Открылась первая в Беларуси студия нейминга
Группа компаний Fabula открыла первую в Беларуси студию нейминга - профессиональной разработки названий для торговых марок и компаний - Naming.by.
Таким образом, нейминг по рецептам «высокой рекламной кухни» теперь доступен и белорусскому бизнесу.
Почему нейминг нуждается в обособлении от других услуг в сфере брендинга и чем обусловлено появление Naming.by? Здесь будет уместно провести аналогию. Например, французы, известные на весь мир поклонники изысканной кухни, в списке кулинарных профессий выделяют и соусье - мастера по приготовлению соусов, и лежемье - специалиста по работе с овощами, и фритюрье - повара, занятого исключительно обжаркой в масле. Всего более 2 десятков вариаций! Достаточно сравнить это профессиональное разнообразие с традиционной отечественной классификацией, в которой «имен собственных» удостоились лишь кондитер, пекарь и кашевар.
Вывод очевиден: чтобы получить изысканное блюдо, достойное гурмана, необходимо разделение труда... и обязанностей. «Кулинария» брендинга - далеко не исключение. Тем более, если речь идет о нейминге - специализации, требующей от мастера истинно шеф-поварского искусства.
Рассказывает руководитель студии Naming.by Ольга Кашкан, первый в Беларуси дипломированный специалист по неймингу: «Ключевым словом в определении нейминга как разработки названий является слово «профессиональная». Ведь создание неймов подразумевает не стихийное их «придумывание», а генерацию имен по конкретным параметрам, с использованием тех или иных нейминговых технологий, в том числе и финальный «естественный отбор» - «просеивание» по множеству маркетинговых и лингвистических фильтров, а также, разумеется, предварительная проверка по патентным базам».
Клод Хопкинс, гениальный рекламист начала прошлого века, как-то сказал: «Лучшее название - само по себе достойная реклама». Эти слова не утратили актуальности и сегодня. Именно от нейма торговой марки, как от абсолюта, должен исходить дизайн ее логотипа и фирменный стиль. На Западе это поняли еще в прошлом столетии. В 1982 году в США было создано самое известное на сегодняшний момент агентство Lexicon, специализирующееся исключительно на нейминге. Востребованность подобной бизнес-модели легко оценить по фактам: рожденные Lexicon бренды в совокупности стоят сейчас более 100 млрд долларов - а их за эти годы было создано около 2500. В Беларуси инициатором аналогичного проекта Naming.by стала группа компаний Fabula.
Рецепты правильного нейминга
Сегодня новым торговым маркам и компаниям важно не просто выйти на рынок - важно максимально отстроиться от других его участников. Грамотный нейминг позволяет сформировать свежее впечатление о продукте, закрепить за ним нужные ассоциации и выделить из массы однотипных сородичей. В процессе изучения конкурентов становится понятным, что, к примеру, новой марке молочных продуктов совершенно неразумно выходить на рынок с типичными «молочными» неймами. Ведь уже существуют и «Молочный мир», и «Молочный гостинец», и «Молочная страна», и множество других нейминговых клонов. С такого молочного нейминга не только нельзя снять сливки в виде узнаваемости - напротив, без верной стратегии продвижения он может забить шайбу в собственные ворота: потребитель не будет углубляться в проблему стирающихся нейминговых различий, и проголосует в пользу «одного из», а не конкретного продукта.
Фантазийные названия дают фору уже существующим языковым единицам: ведь они не просто презентуют продукт с неожиданной, нестандартной стороны, но и гораздо легче проходят финальное испытание - регистрацию в базе товарных знаков. Так, за 4 месяца работы Naming.by специалистами студии было создано комплексно порядка 15 торговых марок, включая, естественно, нейминг: колбаски к пиву Beerбаски, диетические хлебные палочки Grazione, устройство для переоборудования автомобиля на газ MadaGasCar, расширяющая пространство мебель для дома «3DOM», классическая одежда для женщин Viva Lady, сеть булочных «ХлебНицца», осевой высокоточный инструмент Metallekt и др.
Положительные отзывы клиентов, уже успевших «распробовать» вкус нейминга «а-ля натюрель», свидетельствуют о верном подходе белорусских первопроходцев. К примеру, Татьяна Столяр, руководитель службы маркетинга ОАО «Златогор», так описывает свои впечатления от работы с Naming.by:
«Специалисты Naming.by разработали для нас концепцию и торговую марку хлебных палочек Grazione. Нам было предложено около 20 вариантов сильных названий, каждое из которых подкреплялось грамотной аргументацией. Все представленные неймы - фантазийные, новаторские. В итоге победило наше желание подчеркнуть итальянскую родословную продукта, его «грациозные» свойства и право занять достойное место в рационе каждой следящей за собой женщины. Бесспорным бонусом стало созвучие наших Grazione и итальянских гриссини».
Владимир Провальский, директор ООО «АМП-Техно Логойск»:
«Честно говоря, мы впервые столкнулись с таким профессионализмом и оперативностью в работе с креативным агентством. Задача заключалась в разработке торговой марки высокоточного осевого инструмента «под ключ». Признаться, мы не знали, что выбрать - практически все варианты соответствовали стратегии нашего бренда. В результате было выбрано одно название для всей деятельности - Metallekt (металл + интеллект) и еще три нейма для суббрендов. Меньше месяца понадобилось команде Naming.by, чтобы разработать сильное название, логотип и фирменный стиль для нашего предприятия. Торговая марка была оперативно подана на регистрацию, а мы приобрели то, что должно быть у каждой уважающей себя компании, - выразительное «лицо», миссию и философию, заключенную в мощном нейме и узнаваемой айдентике».
Юлия Фальковская, ведущий менеджер компании FC Commerce (Польша):
«Мы обратились в студию Naming.by со сложной задачей - разработать название для электронного блока управления переоборудования автомобиля на газ, которое бы удовлетворяло двум условиям - отстройка от конкурентов (как правило, это названия типа MotoGas, LogoGas и др.) и четкое указание на сферу деятель-ности. Когда в ряде вариантов нам было предложено MadaGasCar, радости нашей не было предела. Вот оно, наше название: солнечное, теплое, позитивное, по звучанию совпадающее с названием острова, и в то же время с четко считываемыми блоками - Gas и Car - ключевыми словами нашей товарной группы».
Что ж, видимо, для Беларуси настало время отказаться от рекламного фаст-фуда и войти в круг ценителей хорошей бренд-кухни - начав с нейминга. Ведь именно Слово было в начале.
Advertology.Ru
13.10.2011
Комментарии
Написать комментарий