Кассир не нужен
"Ашан" запускает в России новые форматы: гипермаркеты без касс и магазины, где заказанные покупки сразу же загружают в машину. Задача - не только снизить издержки и удешевить товар, но и уменьшить время покупки.
В магазине "Наша радуга" в Калуге нет ни одной кассы. На выходе стоят сотрудники торговой точки со сканерами. В моей корзинке - минеральная вода и шоколадка. Сканировщик быстро считывает штрихкоды с продуктов и выдает талон. На нем указаны мои покупки и общая сумма - чуть более 50 руб. Я делаю несколько шагов к терминалу оплаты, сканирую свой талон и вставляю в специальную прорезь 100 руб. Терминал выдает мне сдачу и чек. Двери на выходе откроются только после его сканирования.
В российском продуктовом ритейле это пока первый бескассовый магазин. С необычными форматами "Ашан" начал экспериментировать в России в конце 2009 года и пока останавливаться не собирается.
Нетрадиционный подход
Россия, куда "Ашан" пришел десять лет назад, сегодня является для компании приоритетным рынком. По оценкам агентства Infoline, в 2010 году продажи российского "Ашана" составили 5,87 млрд евро, или 13,8% от общих продаж ритейлера. До сих пор сеть развивала гипермаркеты "Ашан", городские гипермаркеты "Ашан-Сити", супермаркеты "Атак". Все эти форматы в России существуют и у других сетей. Но в последнее время французский ритейлер начал экспериментировать с необычными для нашей страны форматами.
В следующем году компания откроет в Москве магазин для автомобилистов "Ашан-авто". Его французский аналог называется Auchan Drive - во Франции сеть с таким названием существует с 2006 года и насчитывает 34 магазина. Покупатель, заказав товары через интернет, может самостоятельно забрать их в магазине складского типа - товар в багажник автомобиля загрузят сотрудники ритейлера. В России первый такой магазин появится в Москве, его площадь составит 2 тыс. кв. м, ассортимент - 6-10 тыс. наименований (для сравнения, в гипермаркете "Ашан" - более 40 тыс.). Штат - 30-40 человек.
По словам представителей компании, вести речь об активном развитии этого формата можно будет не ранее 2013 года. Зато эксперимент с "Нашей радугой" уже можно считать успешным. Директор формата "Наша радуга" Брюно Гафар говорит, что компания до конца года построит третий такой магазин - в Московской области. На открытии первой "Нашей радуги" в 2009 году в Пензе генеральный директор "Ашан Россия" Жан-Пьер Жермен заявил, что при удачном старте в России могут быть открыты до 100 таких магазинов.
Кассовый сбор
"Ашан" использует системы самостоятельной оплаты покупок с 1999 года. У входа в любой французский "Ашан" установлена стойка с ручными сканерами. Их можно взять, вставив в кардридер специальную карточку покупателя (для ее получения нужно заполнить анкету). Покупатель, набирая товары, сам сканирует штрихкоды. После этого ему остается подойти к специальному терминалу на выходе из магазина, который считывает информацию со сканера и принимает деньги для оплаты покупки. Правда, своим покупателям даже во Франции верят не до конца. Во время первых четырех визитов в магазин "самостоятельного" клиента будут, скорее всего, проверять. К нему подойдет сотрудник магазина, попросит предъявить чек и проверит, все ли товары были пробиты. В дальнейшем контроль проводят случайным образом. На частоту проверок влияет, например, то, были ли у человека нарушения с оплатой. Сегодня во Франции самостоятельно оплачивают свои покупки около 10% клиентов "Ашанов".
Но в России на честность людей рассчитывать не приходится, поэтому систему для "Нашей радуги" видоизменили. Так, штрихкоды сканируют сотрудники магазинов, за оплатой товаров и выходом из магазина внимательно следит охранник. Кроме того, каждый терминал оплаты контролирует отдельная видеокамера.
Отсутствие касс - это все же западная технология. А вот другие новшества "Ашан" нигде до "Нашей радуги" не использовал.
Лучше меньше
Брюно Гафар объясняет свою главную задачу: товары в магазинах "Наша радуга" должны быть дешевле, чем у конкурентов и в других "Ашанах", а сами гипермаркеты обязаны приносить прибыль.
Чтобы добиться этого, компания решила снизить операционные расходы. Прежде всего, резко ограничить ассортимент - это позволяет существенно сэкономить на логистике. В "Нашей радуге" всего 10 тыс. наименований товара, из них 80% приходится на продовольственные. Все товары продаются в расфасованном виде, лежат в свободном доступе и снабжены штрихкодами. "У нас нет продавцов за прилавками, никто ничего не взвешивает и не нарезает. Иначе система самообслуживания была бы неэффективной",- говорит Брюно Гафар.
По оценке "Ашана", в "Нашей радуге" клиенты тратят на 40% меньше времени на оплату, чем в традиционных гипермаркетах: человеку не надо выкладывать товар на кассу, а сам терминал оплаты работает быстрее живого кассира.
Магазин экономит и на персонале. Например, в "Нашей радуге" работают всего 95 человек. "В "Ашан-Сити" и у конкурентов в магазинах с аналогичной площадью на 25- 30% больше сотрудников",- утверждает Брюно Гафар. У персонала в "Нашей радуге" нет четкой специализации. Когда в магазине собирается много клиентов, большая часть сотрудников переходит в зону сканирования. Если людей мало, они работают в зале: раскладывают товар, проверяют срок его годности. "Уменьшение количества персонала на 30% дает высокую экономию на операционных расходах. Это позволяет уменьшать затраты, а следовательно, держать более низкие цены. Цены - главный конкурентный фактор в регионах",- считает старший аналитик инвестиционной компании Mint Yard Capital Андрей Верхоланцев.
Однако управляющий партнер Management Development Group (сеть магазинов "Гастрономчикъ") Дмитрий Потапенко думает, что у системы самостоятельной оплаты покупок много недостатков. "Может быть, установка терминалов имела бы смысл, если бы в России не было повального воровства. Сотрудники магазинов все равно вынуждены контролировать оплату. Я сомневаюсь, что "Ашан" получает существенную экономию от внедрения этой системы",- рассуждает он.
Низкий градус
В "Нашей радуге" прохладно несмотря на то, что на улице жара. Все холодильники и охлаждаемые полки с мясом, фруктами, молочной продукцией компания сгруппировала в одну особую зону площадью 900 кв. м. На самих полках поддерживается определенная температура: для мяса от 0 до +2 0С, для молочных товаров от -4 до -6 0С, для овощей и фруктов +14 0С. В проходах же между этими полками всего +16 0С.
В обычных гипермаркетах холодильники расставлены по всему торговому залу, где температура рядом с полками может быть выше 20 0С. Понятно, что открытые охлаждаемые полки тратят меньше энергии, если работают в более прохладном помещении. "Мы меньше обогреваем холодную зону, следовательно, меньше энергии тратим на охлаждение товаров на полках и в холодильниках",- говорит Гафар.
Эту концепцию "Ашан" частично заимствовал у Metro Cash & Carry, где, например, для мясной продукции сделали закрытые помещения площадью 100 кв. м с температурой от 0 до +2 0С. Но в "Ашане" решили, что так сильно морозить покупателей не будут.
Впрочем, даже снижение температуры до +16 0С в зоне скоропортящихся продуктов позволило, по словам Брюно Гафара, сократить расходы на электричество в "Нашей радуге" в сравнении с их обычными гипермаркетами на 50%. По мнению экспертов, столичный гипермаркет тратит в среднем 400-500 руб. в месяц на оплату электричества с одного квадратного метра торговой площади. "Если в "Нашей радуге" добились показателя хотя бы 300 руб., это впечатляющий результат",- уверен Андрей Верхоланцев.
Ставка на местных
Основой ассортимента "Нашей радуги" должна стать продукция местных производителей. "Когда мы запускали проект, то провели опрос, какие товары люди предпочитают",- говорит Брюно Гафар. Оказалось, в регионах очень любят местные товары. В "Ашане" решили, что этим нужно воспользоваться, тем более что работа с региональными производителями поможет уменьшить издержки.
В "Ашане" утверждают, что контракты с местными поставщиками сегодня заключают на значительно более мягких условиях, чем с федеральными. "Прежде всего, мы смягчаем условия в плане отсрочек платежей и закупочных цен",- говорит Гафар. С одной стороны, для сети это менее выгодно, чем работать с федеральными поставщиками. Однако, объясняет Гафар, товары федеральных партнеров приходится возить в регионы из Москвы, в то время как "при работе с местными поставщиками почти нет расходов на логистику".
В регионах сеть ищет прежде всего поставщиков свежих продуктов: овощей, мяса, яиц и молока. Но таких компаний немного: местные игроки поставляют "Нашей радуге" пока не более 4% наименований товаров. В Пензе "Ашан" нашел 17 поставщиков с 400 наименованиями, а в Калуге - 11 компаний с 350 наименованиями. "Эта работа только началась,- рассказывает Гафар.- Мы планируем два-три раза в год встречаться с местными производителями. Например, сейчас ищем поставщиков свежей рыбы".
Участники рынка говорят, что найти партнеров в регионах будет непросто. ""Нашей радуге" необходимо, чтобы товары были расфасованы и снабжены штрихкодами,- говорит Потапенко.- Большая часть производителей в регионах такого оборудования просто не имеют". В прошлом году против "Магнита" ФАС даже возбудила два дела, потому что сеть требовала от поставщиков наносить на упаковки штрихкоды.
В "Ашане" "Нашей радугой" довольны. Возможно, в 2012 году рассмотрят вопрос о переносе этого формата в другие страны. В России же "Нашу радугу" будут строить в городах с населением до 500 тыс. человек. Но там придется конкурировать с другими дискаунтерами. Так, "Магнит" уже открыл 64 гипермаркета схожего с "Нашей радугой" размера, а Х5 Retail Group намерен развивать похожий формат под маркой "Пятерочка-макси". Верхоланцев оценивает средний чек в "Нашей радуге" в 800-1000 руб., а выручку с квадратного метра за год - в $10-11 тыс. Если оценки справедливы, то "Наша радуга" вполне конкурентоспособна. В гипермаркетах "Магнит" выручка с квадратного метра - $10 тыс., а средний чек - 512 руб.
В борьбе за российские регионы каждый ритейлер старается предложить покупателям самые дешевые товары и при этом сохранить свою маржу. Похоже, Х5 Retail Group и "Магниту" стоит готовиться к наступлению на свою территорию французов.
Advertology.Ru
04.08.2011
Комментарии
Написать комментарий