Посетитель дарит кофе
В кофейнях и барах завелся старый неаполитанский обычай - подвешивать кофе. Гость может для себя купить одну порцию, а оплатить несколько. Ими воспользуется любой пришедший.
Подвешенным или висящим кофе в России называют Un caffe sospeso. По-итальянски "подвешенный" совпадает по звучанию с эспрессо. В русском языке сохранить игру слов невозможно. Правильнее было бы называть кофе оставленным. Рассказывают, что в Москве на Сретенском бульваре всего за какой-то месяц обычай прижился. Обеспеченные студенты столичных вузов оставляют кофе. За ним приходят аккуратные бабушки-пенсионерки, не тратят ни копейки и уходят благодарными.
Судя по отзывам в Cети, в России уже не менее 10 заведений, в которые можно заявиться и совершенно спокойно попросить бесплатный кофе. Пропагандистом кофейного обычая в Италии считается Тонино Гуэрра, писатель и сценарист, работавший с Феллини и Антониони. В России обычай подхватила радиостанция "Серебряный дождь". Для продвижения обычая нужно немного: скачать стикер акции, приклеить его на стену заведения, чтобы гости понимали: здесь можно купить кофе себе и ближнему. Еще нужна доска учета. На ней бармен мелом отмечает, сколько "лишнего" кофе куплено и сколько востребовано.
В баре "Веселый Роджер", который на многочисленных форумах пользователи рекомендуют друг другу как первое в Петербурге заведение с подвешенным кофе, нужных опознавательных сигналов нет. И это сразу расстраивает. Но все равно спрашиваю у барменши: "У вас есть подвешенный кофе?" - "Какой?!" - "Подвешенный. Ну, бесплатный", - смущаюсь я. Приветливая улыбка барменши становится надменной, но я не теряю надежды: "А я могу купить подвешенный кофе? Для кого-нибудь?" - "У нас - нет", - отвечает девушка, и я ухожу ни с чем.
"Ну вот видите, персонал у нас не знает еще, хотя я всю неделю им объяснял", - жалуется генеральный директор "Веселого Роджер" Виктор Викторович.
Управляющий кафе "Большая медведица", в котором я, полистав форумы, тоже надеялась найти бесплатный кофе, категоричен: "Нет, не было и не будет". Похоже, когда речь идет о чем-то бесплатном, управляющие заведениями общепита делятся на две неравные категории: скептиков и альтруистов.
Скептики уверены, что на халяву сбежится контингент не то что с улицы, а с самого ее дна и испортит ауру и имидж заведения. Альтруисты, как Виктор Викторович, считают, что "не те люди" форумов не читают, в Facebook не заходят и им даже в голову не придет спрашивать подвешенный кофе. Более того, похоже, и продвинутой публике подвешенный кофе не особенно-то нужен: в "Веселом Роджере" за 3 недели с момента участия в акции подвесили пять кофе, а не взяли ни одного, рассказал Виктор Викторович.
"Люди подвешивают больше кофе, чем берут, - соглашается Антон Вдовиченко, бариста кафе «Книги и кофе», тоже подхватившего модную тенденцию. - У нас сейчас висит пять чашек, а в первую неделю акции бывало по семь и восемь".
Что движет людьми, которые подвешивают кофе? Кто-то помнит себя в стесненных обстоятельствах, а кто-то "прочищает карм", зарабатывает бонусы на черный день. Студенты подвешивают кофе для себя, на будущее, рассказывает Антон.
"Себестоимость чашки кофе в России составляет 13-14 рублей", - знает Максим Макшанов, генеральный директор Coffeeshop company. Получается, что, продавая дополнительные порции, заведение увеличивает ежедневную выручку. Эспрессо стоит 60-80 рублей. Если он остается невостребованным, получается, что наценка на порцию без особых усилий со стороны рестораторов вырастает до 1000%.
"Подвешенный кофе - это скорее маркетинг, чем социальный тренд. В России нет традиции посещать кофейни, как в Италии. У нас этот обычай вряд ли приживется", - считает Максим Макшанов.
Россию называют традиционно чайной страной. Зато она занимает первое место в мире по количеству потребляемого растворимого кофе. Если верить официальной статистике, порошковый кофе пьют 74-75% населения.
Advertology.Ru
26.12.2011
Комментарии
Написать комментарий