Есть мнение ...

Нейминг для национальности

Нейминг для национальности

Вражда и ксенофобия, захлестнувшие общество в условиях отсутствия национальной политики, сегодня угрожают мирному существованию государства. Озадаченные власти предложили объединить народ, введя общее для всех название национальности - россиянин.

Об этом говорил на прошедшем Госсовете президент Дмитрий Медведев. Поможет ли новое название - об этом Виктор Кухарский, публицист, эксперт Центра парламентских коммуникаций «Парлкомм», генеральный директор Промышленно-консалтинговой группы «Развитие».

Допустим, мы начали называть всех жителей России россиянами. Очевидно, что эти нюансы будут иметь смысл только для нас, граждан страны. В мире нас как называли русскими, так и будут называть. Хоть чеченец ты, хоть калмык - «рашн» и всё тут. Да и многие жители России особой разницы в этих словах не заметят. Возникает резонный вопрос: тогда зачем из слов огород городить? Жителей Канады называют канадцами, жителей Австралии - австралийцами, а жителей Малайзии - малазийцами, несмотря на то, что по происхождению люди могут быть кем угодно: евреями, маори или китайцами. Жителей России традиционно называют русскими, а определять и доказывать свою индивидуальность - это уже личное дело каждого. Самобытность такое понятие, которое легко образуется в маленькой стране, но с трудом находит себе место в империи.

Разумеется, необходимость объединения всех жителей страны по некому общему принципу назрела давно. Еще 20 лет назад, как только распалась такая общность, как советский народ, возникла потребность в самоопределении. Казалось, что достаточно «вернуться» к исторической России царских времен и все заживут на новый лад. Но этого не произошло, во многом оттого что не были проговорены базовые принципы формирования государства. Не определена была философия существования общества, его сущность, или, как модно говорить, национальная идея. Все усилия были брошены на экономику, на базис, а надстройка осталась неопределенной. Но долго так продолжаться не может, - все должно быть уравновешено, и национальные интересы в том числе.

Царская Россия была империей со своими принципами, где с нацменьшинствами особо не церемонились. В СССР была четко выстроенная национальная политика, её смысл - интернационализм - впитывался каждым еще со школьной скамьи. Сегодня эту немодную категорию сменили вражда и ксенофобия, и этот факт нужно откровенно признать. Очень многие недоразумения с позиционированием в России происходят именно по причине недосказанности в национальной политике, отсутствия четких принципов. Их нужно формировать и взвешенно и последовательно доносить как жителям страны, так и мировой общественности. Да, это долгий процесс, который займет годы. Но довольно легкомысленно надеяться на то, что власти спустят сверху определение, и страна заживет по-другому.  Столь поверхностное скольжение в решении глобальных проблем, к сожалению, уже стало системой: ужесточить штрафы, повысить налоги, поменять название ведомства... При этом не меняется главное, не строится сущностное определение, не просматривается желание действительно укрепить общество, преодолеть социальный пессимизм.

Если серьезно говорить о решении, думаю, противопоставление «русских» - «россиянам» ни к чему хорошему не ведет, напротив, создает лишний конфликтный узел. По этому поводу можно вспомнить одну интересную аналогию. В свое время, когда Съезд народных депутатов переименовывал РСФСР в Россию, возник спор. Одни («державники») хотели назвать страну «Россия», другие (представители автономий) ‑ «Российская Федерация». Разгорелись нешуточные страсти, никто не хотел уступать, и тут кому-то в голову пришла светлая мысль. «А зачем городить проблему на пустом месте, если можно сделать оба названия эквивалентными?» На том и порешили, а впоследствии перенесли эту статью в новую Конституцию: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны». С тех пор эта «проблема» больше никого не волновала. То же самое стоило бы сделать с «проблемой» русские/россияне: на официальном уровне приравнять оба слова друг к другу, а там уж пусть каждый делает личный выбор.

Нет смысла искусственно разводить наименование гражданской нации и самой многочисленной этнической группы. Если у нас «русские» и «россияне» - не одно и то же, то значит, и интересы у «русских» и «россиян» - разные, и мы сами заставляем людей мыслить в русле этнонационализма. Лучше научить людей разделять контексты: когда речь идет о «русских» как о гражданах государства Россия, а когда - о «русских» по происхождению, как об этнокультурной группе. Это более «педагогично» с точки зрения воспитания цивилизованных граждан. И это вполне осуществимо посредством коммуникативных программ, которые государство может инициировать.

И еще одно. Немцы после войны строго вычистили из своего законодательства все, что могло бы намекать на нацизм. Тем не менее, в Конституции ФРГ слово «немец» используется как синоним слова «гражданин». И никто не видит в этом умаление граждан других этнических групп: все понимают, что речь идет о «немцах» как о гражданской нации. Превратив свой этноним в наименование гражданской нации, немецкое большинство как бы принимает всех остальных граждан в свою семью. На мой взгляд, очень удачный и заслуживающий внимания пример.

В заключение, казалось бы, очевидная мысль, которую, тем не менее, приходится проговаривать. Название нации определяет сама жизнь, а в жизни должны быть цели. Четко их сформулировать - в этом задача власти.

Виктор Кухарский
Advertology.Ru

24.02.2011

на печать


Комментарии

Zaz
02.03.2011 12:48 | сообщение #1
 

Русские и есть россияне, нечего выдумывать...

Энрике
04.03.2011 12:19 | сообщение #2
 

Текст пустой - стоило с этим вылазить на трибуну?

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.01.2025 - 17:11
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация