Apple как оплот лени, жадности и властолюбия
Фирма Apple одержала первую победу в масштабной войне против Samsung. Во всем Евросоюзе, кроме Нидерландов, запрещены продажи корейского планшета Galaxy Tab 10.1: дизайн слишком похож на iPad.
Но вообще трудно быть непохожим на iPad, если состоишь из одного экрана.
Суд города Дюссельдорфа (Германия) запретил продажи планшета Samsung Galaxy Tab 10.1 на территории всего Евросоюза, кроме Нидерландов. Samsung подают апелляцию, но запрет вступает в силу немедленно, и продажи уже остановлены; нарушение запрета грозит штрафом 250 тысяч евро за каждый планшет, либо двухлетним тюремным заключением менеджменту Samsung.
В Европе корейцев засудили за дизайн, хотя в США Appleсудится сразу со всеми андроид-гигантами (Samsung, HTC, Motorola) и сразу по всем фронтам: планшеты и телефоны, дизайн и интерфейс, софт и железки. Но в США дело будет тянуться еще долго - для того же, чтобы реально остановить продажи конкурента, купертиновцам понадобилась комбинация из особенно решительного суда (половина исков по интеллектуальной собственности в Европе подается в суд Дюссельдорфа, и изобретатель очень часто выигрывает) и тонкостей европейского права. Дело в том, что дизайн не патентуется, он является просто интеллектуальной собственностью, как песня или логотип. Интеллектуальная собственность защищается единым европейским законом, который позволяет вводить немедленный запрет на продажи по всей Европе (особняком стоят только Нидерланды, но и там Apple уже судятся), даже без участия в слушаниях Samsung; права же по патентам надо оспаривать в судах каждой страны Евросоюза, и результат может быть разным.
В основе запрета лежит именно дизайн, и это само по себе довольно символично. Планшет, как и смартфон с сенсорным экраном, - это новый класс приборов, и довольно очевидно, что все такие приборы должны быть похожи друг на друга, как похожи все компьютеры, кофемолки или холодильники. Трудно быть «непохожим», если состоишь из одного экрана.
Например, всей «типичной» бытовой техникой, всеми этими кремово-белыми округлыми тостерами, миксерами и кофеварками человечество обязано немецкой фирме Braun. Дизайн для Braun был создан представителями Ульмской школы, прежде всего Дитером Рамсом. Именно Braun одной из первых в мире выпустила компонентную стереосистему и разработала ее типичный внешний вид. Такая штука теперь есть в каждом втором доме. Braun придумали в свое время типичную стереорадиолу с прозрачной пластиковой крышкой (ее тут же нарекли «гробом для Белоснежки»), которая сменила старомодные ламповые приемники с проигрывателем наверху. Они же придумали успешно дожившую до наших дней типичную электробритву. Все европейские фирмы с удовольствием заимствовали их идеи, а Braun сохраняли лидерство на рынке, пока потребитель ценил их качество и предпочитал оригинал эрзацу. В конце концов, это просто было круто.
И это не единственный случай. До 1950-х годов типичный европейский электроприбор был прямым потомком техники, разработанной Петером Беренсом для AEG. AEG процветает и поныне. Новые сущности, которые придумали дизайнеры Баухауса и скандинавской органической школы, воплощаются всеми на свете, например, фирмой IKEA. Эти идеи для того и придумывались, чтобы, страшно сказать, менять мир и служить общему благу. И это никогда не мешало фирмам-производителям прекрасно все свои изобретения продавать. Что-нибудь похожее мы наблюдаем у фирмы Apple?
Apple тоже выдумывает новые сущности, за что им можно сказать большое спасибо. Но они хотят безраздельной власти, они стараются помешать прогрессу и застолбить эти сущности за собой. Представляете себе, какой был бы ужас, если бы все стереосистемы были только Braun? Позиция Apple - признак лени, жадности и властолюбия. Они не демиурги, которые создают новый мир (или делают мир лучше), они диктаторы, которые хотят подчинить его своей воле. Они не за прогресс, а против него, потому что они препятствуют развитию хороших идей и распространению этих самых новых сущностей. Apple умеют, как никто другой, делать супертонкие приборы, суперъяркие экраны, суперживучие батарейки и суперкрасивый интерфейс. Это сильные конкурентные преимущества. Но запретить конкурентов, конечно, гораздо выгоднее, чем их превзойти.
Advertology.Ru
23.08.2011
Комментарии
Написать комментарий