Есть мнение ...

Перегон в метро

Перегон в метро

Владелец автохолдинга "Гема" Александр Геллер спутал карты столичным рекламщикам. Аффилированная с ним структура явно переплатила за монополию в Московском метрополитене. Для чего новичку без опыта работы в рекламном деле новый непрофильный бизнес?

Аукцион на право размещения рекламы в метро до 2016 г. длился не более десяти минут. Стартовая цена в полтора раза превышала отчисления предыдущего оператора подземки, компании "Олимп" за прошлый год - 1,59 млрд руб., но, несмотря на это, в конкурсе участвовало пять коммерческих структур. "Олимп" (выручка за 2010 г. оценивается в 2,5 млрд руб.), единственная из них профильная рекламная компания, работавшая в метро с 2003-го, перестала торговаться, когда цена приблизилась к 2 млрд руб. "После этой цифры бизнес становится нецелесообразным", - объяснял по завершении торгов коммерческий директор "Олимпа" Альберт Теплицкий. А лавры победителя достались неизвестному ООО "Авто Селл", предложившему за контракт 2,38 млрд руб., что сопоставимо с суммарным рекламным оборотом столичной подземки в прошлом году. "Это загадка как для вас, так и для меня", - высказался о победителе глава департамента СМИ и рекламы столицы Владимир Черников.

"Авто Селл" представляли мужчина и женщина, даже не назвавшие своих имен. Но присутствовавшие на аукционе журналисты предположили, что дама - сотрудница автохолдинга "Гема" Ирина Тарасова, являющаяся единственным учредителем ООО "Авто Селл". Новый рекламный подрядчик Московского метрополитена зарегистрирован по тому же адресу, что и структуры "Гемы" бизнесмена Александра Геллера. А на рынке появились две версии столь неожиданной покупки: или сделка состоялась "в интересах третьих лиц", за которыми, возможно, стоит крупный игрок столичного рекламного рынка или кто-то из чиновников, или речь идет о диверсификации бизнеса владельца автомобильного холдинга. Но обойдется она очень дорого: до 2016 г. "Авто Селл" должен будет выплатить метрополитену минимум 14 млрд руб. плюс аренда рекламных щитов или их замена. Выходит слишком накладно, если это не поможет Александру Геллеру с преференциями в его основном логистическом и дилерском бизнесе.

Езда без страховки

Делать деньги на автомобилях бывший офицер ВДВ Александр Геллер начал в 1992-м, самостоятельно гоняя иномарки из Европы. Спустя три года он открыл несколько автосалонов и основал собственную фирму. Тогда же он приобрел пару подержанных грузовиков Scania для доставки иномарок в свои салоны. До 1998 г. "Гема" занималась в основном продажей автомобилей, но затем бизнесмен решил освоить новое направление - специализированные перевозки: рентабельность автовозов в три раза выше обычных трейлеров, а тарифы - примерно в два раза больше. Поняв, что это золотая жила, "Гема" постепенно стала увеличивать автопарк и предлагать свои услуги другим дилерам.

Единственным конкурентом компании на тот момент являлись финские автовозы. Чтобы отвоевать себе место, Александр Геллер начал демпинговать - он брал с клиентов по $5000 за рейс, что было на треть дешевле цены финнов. В течение трех лет предприниматель фактически вытеснил с наших дорог финские автовозы, а в конце 1990-х договорился с автомобильным концерном SAAB, став официальным дистрибьютором шведов в России. К началу 2000-х годов "Гема" являлась крупнейшей логистической компанией с самым большим парком автовозов, что позволяло диктовать свои условия импортерам. Примером Геллера воспользовались и другие игроки, начавшие постепенно осваивать этот сегмент. На рынке стала ощущаться конкуренция, но масштабы работы соперников тогда нельзя было сравнить с "Гемой".

Упадок компании как автоперевозчика начался весной 2006-го. И в первую очередь он был связан с расторжением контракта с основным партнером - автомобильным концерном Ford. Тогда Александр Геллер приказал остановить транспортировку машин, что привело к блокированию на складах и стоянках более 3000 авто, принадлежащих автоконцерну. Столь радикальные меры были вызваны тем, что, по мнению бизнесмена, Ford задолжал "Геме" $4,5 млн. Автопроизводитель не сдался без боя и предъявил встречные требования на $3,5 млн за ущерб при транспортировке. "Отказ от такого крупного клиента - самонадеянный шаг, холдинг был единственным дистрибьютором Ford, - рассказывает Марина Карасова из логистической компании RLS. - Разногласия произошли из-за того, что автоконцерн не страховал свою продукцию и вычитал деньги за любые повреждения автомобилей при перевозке у "Гемы". Очевидно, Александра Геллера это не устраивало, и, решив, что объемы перевозчик не потеряет, он расторг контракт. Другой причиной разрыва отношений с Ford участники рынка считают возникшие между компаниями разногласия по вопросам транспортировки, в результате которых увеличилось время доставки автомобилей в Россию из Западной Европы. Сотрудник одного из дилерских центров рассказал "Ко", что задержки были связаны с проблемами "Гемы", испытывавшей тогда нехватку автовозов. Это и привело к отказу от ее услуг Ford Motor Company.
Материальные претензии оказались только половиной беды. Ford быстро нашел замену "Геме", заключив контракты с ее основными конкурентами - "Автологистикой" и "Эксис". Эти компании не дремали и по примеру первопроходца активно наращивали автомобильные парки. Если в 2004 г. у них было примерно по сотне автовозов, то уже к 2006 г. они увеличили свой парк в два раза. С того момента ситуация на рынке коренным образом изменилась.

До финансового кризиса 2008 г. Forbes прочил Александру Геллеру место в рейтинге 100 богатейших бизнесменов России. По итогам 2008 г. в рейтинге журнала "Финанс", господин Геллер опередил и хозяина автомобильного дилера Musa Motors Бориса Тетерева (6,1 млрд руб.), и совладельцев холдинга "Атлант-М" Игоря Мальгина и Олега Хусаенова (6,4 млрд руб.), и владельца автодилера "Независимость" Романа Чайковского (8,6 млрд руб.). Состояние Геллера два года назад оценивалось в 9,8 млрд руб. Он не попал в первую сотню Forbes, но, несмотря на минувший кризис и утрату былого авторитета как автоперевозчика, по итогам 2010-го состояние Геллера составляло около 11 млрд руб. Каким образом предпринимателю удалось заработать 

Смена курса

За время становления главного бизнеса Александр Геллер успел переключить свое внимание и на другие направления, не до конца вписывавшиеся в основной профиль. "Он имеет стратегическое видение для вхождения в те отрасли, на которые раньше никто не обращал внимания, - рассказывает "Ко" бывший сотрудник "Гема Моторс" Вагиф Бикулов. - Например, он первым привел в Россию зарубежную компанию, занимающуюся прокатом автомобилей. Этот бизнес был довольно успешен, но в кризис Геллер от него избавился, немного повздорив с партнерами".

Постепенно был создан многопрофильный холдинг, который, помимо транспортной фирмы "Гема-Транс-Логистика" и торговой "Гема Моторс", включил в себя строительную компанию "Гема-Инвест". Она, кстати, построила в Петербурге завод по производству автобусов Scania, выступив генеральным подрядчиком. Кроме этого, холдинг организовал собственный автобусный парк, сейчас обслуживающий посетителей торговых центров "Мега". Начиная с 2005 года "Гема" работает со Счетной палатой, с Управлением делами президента, Государственной думой и Федеральным собранием. Подконтрольная Геллеру компания "Счетспецтранс" предоставляет чиновникам легковые машины. Впрочем, связи и госзаказ не помогали холдингу, продолжавшему терять позиции. В рейтинге Европейской ассоциации дилеров "Гема" за 2008 г. опустилась с 10-го на 28-е место.

Некоторые эксперты полагают, что проблемы с падением оборотов холдинга заключаются именно в том, что он вобрал в себя массу непрофильных направлений. "Если владелец начинает распыляться на никак не связанные отрасли, страдает главное дело", - рассуждает главный редактор издания "Автобизнесревю" Сергей Баранов. По его мнению, репутация Александра Геллера среди игроков рынка оставляет желать лучшего ввиду непредсказуемости принятия решений. "У него все происходит внезапно: прекращение сотрудничества с General Motors, отказ от контрактов с Ford по перевозкам автомобилей, дилерство BMW", - говорит он. Один из бывших сотрудников "Гемы" также считает, что ее упадок напрямую связан с личностными качествами владельца. "Отличительной чертой господина Геллера является то, что обещание, данное им вчера, при определенном изменении обстоятельств сегодня уже не будет иметь веса. Это подтверждается на примере взаимоотношений с импортерами и историей с транспортным бизнесом. В свое время он был монополистом в России по перевозкам авто для дилеров. В результате его жесткой стратегии и желания зарабатывать как можно больше он потерял все позиции и связи", - отмечает собеседник "Ко". Между тем "Гема" продолжает оставаться дилером таких марок автомобилей, как Audi, Skoda, Mercedes-Benz, Volkswagen, BMW, Opel и Chevrolet.

После кадровой чехарды среди топ-менеджеров Геллеру удалось привлечь на работу Грэхема Морриса, который раньше возглавлял Rolls-Royce и был в совете директоров Rover и Audi. По мнению Сергея Баранова, новый глава автомобильного подразделения успешно налаживает работу и, возможно, сумеет ввести компанию в десятку крупнейших перевозчиков. Но почему Александр Геллер вдруг решил заняться продажей рекламы в метро? Генеральный директор Joe Verde Василий Жегалов, ушедший из "Гемы" в 2007 году, объяснил, что Геллер всегда старается лично контролировать все процессы, но, по-видимому, к продажам автомобилей он интерес утратил. "Этот бизнес не из простых и главным приоритетом Александра Ароновича никогда не был, - рассказывает Василий Жегалов. - Еще когда мы с ним работали, он говорил, что не является дилером и ему это неинтересно. Именно поэтому он начал "искать себя": занимался перевозками, строительством, открыл свой банк, транспортную компанию и прокатную контору".

Подземная дорога

Возможно, "поиски" и привели Геллера к созданию ООО "Авто Селл". Новость о том, что фирма, основанная всего за несколько месяцев до начала аукциона и подконтрольная закрытому автохолдингу, выиграла тендер на рекламные площади московской подземки, потрясла рекламщиков. Многие эксперты считают, что в столь неожиданном повороте читается характер Геллера. "Из-за непредсказуемости поступков остается непонятным, как он собирается делать бизнес на рекламе и зачем ему это необходимо, - отмечает Сергей Баранов. - С одной стороны, место шикарное, получить эксклюзив на всю рекламу в метро - мечта любого рекламного агентства. Но в минус играет отсутствие отраслевых контактов и опыта: ведь компания не имеет никакой специализации в этой отрасли". Эксперт полагает, что, если "Гема" и сможет воспользоваться открывающимися возможностями, это станет главным направлением и самым прибыльным бизнесом холдинга.

Один из экс-менеджеров "Гемы" в разговоре с "Ко" также не смог объяснить, зачем Геллеру, в бизнесе которого нет людей, связанных с рекламой, этот рынок. "Возможно, он рассчитывает на значительные рекламные бюджеты автопроизводителей, с которыми у него налажен контакт. Не исключено, что это выполнение какого-то заказа, т.к. за Геллером стоят влиятельные структуры", - говорит собеседник "Ко". Сергей Баранов также подтверждает возможность поддержки "сверху". "Естественно, с 2005 г. у Геллера наладились контакты с властью, так что вполне вероятно, что этот "бэкграунд" сыграл свою роль с истории с рекламой в подземке. Хотя, на мой взгляд, эти связи особо не помогут, потому что в рекламном бизнесе важна стратегия", - подчеркивает эксперт.
Необъяснимая стратегия началась с неоправданно высокой цены контракта, что сразу же повлекло за собой 30-процентное повышение цен на рекламу. Подобное изменение вызвало недовольство у многих рекламодателей, и некоторые из них полагают, что это приведет к росту цен и на другие виды наружной рекламы. По мнению креативного директора агентства "Папа" Андрея Чернышева, повышение цен может спровоцировать отток медийных средств из метро в другие каналы, даже несмотря на то, что подземка является самой эффективной площадкой с точки зрения объема аудитории. "Подорожание рекламных площадей метро может повысить интерес рекламодателей к наземному транспорту", - констатирует Андрей Чернышев.

"Авто Селл" оценивает потенциал подземки в 5 млрд руб. в год, то есть вдвое больше прошлогодней выручки "Олимпа". "Не ясно, каким образом совершенно новая компания без опыта работы в рекламе сможет заработать в разы больше, - недоумевает директор по закупкам нетелевизионных СМИ холдинга VivaKi Russia Алексей Василенко. - Подобная цифра - это очень большая часть от всего оборота наружной рекламы в России, и абсурдно полагать, что более 10% этого объема будет уходить только на московское метро". Кстати, в ближайшее время количество рекламы в подземке заметно сократится и по другим причинам. "Авто Селл" не сможет больше размещать там рекламу табака, что прописано в новом контракте. А на этот сегмент до сих пор приходилось 15-20% от общего объема размещений.
Похоже, мелочи, подобные отсутствию опыта, Александра Геллера не остановят. Такую уверенность один из экс-сотрудников холдинга объясняет именно наличием связей с властными кругами. "Геллер, скорее всего, попробует эту отрасль, но если что-то пойдет не так, он найдет способ уйти от финансовых обязательств", - полагает он.

Вариантов для маневра у Геллера не так много, единственное, на чем можно "выехать" из истории с метро, - реклама собственной компании. "В подземке довольно выгодно давать рекламу машин экономкласса, - рассуждает Марина Карасова. - Сейчас стратегия их нового коммерческого директора как раз связана с тем, чтобы вывести "Гему" в лидеры. Добиваться этого проще всего как раз на машинах экономкласса в связи с тем, что большинство людей, пользующихся метро, не обладают доходами, достаточными для покупки машин более высокого ценового сегмента".

ko.ru Евгения Загрецкая
Advertology.Ru

24.08.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.11.2024 - 20:39
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация