Как договориться с властью? И стоит ли с ней договариваться?
Гораздо хуже тот контекст, в рамках которого все это происходит. Дело в том, что законодательное ограничение добросовестного рекламирования товара – это в любом случае нарушение очень многих экономических предпосылок деятельности. То есть если товар легально производится, то должен иметь возможность и официально продвигаться. При этом с подобным преследованием Думу волнуют довольно разные вещи: пиво, табак, контрацептивы, прокладки. Предыдущую Думу волновали прежде всего прокладки, что в общем-то и понятно: там были люди постарше, и прокладки их крайне раздражали.
Я в "прошлой жизни" психиатр, и последняя моя медицинская должность была "научный сотрудник института наркологии". Поэтому со многими вопросами знаком с "другой" стороны. Понятно, что пиво попало под раздачу в рамках отвлечения внимания от реформы льгот. Но ведь проблема алкоголя в России неоднозначна. Все данные, которые есть за последние годы, демонстрируют, что люди, активно пьющие водку, за последние годы потеряли каждого третьего. Но не в результате смертности, а в результате перехода на пиво. Интересно анализировать данные по годам и возрастам. Казалось бы, с чего бы люди, которым в 97-м было 25-34, должны через 7 лет пить водку в меньших количествах? Но пивная реклама выполнила эту социально значимую задачу, изменив структуру потребления, вытеснив тяжелый алкоголь по крайней мере из товаров повседневного спроса. Действительно, в социальном плане вытеснение тяжелого алкоголя пивом, вином и слабоалкогольными коктейлями, это более правильная форма модификации ежедневного поведения. А отсутствие рекламы пива и вина приведет к возвращению на тяжелый алкоголь, в том числе и на водку. И в социальном плане это крайне вредно.
Вопрос: плохо ли, что подростки пьют на остановках пиво из бутылки? Вообще-то это проблема не рекламы, а семейного воспитания. Офис "Дымшиц и партнеры" расположен рядом с Ходынским Полем, где часто проходят репетиции парадов. С утра, перед тренировкой, офицеры академий часто идут в полной форме с бутылкой пива. На мой взгляд, это бардак намного больший, чем подросток с этой же бутылкой на остановке.
Хотя тема заявлена как некое сотрудничество с властью по этому поводу, я вижу только пункты для преследования Госдумы, партии Единая Россия, потому что эту деятельность возглавляет на сегодняшний день некий Владимир Мединский, входящий туда по партийным спискам. Он рассказывал Думе про рекламу табака. Табакокурение оказывает вред здоровью куда больший, чем все алкогольные напитки, вместе взятые, но к табаку у нас отношение лояльнее. Так вот, для преследования всей этой публики существуют законодательные ресурсы. На западе подобные кампании начинались в рамках деятельности различных общественных организаций и преследовали цель прекратить введение людей в заблуждение. Статья гражданского кодекса РФ предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами (действия, наносящие вред здоровью). А нынешняя политика относительно рекламы потенциально наносит вред здоровью населения страны именно возвратом к тяжелому алкоголю и развитием курения.
Мировая практика показывает, что пока депутаты, которые разрабатывают подобные законы и голосуют за них, не преследуются, они так и будут рассказывать сказки, как у нас Слиска. Недавно Слиска где-то прочитала, что мобильные телефоны вроде бы могут вредно воздействовать на здоровье. На следующий день в Думе начали обсуждать введение ограничений на рекламу мобильных телефонов. И это не шутка. Люди принимают решения, исходя из каких-то предположений. То же можно сказать о борьбе с противозачаточными средствами и средствами гигиены. С 1996 г. по 2003 г. наибольший уровень абортов сохранился у женщин в возрасте старше сорока лет, а у молодежи он стал падать. Уровень рождаемости за последние 15 лет максимально упал среди женщин возрастной группы 15-19 лет. Как относиться к этой составляющей показателя, не совсем понятно. Разве плохо, что девочки перестали рожать в 15? Но подконтрольные власти СМИ не могут доносить до населения необходимую информацию.
Тема запрета рекламирования водки легкая и лежит на поверхности. Гораздо глубже последствия общего подхода к проблеме. Очевидно, что продавливание закона о запрете рекламирования пива, чтобы вернуться к водке, выгодно прежде всего региональным властям. Никаких других интересов, связанных со здоровьем населения, не проглядывается. Есть еще Анищенко, известная птица-говорун, придумавший пивной алкоголизм. Но алкоголизм пивом не поддерживается. Один из признаков алкоголизма – снижение чувствительности к алкоголю, соответственно, развиваться он на пиве может, а вот протекать будет уже не на нем. "Пивной алкоголизм" всегда считался некой неудачной шуткой из общества трезвости, тем более что карикатуристы любимый объект пьянства искали именно в обществе трезвости.
Меня удивляет позиция общественных организаций. Я обращался напрямую к пивникам – они отказались действовать. То, чем занимается правительство – далеко от законодательной деятельности. Но гражданских исков к Думе вообще и депутатам в частности не было ни одного.
Александра Полюшкова
20.12.2004
Комментарии
Написать комментарий