Статьи

Джеймс Бонд – двигатель торговли

Джеймс Бонд – двигатель торговлиМагия кино правит миром. Виртуальные герои диктуют обществу стандарты поведения, стиль одежды и крылатые фразы. Экран стал не просто законодателем моды, но и учителем жизни. Пройти мимо такого феномена рекламная индустрия, естественно, не могла. Так возник продакт-плейсмент – изобретение, позволяющее ненавязчиво рекламировать тот или иной продукт в кинофильме.

Строго говоря, продакт-плейсмент – рекламное размещение определенной марки или самого товара в художественном произведении – не ограничивается сферой кино. Эти технологии с успехом применяются при производстве музыкальных клипов, компьютерных игр, в книгоиздании. Но по своей эффективности воздействия на аудиторию киноэкран намного превосходит все остальные носители такой рекламы.
Существует три вида продакт-плейсмента: визуальный, когда продукт, услугу или логотип можно просто увидеть; вербальный, когда актер упоминает об этом продукте; и, наконец, комплексный, который чаще всего предполагает, что герои ленты пользуются им в своей виртуальной жизни. Такая разновидность продакт-плейсмента в наибольшей степени востребована рекламодателями. При выборе киногероя, с которым будет ассоциироваться продукт, тоже важно не ошибиться. Это должен быть привлекательный для зрителя образ, которому хочется подражать.
С точки зрения бизнеса продакт-плейсмент выгоден и для заказчика, и для исполнителя. Герои, так или иначе, вынуждены по ходу действия что-то пить, во что-то одеваться, на чем-то передвигаться. Неудивительно, что сегодня появление в кадре крупным планом бутылки минеральной воды, одежды от кутюр или определенной марки автомобиля бывает результатом коммерческого соглашения между рекламодателем и кинофирмой. Так маркетологи добиваются яркого и выигрышного представления своих продуктов. Кинопродюсеры, в свою очередь, получают живые деньги за размещение рекламы.
Другое явное преимущество продакт-плейсмента – позитивное восприятие зрителем. Не секрет, что традиционная реклама теряет свою эффективность. Натолкнувшись на рекламный блок, человек нередко либо переключает канал, либо просто отвлекается от происходящего на экране. Продакт-плейсмент не прерывает действие фильма. Поэтому гарантирует максимум внимания и зрительского интереса к предлагаемому продукту.

Шпинат, который меня соблазнил
Считается, что одним из первых опытов в этой области стал мультсериал про моряка Попая (Popeye), который появился на экранах еще в 30-х годах прошлого века. Этот персонаж поглощал огромное количество шпината, благодаря которому обретал невиданную силу. В итоге сбыт шпината в США вырос в несколько раз.
Однако настоящим символом продакт-плейсмента стал знаменитый агент 007. На основе размещений в фильмах из сериала о Джеймсе Бонде строили свои рекламные компании такие фирмы, как BMW, Ericsson, Smirnoff, Omega, Martini, Visa, Caterpillar. И неизменно достигали впечатляющих результатов. Известно, например, что концерн BMW только после фильма "Золотой глаз" увеличил свои продажи на $300 миллионов. А спрос на часы Omega вырос в 9 раз.
Не отстают от агента 007 и другие известные киноперсонажи. Так, в ленте "Остин Пауэрс: шпион, который меня соблазнил" были представлены по меньшей мере 14 различных брэндов. Компания Seagram’s за эпизод в фильме "Основной инстинкт" с участием виски Jack Daniel’s заплатила $1,2 миллиона. В результате продажи напитка увеличились в пять раз.

Любить по-русски... холодильник
История российского продакт-плейсмента пока не столь впечатляет. Что вовсе не удивительно, учитывая его юный возраст.
– Отправной точкой этого процесса, – утверждает генеральный директор агентства TVIN Инна Архипова, – нужно считать картину Эльдара Рязанова "Предсказание", снятую в 1993 году. Для фильма была написана специальная сцена, в которой герой Олега Басилашвили дарит даме своего сердца французские духи. При этом демонстрируется флакон, звучит название духов и рассказывается об их достоинствах. Это было первое оплаченное размещение в истории отечественного кинематографа. Все, что происходило до этого, – не более чем госзаказ. Я имею в виду такие хрестоматийные фильмы, как "Приключения итальянцев в России" (фильм рекламировал отечественный автопром) или "Спортлото-82" (что фильм пропагандировал, ясно из названия).
Появившийся десять лет назад, отечественный продакт-плейсмент постепенно набирал обороты. В сиквеле "Любить по-русски-3" объектом скрытой рекламы стал немецкий холодильник. Известная фирма – производитель бытовой техники – именно таким образом решила завоевать сердца массового покупателя. Затем последовала знаменитая эпопея "Особенностей национальной охоты и рыбалки". Помимо водки в этих фильмах успешно "раскручивались" брэнды сигарет, джипов-внедорожников, мобильной связи, пива и даже пельменей.
     
Шанс для пивной рекламы
Однако все это были лишь отдельные эпизоды использования технологий продакт-плейсмент, которые долго не складывались в единый процесс. Ситуация изменилась с началом массового производства отечественных сериалов.
– Телесериал оказался очень удобен в маркетинговом отношении, – говорит Инна Архипова. – У него короткий производственный цикл. Понятная дистрибуция. Наши клиенты получили возможность программировать свои маркетинговые действия. Кроме того, в этом случае легко отследить эффективность того или иного размещения. Ее количественный показатель измеряется непосредственно рейтингом сериала. Ведь, в отличие от рекламного блока, который смотрит с вниманием не более 35% зрителей, само художественное произведение привлекает все 100% аудитории того или иного фильма. Недавно мы с помощью социологической компании провели серьезное исследование. Опрашивалась зрительская аудитория нескольких отечественных сериалов. Оказалось, что скрытую рекламу замечают в фильме около 80% зрителей. При этом около 70% заявили, что такая реклама их не раздражает. Примерно столько же зрителей смогли восстановить по памяти сюжет, связанный с тем или иным брэндом.
Однако, даже несмотря на телесериальный бум, рынок российского продакт-плейсмента пока невелик. На этой ниве работают лишь несколько самостоятельных агентств. Кроме того, соответствующие службы имеют крупные телевизионные каналы. Объем российского рынка продакт-плейсмента, по разным оценкам, составляет $4–6 миллионов. В то же время западные компании тратят на продакт-плейсмент ежегодно не менее $1 миллиарда.
Безусловно, существуют объективные пределы развития рынка продакт-плейсмента. Прежде всего, он ограничен объемами национального кинопроизводства в стране. Однако даже с этой точки зрения у России хорошие перспективы. В 2003 году российский рынок кинопроизводства оценивался в $152 миллиона. Еще около $300 миллионов составил рынок телесериалов. Получается, что объемы национального продакт-плейсмента пока не вышли за пределы 1–2% от этих сумм. В то же время в Голливуде на продакт-плейсмент приходится 20–30% от всего объема кинопроизводства.
Прогнозы, как известно, вещь неблагодарная. Если говорить о продакт-плейсменте, то неопределенность ситуации усугубляется его неясным юридическим статусом. Достаточно сказать, что продакт-плейсмент до сих пор не признан российским законодательством как официальная рекламная технология. Это во многом мешает его полноценному развитию. Впрочем, у такой неопределенности есть и свои плюсы. Например, специалисты предсказывают, что после запрета на рекламу своей продукции пивные компании будут вынуждены обратить свои взоры именно на продакт-плейсмент. Ведь на него эти ограничения в силу тех же самых причин пока не распространяются. Как долго эта сфера рекламного бизнеса будет существовать на полулегальном положении и каким образом это отразится на российском кино – покажет будущее.

Алексей Букин
журнал "Деловые люди"

16.12.2004

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

09.01.2025 - 18:08
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация