Google Plus, Facebook – минус?
Казалось, рынок социальных сетей уже перенасыщен. Такие глобальные ресурсы, как Facebook, Twitter, Myspace, LinkedIn и сотни локальных сетей удовлетворяли интересы подавляющего большинства пользователей, рекламодателей, брендов.
И, тем не менее, компании Yahoo, AOL и другие капитаны интернет-бизнеса серьезно хотели создать доморощенные социальные ресурсы. А Google не только хотел, но и создал - самую быстрорастущую за всю историю социальную сеть Google Plus. Станет ли онлайн-ресурс одним из главных драйверов развития всего интернет-рынка или же суперпроект компании Сергея Брина и Ларри Пейджа ожидает чудовищный провал?
Социальная сеть Google Plus обречена. С таким заявлением через некоторое время после официального запуска нового интернет-ресурса выступил известный ИТ-инвестор из США Роджер МакНейми, вложивший деньги в Facebook и Palm. Он уверен, что сервис не сможет собрать количественную и качественную аудиторию, способную составить реальную конкуренцию социальной сети №1 в мире - Facebook. «Мы не тратим время на беспокойство по поводу Google Plus, мы предпочитаем беспокоиться о нашем собственном проекте», - вторил ему директор игрового направления Facebook Шон Райан.
И действительно, на первый взгляд, до лидеров Google Plus (или «Google+») и сейчас ещё далеко. Число пользователей социальной сети Facebook составляет почти 800 миллионов, в сервисе микроблогов Twitter зарегистрировано порядка 200 миллионов, профессиональная социальная сеть LinkedIn набрала примерно 120 миллионов. Но учитывая тот факт, что Google Plus всего лишь за несколько месяцев существования преодолел отметку в 40 миллионов пользователей, конкуренты уже забеспокоились. Более того самая быстрорастущая социальная сеть в мире меньше чем за месяц со дня запуска перешагнула планку в 25 миллионов пользователей. Для сравнения: Facebook понадобилось около трех лет для такого же числа регистраций, а Twitter - примерно 2,5 года.
Разумеется, таким результатам способствовала агрессивная политика Google по всем фронтам: разработки и инновации, брендинг и маркетинг. Также интернет-гигант сразу усилил интеграцию новой соцсети со своими же крупнейшим в мире поисковиком, популярным почтовым сервисом Gmail, ведушим видеохостингом YouTube и т.д. И процесс такой синергии взаимовыгоден. Так, Google+ интегрировался в свой поисковик в том числе и для того, чтобы увеличить ценность самой поисковой системы Google, что позволит в этом сегменте наращивать свою ведущую роль в мире.
«Главная проблема Google в том, что они считают, что умеют все. - Говорит в беседе с Branded Денис Терехов, генеральный директор агентства «Социальные сети». - Google, безусловно, глобальный лидер в сегменте поисковых и почтовых сервисов, но вот с социальными сетями пока не все в порядке. Все помнят, как масштабно анонсировался и запускался сервис Buzz, который потом пришлось закрыть вовсе. По факту, мне кажется, мы стали свидетелями того, как большой почтовый сервис конвертировал доли процента своих пользователей в какой-то внутренний социальный сервис».
Конечно, команда креаторов и программистов, взяв на вооружение лучшие идеи из мира социальных сервисов, позаботились и о собственных «фишках» и нововведениях. Как загадочно заявил Вик Гандотра старший вице-президент Google по разработкам: «Если вы играете по одним правилам с противником - выиграть очень трудно. Мы будем формировать другую игру».
Надо сказать, что в третьем квартале 2011 выручка Google увеличилась на 33% и составила 9,72 миллиарда долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По мнению экспертов такие резервы вполне позволяют интернет-гиганту инвестировать в свои лучшие проекты большие бюджеты и не стремиться зарабатывать здесь и сейчас. Так, Шон Райан из Facebook уже заявлял, что Google копирует у его компании многие идеи, и, в частности, игровой раздел. Его не сильно беспокоило и то, что Google пообещали отдавать разработчикам 95% доходов от игр, тогда как Facebook (равно, как и российские социальные сети) забирают у разработчиков около 30% доходов. Кроме того в начале октября самая популярная на Facebook игра CityVille стала доступна и на сайте ее разгоняющегося конкурента.
Но, несмотря на публичную браваду, для участников рынка уже не секрет, что Facebook на полную мощь развернул свои «орудия» в гонке интернет-вооружений и PR-активности. И недавние заявления основателя и гендиректора Facebook Марка Цукерберга о том, что соцсеть по показателям ежедневной аудитории портала превысила 500 миллионов уникальных пользователей, тому подтверждение. «То есть речь уже ведётся не только о количестве зарегистрированных пользователей, но и об их активности, о качестве аудитории» - поясняет Branded топ-менеджер крупной интернет компании.
Что касается качества аудитории и активности пользователей, тут дела у Google+ развиваются не столь стремительно, как им хотелось бы. Большинство людей регистрируются в этой сети, прежде всего, из любопытства, а удовлетворив его, возвращаться не спешат. К такому выводу пришли аналитики компании Bime Analytics, проверившие в конце сентября 10 миллионов случайно выбранных аккаунтов в Google+. Исследование показывает, что 83% пользователей нельзя назвать «активными» - большинство из них посещает соцсеть далекое не каждый день, а некоторые вообще ни разу не посещали свою страницу после регистрации.
Заботясь не только об обычных пользователях, но и о привлечении компаний на просторы своей социальной сети Google дал возможность создавать брендированные страницы. В октябре-ноябре исследователи из BrightEdge оценили присутствие крупных мировых брендов в Google+ и Facebook. Исследование, составленное на базе Top-100 самых дорогих брендов от Millward Brown, выявило, что в социальной сети поискового гиганта присутствуют 61 из 100 лучших мировых брендов. Самым популярным среди пользователей брендом из этого списка, стал... разумеется Google, собравший 65 тыс. последователей. В совокупности лучшие 100 брендов мира привлекли на Google+ около 148 тысяч последователей. Facebook, которая обеспечивает брендам возможность поддерживать свои страницы уже не один год, может похвастаться 94% из 100 лучших брендов. 53% из них имеют ссылку на страницу Facebook на своем сайте, и только 12% ссылаются на своем сайте на страницы Google+. Любопытно также, что единственный бренд из Топ-100, страницы которого нет в этих соцсетях - Marlboro.
Стоит отметить, что пока наблюдается дисбаланс в половом различии аудитории Google+. По недавним показателям Social Statistics и Find People On Plus пользователями соцсети являются в основном мужчины, хотя доля женщин в последние месяцы возросла. Интересно, что зарегистрирован на интернет-ресурсе и аккаунт Марка Цукерберга, который меньше, чем за неделю своего пребывания в сети, собрал более 30 000 последователей.
Надо сказать, что широкомасштабные изменения под давлением активности конкурента стали заметны и для простых пользователей Facebook. К примеру, списки друзей, которые еще совсем недавно были закопаны где-то далеко в настройках, появились на видном месте.
Кроме того Google+ при создании соцсети внедрили концепцию «Кругов», которая позволяет разделить друзей и знакомых на группы общения, и с каждой из них можно делиться разным контентом. И, как ни странно, именно после появления этой соцсети наиболее продвинутые пользователи Facebook начали критиковать ее создателей за саму концепцию «друзей». Как известно, раньше в Facebook, если человек хотел читать в своей ленте сообщения от пользователя, который не был в его «френдсписке», то лучшим способом было добавление его в «друзья», перемешивая тем самым со всеми остальными. А этого многим не хотелось. В Facebook признали это упущение и дали возможность подписываться на обновления отдельных пользователей, не включая их в список друзей. Однако и ускоренное развертывание нововведений также вызвало недовольство многих пользователей Facebook, которые несколько потерялись в новых функциях. В частности, недавно острую критику вызвали обновления в ленте новостей. И все же разработчики соцсети №1 ожидают, что благодаря новым функциям и сервисам люди будут проводить на сайте больше времени, за счет чего Facebook сможет, в том числе, сделать свою платформу ещё более лакомой и для рекламодателей.
«Мне кажется, что рекламодателям при выборе площадок и коммуникационных решений, нужно ориентироваться не только и не столько на моду, сколько на традиционные показатели эффективности: цену контакта, охват, таргет и т.д. - Уверен Денис Терехов. - А что выбирать: новый Google Plus или старый Facebook - это, как говорят маркетологи, всего лишь инструментарий».
По всей видимости, рассудив, что кроме создания и совершенствования собственных сервисов, стратегически важно предоставлять пользователям и принципиально новые опции, руководство Facebook продолжает линию конвергенции со своими партнерами. Так, в октябре была завершена сделка по покупке за 8,5 млрд долларов Skype компанией Microsoft, которая также является акционером Facebook. И недавно эта служба интернет-телефонии ввела новую функцию, которая позволяет пользователям делать видеозвонки друзьям в сети Facebook. Участники рынка говорят об этом, как о своеобразном слиянии с глобальной сетью, так как Facebook насчитывает более 800 миллионов пользователей, а Skype - 170. Помнится, компании еще в июле планировали ввести функцию видеочата на Facebook после того, как не кто иной, как Google Plus включил у себя функцию видео. Теперь набор средств коммуникации дополнен аудио- и видеозвонками с компьютеров, ноутбуков и смартфонов.
Соответственно, в ближайшее время рынок ждут нововведения, которые будут касаться не только внутреннего устройства социальных сетей, но и «внешних» инноваций. Так, по сообщениям из неофициальных источников, вскоре ожидается еще один «залп» Google по укрепленным позициям Facebook. Поисковый гигант готовит спецприложение для чтения новостей на мобильных устройствах. На данный момент здесь «правят балом» решения, основанные на данных Facebook и Twitter.
Впрочем, даже если Google plus в ближайшие годы и не сможет даже приблизиться вплотную к Facebook ни по количеству, ни по качеству аудитории, к чему есть объективные предпосылки, убийственное расстройство компанию Сергея Брина и Ларри Пейджа вряд ли постигнет. Известно выражение гуру маркетинга Джека Траута, что на длинной дистанции, как правило, остаются только два главных лидера. А второе место по доле рынка и по симпатиям пользователей, предпочтениям рекламодателей, популярности среди брендов на таком динамично развивающемся рынке как сфера социальных сетей - тоже куш, за который стоит биться.
Advertology.Ru
22.11.2011
Комментарии
Написать комментарий