектом компания предложила частично обустроить парк. «Это не было условием инвестиционного конкурса. Это собственная инициатива компании, которая была продиктована стремлением создать более комфортные условия проживания», - объяснил заместитель генерального директора по коммерческой политике корпорации «Баркли» Дмитрий Земсков. Впрочем, конкретных планов благоустройства парка пока нет.
Концерн «Крост», который занимается застройкой будущих микрорайонов, построил в жилом комплексе Wellton Park в Хорошево-Мневниках детский сад с бассейном и гимнастическим залом. После чего передал его муниципалитету.
Осенью 2009 года на площади Тверская Застава открылся бизнес-центр «Белая площадь» - совместный проект компаний Coalco Development и AiG/Lincoln. Одновременно закончилась реставрация старообрядческого храма Николы Чудотворца, в двух шагах от нового комплекса. Елизавета Козуб, PR-директор архитектурного бюро ABD architects, проектировавшего «Белую площадь», рассказала, что ремонт кровли и фасадов храма выполнялись по инициативе и за деньги девелоперов.«Хотя там была не реконструкция, а косметический ремонт», - добавила Козуб.
С вопросом о том, насколько такое внимание к нуждам населения - обычная практика, я обратился к политику, историку PR Владимиру Мединскому. Он ответил, что тут нет ничего нового. «Это классический, отработанный способ, который изобрели еще в начале XX века в Америке, - сказал он. - Называется community relations. На эту тему в Голливуде даже сняли фильм "Эрин Брокович", про строительство химического завода. Посмотрите, если не видели. Даже если рядом с вами будут добывать уран открытым способом, всегда на местности найдутся несколько человек, которые будут считать, что это благо. Их мнение - тоже общественная позиция, и ей можно воспользоваться. Очень эффективный, надо сказать, способ».
Самый свежий пример community relations в Москве - история с «Детским миром», страсти вокруг которого достигли небывалого накала. В конце 2011 года компания «Галс-Девелопмент» обнародовала проект реконструкции здания, который вызвал возмущение у движения «Архнадзор». По мнению его представителей, «Детский мир», памятник архитектуры 1950-х годов, после такой реконструкции потеряет исторический облик, превратившись в подделку.
В разгар дискуссии «Галс-Девелопмент» заявила, что для общественного контроля создан наблюдательный орган под названием «Родительский комитет». Его сопредседателями стали художественный руководитель киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский и экс-ведущая передачи «Спокойной ночи, малыши» Татьяна Веденеева. Как было отмечено в заявлении, «эти люди имеют прямое отношение к теме детей и не могут равнодушно относиться к возрождению легендарного символа детства». В комитет входит около десяти человек, среди них обозреватель «РИА-Новости» Ирина Ясина, телеведущий Глеб Шульпяков, историк Максим Коробко и другие.
16 января «Родительский комитет» уже сам заявил о себе в Общественной палате, где состоялись слушания, посвященные судьбе «Детского мира». Несмотря на двухчасовые прения, стороны не пришли к компромиссу: представители «Галс-Девелопмент» обещали продолжить работы по демонтажу внутренних конструкций, ссылаясь на разрешение от Департамента культурного наследия Москвы. Члены «Архнадзора», в свою очередь, собирались направить мэру резолюцию с требованием остановить работы. Мнение «Родительского комитета» озвучил Борис Грачевский:
- Меня позвали, чтобы я защищал этот проект с точки зрения детей, - объяснил режиссер. - Ребенок изменился глобально. Все эти белочки на стенах у него вызывают совершенно другие ассоциации, чем у нас. И вообще - вам шашечки или ехать? «Галс» делает все возможное, чтобы сохранить лучшее, построить детский дворец, а вы...
Вечером того же дня я беседовал с обозревателем детской литературы Ксенией Молдавской (она также входит в «Родительский комитет»). Первым делом спросил, как ей слушания в Общественной палате?
- Вы, конечно, скажете, что я продалась «Галсу», но мне кажется, все, кто выступали за консервацию работ, говорили не по делу, - ответила Ксения. - Создавалось впечатление, что они хотят получить заказ на экспертизу и проект. А вот главный инженер проекта меня убедил. Если там действительно подтопление, то надо срочно укреплять здание, подводить эту монолитную плиту, иначе оно спокойненько ляжет, пока мы тут дискутируем.
- А как вы попали в комитет?
- Меня пригласили, и я согласилась, потому что для меня очень важно, чтобы в центре Москвы сохранился объект именно для детей. В декабре нам, членам комитета, устроили очень интересную поездку в Англию и Америку, показывали крупнейшие детские магазины Лондона и Нью-Йорка. Некоторые из них находятся в старинных зданиях, и, по правде говоря, там довольно тесно.
В конце разговора я спросил, не собирается ли Молдавская покинуть «Родительский комитет» после дискуссии в Общественной палате. Она ответила, что не собирается. Не успел я повесить трубку, как позвонила советник президента компании «Галс-Девелопмент» Анастасия Подакина и поинтересовалась, почему я звоню членам комитета и задаю им неэтичные вопросы.
Наш диалог продолжился и на следующий день, в ходе пресс-конференции «Родительского комитета». Тут я смог задать неэтичные вопросы уже самой Анастасии.
- «Галс-Девелопмент» платит членам «Родительского комитета» или все совершается по зову сердца?
- Да, по зову сердца, все бескорыстно.
- А в Лондон и Нью-Йорк они ездили за счет компании?
- За счет компании. Поскольку речь идет о том, чтобы сделать «Детский мир» уникальным, надо ведь понимать, чем он отличается от других магазинов. Сразу по возвращении состоялось совещание, и по его итогам полностью изменилась концепция застройки верхних этажей, концепция наполнения центрального зала...
- То есть члены комитета разрабатывают концепцию будущего «Детского мира»?
- Они подавали идеи. Они же не разработчики, не профессиональные концептологи, которые делают коммерческое предложение. Мы воспринимаем объект на Лубянке как социокультурный, а не только как девелоперский. Мы понимаем, что в формировании его будущего облика - не только внешнего, но и внутреннего - должны принимать участие люди, не имеющие отношения к девелопменту.
Проблема внешнего и внутреннего облика стояла на пресс-конференции довольно остро. Борис Грачевский вновь говорил о несвоевременных белочках на стенах «Детского мира». Затем достал из пакета коричневого медведя и объявил, что ему 60 лет.
- Посмотрите, какой жуткий, страшный...
- Хороший! - не согласился пресс-центр.
- Да какой он хороший! - взорвался режиссер. - Нельзя просто сидеть и умиляться детским воспоминаниям! Нельзя превращать детский магазин в музей! Надо строить радостное, многофункциональное здание!
Историк Максим Коробко заявил, что дискуссия по поводу «Детского мира» поднята искусственно.
- Сейчас в Москве масса объектов, которые действительно следует спасать. И вдруг почему-то все зацикливаются на интерьерах пятидесятых годов. У нас любят заниматься предметом охраны, когда уже приехал экскаватор.
- Я сама люблю антиквариат, старинные предметы и города, - призналась Татьяна Веденеева. - Я прочла в интернете, что заявил «Архнадзор». Люди совершенно не понимают мира, в котором живут.
После пресс-конференции члены «Родительского комитета» подписали обращение к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой оказать личное содействие проекту «Галс-Девелопмент».
«Похожую ситуацию мы видели, когда происходил скандал вокруг театра "Геликон-опера" и была снесена усадьба Глебовых-Стрешневых-Шаховских, - сказал мне по телефону координатор движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин. - Тогда театр мобилизовал некоторое количество своих знакомых и друзей: кто-то составлял письма, кто-то приходил на градостроительные совещания, кто-то давал комментарии прессе и сочинял слоганы. Или вот Михаил Боярский и Владимир Бортко высказывались за небоскреб на Охте, в Санкт-Петербурге. Теперь им не очень ловко за свои слова. Это практика, созданная еще Лужковым. Он любил столкнуть лбами разные отряды культуры. Ему было интересно посмотреть, кто с кем будет сражаться и чья возьмет. Очень хочется, чтобы "випы" не принимали участия в вандализме. Лучше, если бы они держались от греха подальше. Буквально - подальше от греха».
Advertology.Ru
20.01.2012
Комментарии
Написать комментарий